<<Лид>>
⏱️ Когда нужен репетитор
Репетитор проводит индивидуальные или мини-групповые занятия по академическим дисциплинам. На индивидуальных занятиях преподаватель помогает понять трудные темы, подготовиться к олимпиаде или экзамену, если ученику или его родителям важно улучшить знания и отметки.
К репетитору стоит обратиться, если:
- ребёнок посещает уроки в школе, выполняет домашние задания, а получить более высокий балл или разобраться в предмете не получается;
- никак не удаётся освоить некоторые навыки или понять какую-то тему, а на носу экзамены;
- на уроке вроде всё понятно, а дома систематически не получается выполнять задания.
Однозначно ответить на вопрос, сколько занятий понадобится, невозможно. Это зависит от цели уроков, уровня знаний ученика и частоты занятий. Например, восполнить пробелы в знаниях хорошиста после болезни иногда удаётся за пару занятий, а подготовить сильного отличника к олимпиаде можно за полгода, если заниматься трижды в неделю.
Самые популярные запросы на репетиторство
Как выбрать репетитора по английскому
В первую очередь нужно обратить внимание на образование специалиста. Репетитор по образованию может быть как преподавателем, так и переводчиком. Здорово, если он окончил профильный языковой вуз. Не нужно стремиться любыми средствами попасть к носителю языка: он точно будет отлично знать язык, но может иметь трудности с объяснением правил ученику, особенно если он никогда не занимался преподаванием, или, например, работает в основном со взрослыми. Поэтому важно помнить, что отличное владение языком и умение преподавать — разные вещи.
Второе — это сертификаты. Здесь важно упомянуть о сертификатах двух типов. Первый — непосредственно об уровне языка. Не ниже B2 для начальной школы и не ниже C1 для средней и старшей. Второй — преподавательские сертификаты. К ним относятся TKT, CELT-P для работы с учениками начальной школы, CELT-S для преподавания в средней школе.
Третье — умение найти подход к ученику. Если репетитор нужен для дошкольника или младшего школьника, которому необходимо не только объяснить материал, но и заинтересовать его предметом, можно отдать предпочтение репетитору с меньшим уровнем языка, например B1, а не В2. Если специалист преподаёт с использованием концепции edutainment (наиболее близкий аналог на русском — «учение с увлечением») и умеет превратить урок в игру, он точно станет лучшим вариантом.
При поиске репетитора для средней школы важно обращать внимание на умение находить общий язык с подростком — об этом можно спросить прямо. Важно также уметь мотивировать ребёнка к изучению языка.
В старшей школе на первый план выходят академические успехи репетитора, его уровень языка и умение чётко рассчитать, какая нагрузка понадобится для достижения поставленной цели.
Как выбрать репетитора по математике
Выбирая программу и методику, репетитор по математике прежде всего должен ориентироваться на ребёнка. Поэтому так важно, чтобы на первых уроках педагог проверил не только знания ребёнка, но и его особенности восприятия информации — какой вид памяти лучше развит, как он лучше понимает объяснения, как долго может удерживать внимание на уроке.
Говоря о математике для начальной школы, можно с уверенностью утверждать, что всем детям нравится игровой формат занятий. Изучать математику онлайн в форме квестов, приключений и путешествий гораздо увлекательнее, чем по примерам в скучных учебниках.
Для учеников начальной школы стоит рассмотреть репетитора с профильным педагогическим образованием, потому что в этом возрасте важнее, как преподносится информация, а для учеников средней школы — с профильным. Если цель подготовиться к олимпиаде — выбирать составителя олимпиады, преподавателя, который каждый год готовит призёров и победителей, или студентов, которые выиграли олимпиаду недавно. В любом случае нужно обратить внимание не только на уровень образования и опыт, но и на умение донести информацию до конкретного ученика.
Как выбрать репетитора по ЕГЭ
Есть несколько общих правил:
- уточнить, профильное ли образование у репетитора;
- узнать количество успешно сдавших экзамен в предыдущие годы;
- понять, разбирается ли он в особенностях, нюансах и деталях, которые обновляются каждый год: например, вузовские преподаватели помогают разобраться в предмете, но не всегда разбираются в особенностях ЕГЭ;
- выяснить срок и условия, при которых ученик сможет достичь определённых результатов;
- поинтересоваться системностью и дисциплиной в подготовке: репетитор оговаривает, на какие темы стоит обратить внимание на первых занятиях, а какие лучше оставить на последние дни перед экзаменом, объясняет, почему нужно сделать именно эти задания и почему важно их выполнить.
🧑🏫 Какого выбрать репетитора
Часто репетиторы проводят пробное занятие-консультацию для знакомства с учеником. Оно бывает платным, бесплатным или более дешёвым, чем обычный урок репетитора. Это зависит от принципов преподавателя или правил школы.
На пробном занятии репетитор старается собрать необходимую информацию об ученике: какие он испытывает трудности, чем интересуется и какую ставит перед собой цель, чтобы взять максимум от первого урока. В Фоксфорде также можно посмотреть бесплатные короткие уроки от репетиторов. Это даст ученику и родителям базовое представление о том, как тот или иной преподаватель объясняет материалы, а также о том, как проходят занятия на платформе.
Ребёнку нужно обратить внимание на факторы, которые помогут сделать выбор.
Возраст
Важно понять, кажется ли репетитор достаточно солидным, чтобы выполнять его требования, или насколько учитель современный, легко ли находить общий язык. Заниматься придётся регулярно, и для успеха важно, чтобы уроки были психологически комфортными.
Стиль преподавания и темперамент
Учитель может в определённых пределах регулировать темп своей речи и интонацию голоса, но не всегда экспрессивный педагог подходит ученику-меланхолику. На пробном занятии можно понять, нравится ли учитель, который активно жестикулирует по поводу отношений катета и гипотенузы, или нужен более спокойный педагог.
Профиль работы
Если у ребёнка есть проблема с правописанием -нн- в суффиксах прилагательных и при этом он мечтает победить во Всеросе по русскому, нужен репетитор для подготовки к олимпиаде. На пробном занятии преподаватель увидит трудности, но он не догадается о планах, если о них не сказать.
Иногда после нескольких месяцев занятий родители или ученик говорят, что не видят прогресса. В этот момент выясняется, что школьник пишет пробный экзамен так же плохо, как и прежде, но репетитор даже не знает, что от него требуется готовить к ОГЭ.
Чтобы подготовиться к ДВИ по химии в МГУ, нужен репетитор соответствующего профиля. О цели поступить в определённый университет необходимо сообщить сразу, чтобы репетитор понял свою задачу или посоветовал обратиться к своему коллеге.
Рекомендации после вводного урока
После первого вводного занятия репетитор даёт свою оценку уровня знаний ученика, называет проблемы, которые заметил, и предлагает план дальнейшей работы. Важно внимательно выслушать всё, что говорит репетитор, в случае несогласия высказать своё мнение и задать вопросы.
Например, преподаватель говорит: «Сейчас у вас такой-то уровень и цель сдать ОГЭ на четыре. Сейчас март, если будем заниматься три-четыре раза в неделю плюс домашние работы, то успеем подготовиться». Если ученик хочет не четыре, а пять, нужно сразу оговорить, возьмётся ли репетитор за эту задачу и при каких условиях. Бывает, что родитель не готов платить за четыре занятия в неделю или ученик из-за другой нагрузки не может столько заниматься. В этом случае приходится либо снижать планку ожиданий либо искать возможности, чтобы заниматься больше.
Где найти репетитора
Школы: онлайн и офлайн
Можно целенаправленно заходить на сайты образовательных организаций и смотреть, какие услуги они предоставляют. Например, в офлайн-школе может быть курс по подготовке, а в онлайн-школе — пакет занятий по предмету.
<<Блок перелинковки>>
В Фоксфорд обращаются ученики и родители, которые ищут репетитора. Это удобно, поскольку не нужно никуда ездить и часто выходит дешевле очных занятий. Многие наши ученики живут в маленьких городах, где трудно найти преподавателя высокого уровня. В отдалённых селениях учителя работают в единственной школе, поэтому найти кого-то со стороны невозможно.
Возможно, стоит поискать варианты в дополнение к индивидуальным занятиям. Например, репетитор может давать ребёнку больше самостоятельных заданий либо договориться с ребёнком, что какие-то темы он пройдёт самостоятельно. Либо ребёнок может посещать дополнительные занятия в школе, если такие предусмотрены (например, занятия по подготовке к олимпиадам), или объединиться с одноклассниками и собираться раз в неделю, чтобы решать задания и делиться способами их решения.
В случае когда нужно достичь больших результатов за короткое время, на первый план выходит не форма работы — с репетитором или без него, а количество часов, проведённых за изучением новых тем и выполнением заданий, которые при внимательном контроле репетитора перерастёт в качество усвоенного материала. Главное — проявить настойчивость и использовать все имеющиеся ресурсы.
В случае если ребёнок физически не успевает подготовиться к экзамену на желаемую оценку из-за загруженности в других занятиях, стоит приоритизировать цели — ответить на вопрос, что сейчас важнее и есть ли возможность вернуться к другим занятиям после сдачи экзаменов.
⭐ От чего зависит успех занятий
Успех зависит от взаимодействия двух сторон — ученика и педагога.
Мотивация
Старшеклассника, который стремится поступить в престижный вуз, не приходится заставлять делать домашнее задание. У неуспевающих школьников часто возникает проблема: они неохотно включаются в занятия и либо не выполняют домашку, либо списывают из решебников.
<<Лидген для статьи>>
Домашние задания
Чтобы достичь амбициозной цели, например сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужно проделать большую работу. Чем значительнее разрыв между уровнем знаний ученика и желаемым результатом, тем больше школьнику нужно заниматься самостоятельно, решать варианты заданий. Если ученик не выполняет домашние задания, репетитор не сможет только за счёт уроков обеспечить необходимый результат.
В ситуации с незаинтересованным учеником начальной или средней школы сложные домашние задания, напротив, только отобьют желание учиться. Поэтому на первых порах репетитор задаёт интерактивные игровые задания или просмотр образовательных роликов на ютьюбе, чтобы затем обсудить на уроке.
Контакт
Родители платят за занятия и рассчитывают на результат, который можно достичь только при желании ученика и поддержке репетитора. Поэтому и родитель, и школьник, и преподаватель должны поддерживать связь и обсуждать возникающие вопросы.
К сожалению, нередки ситуации, когда родители ждут чудес от репетитора, поскольку они оплатили пакет занятий. При этом мамы или папы не читают письма преподавателя, а школьник пропускает уроки и не выполняет домашние задания.
Как правило, у репетитора есть программа занятий, которую он предлагает ученику, с которой знакомит родителей. По этой программе можно отследить продвижение в материале, увидеть проблемы и оценить шансы на успех.
Взаимопонимание между родителем и учеником особенно важно, иначе мечты родителя о поступлении школьника, например, в столичный вуз вряд ли будут исполнены.
✔️ Как понять, что репетитор подходит
Чек-лист для ученика
Чек-лист для родителя
Чем больше утверждений характеризуют вашу ситуацию, тем выше шансы на успех занятий.
👀 Что запомнить
- Выбор репетитора важен, потому что именно репетитор может помочь пробудить интерес к предмету, освоить трудные темы или подготовиться к экзаменам и олимпиадам.
- Важно, чтобы репетитор подходил ученику по человеческим качествам, стилю общения, требовательности или мягкости.
- На первом занятии с репетитором необходимо чётко обозначить свою цель, например, «поступить в МГИМО», «вытянуть физику на тройку» или «разобраться с делением простых дробей».
- Когда репетитор даёт обратную связь после знакомства, следует внимательно выслушать, как он оценивает ваши знания, как понимает цель и какой план работы предлагает.
- Если старшеклассник не выполняет домашние задания и пропускает занятия, а родители устраняются из ситуации, семья рискует напрасно потратить время и деньги.
- Если ученик не нацелен на результат, занятия не принесут ожидаемой пользы.
- Ученика с низкой мотивацией сначала нужно заинтересовать, поэтому первое время прогресс в учёбе вряд ли будет заметен.
- Следить за эффективностью занятий помогает план, который предлагает репетитор.