SMM (Social Media Marketing) — это маркетинг в мире социальных сетей. Аудитория социальных сетей огромна и продолжает расти. Чем моложе поколение, тем больше времени ежедневно оно проводит в интернете. Поэтому продвижение и реклама компаний тоже уходят в онлайн.
Раньше компании выкупали билборды, вешали рекламу на столбах, делали яркие вывески, чтобы рассказать о себе потенциальным клиентам. Сейчас же брендам выгоднее знакомиться со своей аудиторией и предлагать ей свои услуги в социальных сетях. Например, у Фоксфорда есть аккаунты в Телеграме и Инстаграме (в России признана экстремистской), а ещё ВКонтакте.
SMM-специалист отвечает за то, насколько ярко и привлекательно бренд будет представлен в социальных сетях, заинтересует ли контент аудиторию, которая может стать клиентами компании.
«Хороший аккаунт бренда обладает высоким вовлечением: пользователи социальной сети много взаимодействуют с контентом, то есть лайкают, комментируют, пересылают другим пользователям, активно участвуют в конкурсах. За счёт этого повышается узнаваемость компании и лояльность к ней», — SMM-лид Фоксфорда Лена Молодцова
Современные сети поддерживают удачные посты, видео, аккаунты, которые нравятся пользователям. Поэтому, если SMM-специалисты создают контент, который много лайкают и комментируют, алгоритмы социальной сети показывают такой аккаунт ещё большему количеству новых пользователей. Так, аккаунт компании увидят множество людей, которые раньше ничего о ней не знали. А в будущем часть этих пользователей социальной сети обратятся за услугами компании.
Работа SMM-менеджеров важна для компании, ведь именно эти люди привлекают новых клиентов и постоянно придумывают креативные способы заинтересовать аудиторию.
<<Лидген для статьи>>
SMM-менеджер обычно ведёт аккаунты компании в нескольких социальных сетях, используя разные инструменты платформ. Например, где-то нужно делать упор на видеоконтент, рилсы, визуал, а где-то аудитория больше привыкла к текстам и готова уделить больше времени чтению поста.
«Обязанности SMM-менеджера различаются от компании к компании. В маленьких стартапах все социальные сети ведёт один SMM-специалист: он сам пишет тексты, снимает видео и фото, общается с подписчиками, работает с метриками и продвижением. В компаниях побольше SMM-специалисты концентрируются на выстраивании образа бренда и создании контента, а картинки и видео заказывают у дизайнеров», — SMM-лид Фоксфорда Лена Молодцова
«В последние годы стали появляться SMM-менеджеры, которые специализируются на конкретных социальных сетях или инструментах. Например, в команде Фоксфорда есть отдельный специалист, который делает рилсы», — SMM-менеджер Домашней школы Фоксфорда Ваня Шаманский
SMM-менеджеры обычно много общаются со всеми работниками компании. Они берут интервью у разных работников, чтобы сделать из этого контент, советуются с маркетологами по вопросам привлечения аудитории.
Ещё одна важная задача SMM-специалистов — общение с пользователями социальных сетей от лица бренда. Они отвечают на комментарии, иногда помогают подписчикам разобраться в вопросах, связанных с деятельностью компании. Необходимо обладать эмпатией, просчитывать все возможные варианты развития событий и хорошо чувствовать TOV компании — tone of voice, сложившийся образ бренда и его стиль общения с клиентами. Пользователи социальных сетей могут задавать неудобные вопросы или быть недовольными оказанной услугой и написать об этом, а коммуницировать с таким клиентом приходится SMM-менеджеру. Если ответить грубо, неэтично или соврать, это может ударить по репутации всей компании.
<<Блок перелинковки>>
Помимо создания контента и общения в социальных сетях, SMM-специалисты занимаются сбором и анализом данных. Им нужно отчитываться перед маркетологами и руководством проекта о росте охватов и активности подписчиков.
«Моя любимая часть работы — это придумывание креативных решений, создание чего-то необычного, что удивит людей, и полезного. Делать отчёты в табличках иногда бывает скучно, но эта часть работы занимает у меня меньше 20% всего рабочего времени, несколько часов в неделю», — SMM-менеджер Домашней школы Фоксфорда Ваня Шаманский
1. Креативность. В социальных сетях невероятно много контента, и SMM-специалист соперничает с миллиардом других аккаунтов за внимание пользователей. Необходимо уметь придумывать необычные способы подачи информации и делать контент, который будет интереснее, смешнее, полезнее, чем то, что делают конкуренты.
2. Гибкость и умение быстро ориентироваться в изменяющихся условиях.
«SMM — сфера, в которой очень быстро всё меняется: могут появиться новые законы, настроения в обществе и запросы аудитории. Меняются и сами платформы, постоянно внедряя новые инструменты и функции. Нужно уметь чувствовать изменения и придумывать новые решения», — SMM-лид Фоксфорда Лена Молодцова
3. Быстрая скорость обработки информации. В социальных сетях постоянно появляются новые тренды, и необходимо быть «впереди», чтобы успеть предугадать интересы и реакцию аудитории.
4. Грамотность и чувство языка. SMM-специалисты постоянно пишут небольшие тексты, поэтому необходимо знать правила орфографии и пунктуации, а также красиво формулировать предложения.
5. Насмотренность и знание мемов. Чтобы делать классный запоминающийся контент, нужно самому смотреть и анализировать чужой контент, первым узнавать мемы, а также хорошо шутить и уметь адаптировать все тренды под аудиторию бренда.
6. Умение анализировать и оценивать результаты своей работы.
«Мир социальных сетей непредсказуем, однако SMM-менеджеру необходимо анализировать тренды и понимать, почему какие-то посты и рилсы становятся популярными, приносят новых подписчиков и получают миллионы лайков, а какие-то остаются незамеченными. Скорее всего, не каждый ваш пост получит тысячи репостов, поэтому важно уметь здраво оценивать, что могло привести к низким просмотрам и вялой активности, и в следующий раз учитывать полученный опыт», — SMM-менеджер Домашней школы Фоксфорда Ваня Шаманский
Начинающим SMM-менеджерам обычно предлагают от 35–45 тысяч рублей, а специалистам с опытом работы и успешными кейсами — от 130 тысяч рублей.
Небольшие бизнесы, например салоны красоты и локальные магазины, иногда платят SMM-менеджерам по 15–20 тысяч рублей. Специалисты, которые ведут социальные сети таких компаний, обычно берут одновременно несколько проектов и могут получать около 100 тысяч в месяц.
Чаще всего в SMM приходят люди, получившие образование в сфере журналистики или гуманитарных наук — филологии, философии, истории искусств.
«Коллеги с таким бэкграундом хорошо чувствуют язык, умеют качественно и быстро писать тексты и создавать креативный контент», — SMM-менеджер Домашней школы Фоксфорда Ваня Шаманский
SMM-менеджерами часто становятся люди из сферы маркетинга, которые имеют опыт в продвижении продукта и понимают, почему одни инструменты вовлечения работают лучше, чем другие.