В современном мире социальные сети используют не только для общения и развлечений, но и для продвижения брендов. Компании нанимают SMM-менеджеров — специалистов, которые придумывают контент и отвечают за доверие аудитории к бренду.
Татьяна Иванова,
контент-креатор в Фоксфорде
Кто такой SMM-менеджер
SMM-менеджер занимается продвижением бренда через социальные сети. SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях.
SMM-менеджер придумывает контент-стратегию, которая отвечает интересам и потребностям аудитории. Он пишет и размещает посты и общается с аудиторией в соцсетях.
Также для специалиста SMM важно следить за трендами и конкурентами, чтобы успешно развивать соцсети. SMM-менеджер взаимодействует с маркетологами и отвечает за прогрев аудитории к переходам на сайт и покупки.
На фрилансе или у небольших брендов SMM-менеджер может выполнять все задачи самостоятельно: от дизайна до съёмки видеороликов. В крупных компаниях для этого нанимают нескольких человек.
В Фоксфорде есть два человека, которые отвечают за ведение соцсетей: контент-креатор и аккаунт-менеджер.
Контент-креатор отвечает за идеи и продвижение, анализ трендов и творчество. Аккаунт-менеджер выполняет всю менеджерскую работу: выкладывает посты, заполняет таблички со статистикой, ставит задачи корректорам и дизайнерам.
«Контент-креатору важна не столько грамотность, сколько креатив и поиск новых идей» — Татьяна Иванова, контент-креатор в Фоксфорде.
<<Лидген для статьи>>
Инструменты SMM-менеджера
Что входит в обязанности SMM-менеджера
- Написание текстов для постов.
- Анализ аудитории и конкурентов.
- Составление контент-стратегии.
- Проведение партнёрств с другими брендами.
- Проведение розыгрышей и конкурсов в социальных сетях.
- Анализ статистики постов и рилсов.
- Привлечение холодной аудитории.
- Настройка таргетированной рекламы.
- Ответы на комментарии .
Как проходит рабочий день SMM-менеджера
Контент-план SMM-менеджер обычно составляет на неделю-две вперёд. После он пишет посты и загружает их в соцсети. Иногда карточки к постам SMM-менеджеры делают сами, но в некоторых компаниях для этого привлекают дизайнеров.
В течение дня SMM-менеджер выделяет время для поиска идей и заполнения отчётов, а также для ответов на комментарии в соцсетях.
Татьяна Иванова, контент-креатор в Фоксфорде, поделилась, как проходит её рабочий день.
«В первой половине дня я смотрю и корректирую контент-план, проверяю статусы задач и придумываю новые идеи для соцсетей. После готовлюсь к созвонам с другими командами (например, командой видеопродакшена, которая снимает рилсы) и заполняю брифы. Во второй половине дня проверяю отложенные посты и вношу финальные правки. На вечер стараюсь оставить лёгкую работу — короткие тексты, для которых уже сформирована идея».
Больше всего в работе Татьяне нравится придумывать креативы, взаимодействовать с другими командами и видеть цифры залетевших рилсов и постов.
Основные инструменты SMM-менеджера:
- Figma — для создания карточек к посту.
- ОРД — оператор рекламных данных для маркировки рекламных постов.
- Metabase, Яндекс.Метрика, LiveDune — для анализа, на какие посты был больший отклик аудитории.
- Генератор utm-меток — для разметки ссылок, которые ведут на сайт бренда. По меткам SMM-менеджер может проанализировать регистрации, покупки, переходы на сайт.
- Notion, Яндекс.Документы, Yonote — для написания контент-плана, постов, ведения отчетности.
<<Блок перелинковки>>
Зарплата SMM-менеджера
Средняя зарплата SMM-менеджера по данным hh.ru на 2019 год варьировалась от 30 тыс. (в регионах) до 70 тыс. (в Москве). В 2024 году средняя зарплата составила 56 тыс. рублей — Sostav.ru.
Зарплата начинающего специалиста SMM варьируется от 30 до 45 тыс. рублей. Сотрудник с опытом работы и успешными кейсами может зарабатывать больше 100 тыс. рублей.
Также зарплата SMM-менеджера зависит от места работы: в компании, на фрилансе или в агентстве.
В компании и агентстве сотрудник получает фиксированный оклад и премии при достижении результатов, а на фрилансе зарплата специалиста зависит от количества клиентов и от задач, которые он выполняет.
Если в компании и агентстве специалисты полностью ведут соцсети бренда или клиента, то на фрилансе smm-менеджер может выполнять определённые задачи заказчика. Например, фрилансер может создать контент-стратегию, но не вести соцсети.
Как стать SMM-менеджером
Чтобы стать SMM-менеджером, можно получить высшее образование по направлению «Реклама и связи с общественностью». Обучение в вузе может дать преимущество в начале карьеры, однако в профессиях, связанных с SMM, важно получить практический опыт. Тренды в социальных сетях меняются каждый год, и потому программа высшего образования может не успевать за изменениями и не учитывать их.
«В соцсетях всё быстро меняется. В работе нет ощущения, что ты застрял на одном месте. Ты постоянно развиваешься и осваиваешь новые навыки», — поделилась Татьяна Иванова, контент-креатор в Фоксфорде.
Обучиться основам SMM-менеджмента можно на курсах, самостоятельно или на стажировке. Некоторые компании готовы обучать сотрудника с нуля. Такие стажировки часто неоплачиваемые, но они обеспечат необходимыми на старте навыками.
Татьяна Иванова рассказала, что работала в Фоксфорде корректором, но пошла на стажировку в SMM. Она всему научилась в процессе, общаясь с коллегами и руководителем.
«Мне нравилась моя работа и команда. У нас был спокойный темп работы, но я понимала, что мне хочется не корректировать тексты других, а создавать их самой».
Что запомнить
- Главные навыки SMM-менеджера: креативность, понимание трендов и адаптивность.
- Можно работать в компании, на фрилансе или в агентстве.
- SMM-менеджером может стать любой. Главное – много практиковаться и не бояться задавать вопросы.
- Задачи и зарплата зависят от места работы.
- Профессия подойдёт тем, кто не любит рутину и готов к постоянным изменениям.
- В начале карьеры базовые знания можно получить на стажировке.