<<Лид>>
Анастасия Кузнецова,
психолог, руководительница направления дошкольного и начального обучения в «Фоксфорде»
Если кратко: нет, заставлять ребёнка учиться неэффективно. Рассмотрим причины:
- Приведёт к созданию вида деятельности вместо реальной учёбы, лишь бы отстали. Не будет ни знаний, ни умений.
- Оставит грустные воспоминания о детстве.
- Подорвёт самооценку и инициативность. Ребёнок привыкает делать то, что его заставляют делать, и не может разобраться в том, что ему на самом деле нравится.
- Разрушит познавательную активность, тем самым формирует позицию «Мне это не нужно и неинтересно».
- Портит отношения с родителями. Мама или папа становятся не друзьями ребёнка, а постоянными контролёрами, которым не хочется ничего рассказывать, а особенно доверять секреты и делиться мыслями.
Что делать, если ребёнок не хочет учиться
Самое важное, что необходимо сделать, — это понять причину. Ведь только докопавшись до сути проблемы, ребёнку можно будет помочь.
Основные причины нежелания детей учиться:
- Не понимает практической ценности обучения, или «Зачем всё это мне?». Это значит, что родители недостаточно хорошо обсудили с малышом ценность образования, не привили желание узнавать что-то новое, не показали собственный пример. Теоретическое обучение должно быть всегда подкреплено практикой. Если в школе этому не уделяется внимание, родители сами могут «практиковаться» с ребёнком или же водить его в практикоориентированные кружки. Например, если на информатике в школе в теории изучают язык программирования, то в клубе по интересам можно сделать робота и запрограммировать его или же создать свою компьютерную игру.
- Находится в напряжённых отношениях с учителями или сверстниками. Даже пара неосторожно брошенных слов педагогом может поселить в ребёнке неуверенность и, возможно, отвращение к предмету и школе, а уж тем более пара таких же фраз от одноклассников.
- Чрезмерно нагружен, если кроме школы у ребёнка много дополнительных занятий. Это не значит, что их не должно быть совсем, всё дело в балансе между отдыхом и активностями.
Как договориться с ребёнком
Необходимо проработать причину из прошлого раздела и замотивировать. Существует два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя — ребёнок сам хочет что-то делать, потому что ему, например, интересно. Внешняя — ребёнка заставляют или стимулируют наградами. Активно использовать внешнюю мотивацию — не самый удачный путь.
Есть несколько советов для поддержания и развития внутренней образовательной мотивации ребёнка.
- Создайте настрой на учёбу
Нужно помочь ребёнку организовать время и место для учёбы. Важно распланировать день так, чтобы оставалось время на прогулки и отдых.
- Поддерживайте увлечения ребёнка
Старайтесь вместе осваивать новые интересные для ребёнка темы. Поощряйте интересы и делитесь впечатлениями.
- Вдохновляйте примерами великих людей
Обсудите с ребёнком, кто ему нравится из известных людей и почему. Обратите внимание на то, сколько эти люди работали и учились, полезна ли их деятельность обществу. Такие примеры могут стать дополнительными источниками мотивации.
- Не запускайте контакт с ребёнком
Дети часто задают вопросы, но взрослые не всегда на них отвечают. Чтобы понимать, что происходит с вашим ребёнком, нужно стараться отвечать на все вопросы, которые он задаёт, и поддерживать его познавательную мотивацию на разные темы.
- Станьте примером
Ребёнку с детства необходимо создавать правильное окружение, показывать, что вы до сих пор обучаетесь чему-то, что вам интересно. Невозможно приучить малыша к чтению, если вы сами не берёте в руки книжки.
- Хвалите ребёнка
Часто родители не замечают успехов ребёнка, но концентрируются на неудачах. Такой подход снижает учебную мотивацию.
Не стоит вводить «денежно-товарные отношения» в вопросах оценок и наград. Лучше внезапно награждать ребёнка за успехи небольшими сюрпризами, совместными поездками и впечатлениями. Перевод отношения к учёбе в денежный эквивалент — это не развитие внутренней мотивации, а значит, рано или поздно перестанет быть эффективным.