<<Лид>>

Анастасия Кузнецова,
психолог, руководитель направления дошкольного и начального обучения в Фоксфорде
Если кратко: нет, заставлять ребёнка учиться неэффективно. Подробнее разберём тему в статье ↓
Почему дети сопротивляются учёбе
Прежде чем заставлять ребёнка учиться, стоит понять причины нежелания:
- Скучно — программа не учитывает интересы ребёнка.
- Трудно — непонятные темы, пробелы в знаниях.
- Страх неудачи — боязнь ошибок и критики.
- Отсутствие цели — ребёнок не видит смысла в учёбе.
- Нет понимания практической ценности обучения, или «Зачем всё это мне?» — родители недостаточно обсудили с малышом ценность образования, не привили желание узнавать что-то новое, не показали собственный пример.
- Напряжённые отношения с учителями или сверстниками — даже пара неосторожно брошенных слов педагогом может поселить в ребёнке неуверенность и, возможно, отвращение к предмету и школе, а уж тем более пара таких же фраз от одноклассников.
- Чрезмерная нагрузка — если кроме школы у ребёнка много дополнительных занятий. Это не значит, что их не должно быть совсем, всё дело в балансе между отдыхом и активностями.
Пример: младшеклассник отказывается читать, потому что буквы «прыгают» (возможна дислексия), а подросток «забивает» на математику, считая её бесполезной.
Чем опасно принуждение ребёнка к учёбе
Жёсткие методы («Не выйдешь из-за стола, пока не сделаешь уроки!») дают краткосрочный результат, но вредят в долгой перспективе:
- Теряется внутренняя мотивация — ребёнок учится только из-под палки.
- Приводит к созданию вида деятельности вместо реальной учёбы — «Лишь бы отстали». Не будет ни знаний, ни умений.
- Подрывает самооценку и инициативность — ребёнок привыкает делать то, что его заставляют делать, и не может разобраться в том, что ему на самом деле нравится.
- Растёт тревожность — страх наказания мешает усваивать информацию.
- Рушится познавательная активность — формируется позиция «Мне это не нужно и неинтересно».
- Портится доверие — вместо поддержки родитель становится «надзирателем». Мама или папа становятся не друзьями ребёнка, а постоянными контролёрами, которым не хочется ничего рассказывать, а особенно доверять секреты и делиться мыслями.
- Формируется отвращение к учёбе — даже любимые предметы начинают ассоциироваться со стрессом.
- Остаётся грустное воспоминание о детстве.
По данным Journal of Educational Psychology (2023), у детей, которых жёстко контролировали, к 14–16 годам резко падала успеваемость из-за потери интереса к обучению.
Что делать, если ребёнок не хочет учиться
Вместо давления лучше развивать внутреннюю мотивацию.
Для младших школьников (6–10 лет)
- Игровой подход — учить дроби на примере пиццы, географию — через «настолки».
- Поощрение — не деньги за пятёрки, а совместная награда, например, поход в зоопарк за старания.
- Личный пример — если родители читают и учатся, ребёнок копирует поведение.
Не стоит вводить «денежно-товарные отношения» в вопросах оценок и наград. Лучше внезапно награждать ребёнка за успехи небольшими сюрпризами, совместными поездками и впечатлениями. Перевод отношения к учёбе в денежный эквивалент — это не развитие внутренней мотивации, а значит, рано или поздно перестанет быть эффективным.
Для подростков (11+ лет)
- Связь с будущим — показать, как химия пригодится в профессии дизайнера.
- Автономия — пусть сам выбирает, какой предмет учить первым.
- Социальные стимулы — обсуждение тем с друзьями, участие в олимпиадах.
Пример: в школах Финляндии (где нет оценок в начальных классах) дети учатся из интереса, а не из страха. В результате страна лидирует в рейтингах PISA.
<<Блок перелинковки>>
Как договориться с ребёнком
Необходимо проработать причину из прошлого раздела и замотивировать. Существует два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя — ребёнок сам хочет что-то делать, потому что ему, например, интересно. Внешняя — ребёнка заставляют или стимулируют наградами. Активно использовать внешнюю мотивацию — не самый удачный путь.
Есть несколько советов для поддержания и развития внутренней образовательной мотивации ребёнка.
- Создайте настрой на учёбу. Нужно помочь ребёнку организовать время и место для учёбы. Важно распланировать день так, чтобы оставалось время на прогулки и отдых.
- Поддерживайте увлечения ребёнка. Старайтесь вместе осваивать новые интересные для ребёнка темы. Поощряйте интересы и делитесь впечатлениями.
- Вдохновляйте примерами великих людей. Обсудите с ребёнком, кто ему нравится из известных людей и почему. Обратите внимание на то, сколько эти люди работали и учились, полезна ли их деятельность обществу. Такие примеры могут стать дополнительными источниками мотивации.
- Не запускайте контакт с ребёнком. Дети часто задают вопросы, но взрослые не всегда на них отвечают. Чтобы понимать, что происходит с вашим ребёнком, нужно стараться отвечать на все вопросы, которые он задаёт, и поддерживать его познавательную мотивацию на разные темы.
- Станьте примером. Ребёнку с детства необходимо создавать правильное окружение, показывать, что вы до сих пор обучаетесь чему-то, что вам интересно. Невозможно приучить малыша к чтению, если вы сами не берёте в руки книжки.
- Хвалите ребёнка. Часто родители не замечают успехов ребёнка, но концентрируются на неудачах. Такой подход снижает учебную мотивацию.