Логотип Фоксфорд

Стоит ли заставлять ребёнка учиться

Вместе с психологом разобрались, почему платить за хорошие оценки неэффективно и чем можно заменить общепринятые «Вот закончишь четверть без троек, тогда поедем в путешествие».
Алёна Хромова Алёна Хромова
Контент-менеджер и автор «Силы Лиса»
15 октября 2025
__wf_reserved_inherit

Анастасия Кузнецова, 
психолог, руководитель направления дошкольного и начального обучения в Фоксфорде

 


 

Если кратко: нет, заставлять ребёнка учиться неэффективно. Подробнее разберём тему в статье ↓

Почему дети сопротивляются учёбе

Прежде чем заставлять ребёнка учиться, стоит понять причины нежелания:

  • Скучно — программа не учитывает интересы ребёнка.
  • Трудно — непонятные темы, пробелы в знаниях.
  • Страх неудачи — боязнь ошибок и критики.
  • Отсутствие цели — ребёнок не видит смысла в учёбе.
  • Нет понимания практической ценности обучения, или «Зачем всё это мне?» — родители недостаточно обсудили с малышом ценность образования, не привили желание узнавать что-то новое, не показали собственный пример.
  • Напряжённые отношения с учителями или сверстниками — даже пара неосторожно брошенных слов педагогом может поселить в ребёнке неуверенность и, возможно, отвращение к предмету и школе, а уж тем более пара таких же фраз от одноклассников.
  • Чрезмерная нагрузка если кроме школы у ребёнка много дополнительных занятий. Это не значит, что их не должно быть совсем, всё дело в балансе между отдыхом и активностями.
Пример: младшеклассник отказывается читать, потому что буквы «прыгают» (возможна дислексия), а подросток «забивает» на математику, считая её бесполезной.

Чем опасно принуждение ребёнка к учёбе

Жёсткие методы («Не выйдешь из-за стола, пока не сделаешь уроки!») дают краткосрочный результат, но вредят в долгой перспективе:

  • Теряется внутренняя мотивация — ребёнок учится только из-под палки.
  • Приводит к созданию вида деятельности вместо реальной учёбы — «Лишь бы отстали». Не будет ни знаний, ни умений.
  • Подрывает самооценку и инициативность — ребёнок привыкает делать то, что его заставляют делать, и не может разобраться в том, что ему на самом деле нравится.
  • Растёт тревожность — страх наказания мешает усваивать информацию.
  • Рушится познавательная активность — формируется позиция «Мне это не нужно и неинтересно».
  • Портится доверие — вместо поддержки родитель становится «надзирателем». Мама или папа становятся не друзьями ребёнка, а постоянными контролёрами, которым не хочется ничего рассказывать, а особенно доверять секреты и делиться мыслями.
  • Формируется отвращение к учёбе — даже любимые предметы начинают ассоциироваться со стрессом.
  • Остаётся грустное воспоминание о детстве.
По данным Journal of Educational Psychology (2023), у детей, которых жёстко контролировали, к 14–16 годам резко падала успеваемость из-за потери интереса к обучению.

Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Вместо давления лучше развивать внутреннюю мотивацию.

Для младших школьников (6–10 лет)

  • Игровой подход — учить дроби на примере пиццы, географию — через «настолки».
  • Поощрение — не деньги за пятёрки, а совместная награда, например, поход в зоопарк за старания.
  • Личный пример — если родители читают и учатся, ребёнок копирует поведение.
Не стоит вводить «денежно-товарные отношения» в вопросах оценок и наград. Лучше внезапно награждать ребёнка за успехи небольшими сюрпризами, совместными поездками и впечатлениями. Перевод отношения к учёбе в денежный эквивалент — это не развитие внутренней мотивации, а значит, рано или поздно перестанет быть эффективным.

Для подростков (11+ лет)

  • Связь с будущим — показать, как химия пригодится в профессии дизайнера.
  • Автономия — пусть сам выбирает, какой предмет учить первым.
  • Социальные стимулы — обсуждение тем с друзьями, участие в олимпиадах.
Пример: в школах Финляндии (где нет оценок в начальных классах) дети учатся из интереса, а не из страха. В результате страна лидирует в рейтингах PISA.

Как договориться с ребёнком

Необходимо проработать причину из прошлого раздела и замотивировать. Существует два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя — ребёнок сам хочет что-то делать, потому что ему, например, интересно. Внешняя — ребёнка заставляют или стимулируют наградами. Активно использовать внешнюю мотивацию — не самый удачный путь.

Есть несколько советов для поддержания и развития внутренней образовательной мотивации ребёнка.

  • Создайте настрой на учёбу. Нужно помочь ребёнку организовать время и место для учёбы. Важно распланировать день так, чтобы оставалось время на прогулки и отдых.
  • Поддерживайте увлечения ребёнка. Старайтесь вместе осваивать новые интересные для ребёнка темы. Поощряйте интересы и делитесь впечатлениями.
  • Вдохновляйте примерами великих людей. Обсудите с ребёнком, кто ему нравится из известных людей и почему. Обратите внимание на то, сколько эти люди работали и учились, полезна ли их деятельность обществу. Такие примеры могут стать дополнительными источниками мотивации.
  • Не запускайте контакт с ребёнком. Дети часто задают вопросы, но взрослые не всегда на них отвечают. Чтобы понимать, что происходит с вашим ребёнком, нужно стараться отвечать на все вопросы, которые он задаёт, и поддерживать его познавательную мотивацию на разные темы.
  • Станьте примером. Ребёнку с детства необходимо создавать правильное окружение, показывать, что вы до сих пор обучаетесь чему-то, что вам интересно. Невозможно приучить малыша к чтению, если вы сами не берёте в руки книжки.
  • Хвалите ребёнка. Часто родители не замечают успехов ребёнка, но концентрируются на неудачах. Такой подход снижает учебную мотивацию.
Поделитесь статьёй
Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной