Логотип Фоксфорд

Стоит ли заставлять ребёнка учиться

Вместе с психологом разобрались, почему платить за хорошие оценки неэффективно и чем можно заменить общепринятые «Вот закончишь четверть без троек, тогда поедем в путешествие».
Алёна Хромова Алёна Хромова
Контент-менеджер и автор «Силы Лиса»
4 августа 2025
В этой статье
    __wf_reserved_inherit

    Анастасия Кузнецова,

    психолог, руководитель направления дошкольного и начального обучения в Фоксфорде

    Если кратко: нет, заставлять ребёнка учиться неэффективно. Подробнее разберём тему в статье ↓

    Почему дети сопротивляются учёбе

    Прежде чем заставлять ребёнка учиться, стоит понять причины нежелания:

    • Скучно — программа не учитывает интересы ребёнка.
    • Трудно — непонятные темы, пробелы в знаниях.
    • Страх неудачи — боязнь ошибок и критики.
    • Отсутствие цели — ребёнок не видит смысла в учёбе.
    • Нет понимания практической ценности обучения, или «Зачем всё это мне?» — родители недостаточно обсудили с малышом ценность образования, не привили желание узнавать что-то новое, не показали собственный пример.
    • Напряжённые отношения с учителями или сверстниками — даже пара неосторожно брошенных слов педагогом может поселить в ребёнке неуверенность и, возможно, отвращение к предмету и школе, а уж тем более пара таких же фраз от одноклассников.
    • Чрезмерная нагрузка если кроме школы у ребёнка много дополнительных занятий. Это не значит, что их не должно быть совсем, всё дело в балансе между отдыхом и активностями.
    Пример: младшеклассник отказывается читать, потому что буквы «прыгают» (возможна дислексия), а подросток «забивает» на математику, считая её бесполезной.

    Чем опасно принуждение ребёнка к учёбе

    Жёсткие методы («Не выйдешь из-за стола, пока не сделаешь уроки!») дают краткосрочный результат, но вредят в долгой перспективе:

    • Теряется внутренняя мотивация — ребёнок учится только из-под палки.
    • Приводит к созданию вида деятельности вместо реальной учёбы — «Лишь бы отстали». Не будет ни знаний, ни умений.
    • Подрывает самооценку и инициативность — ребёнок привыкает делать то, что его заставляют делать, и не может разобраться в том, что ему на самом деле нравится.
    • Растёт тревожность — страх наказания мешает усваивать информацию.
    • Рушится познавательная активность — формируется позиция «Мне это не нужно и неинтересно».
    • Портится доверие — вместо поддержки родитель становится «надзирателем». Мама или папа становятся не друзьями ребёнка, а постоянными контролёрами, которым не хочется ничего рассказывать, а особенно доверять секреты и делиться мыслями.
    • Формируется отвращение к учёбе — даже любимые предметы начинают ассоциироваться со стрессом.
    • Остаётся грустное воспоминание о детстве.
    По данным Journal of Educational Psychology (2023), у детей, которых жёстко контролировали, к 14–16 годам резко падала успеваемость из-за потери интереса к обучению.

    Что делать, если ребёнок не хочет учиться

    Вместо давления лучше развивать внутреннюю мотивацию.

    Для младших школьников (6–10 лет)

    • Игровой подход — учить дроби на примере пиццы, географию — через «настолки».
    • Поощрение — не деньги за пятёрки, а совместная награда, например, поход в зоопарк за старания.
    • Личный пример — если родители читают и учатся, ребёнок копирует поведение.
    Не стоит вводить «денежно-товарные отношения» в вопросах оценок и наград. Лучше внезапно награждать ребёнка за успехи небольшими сюрпризами, совместными поездками и впечатлениями. Перевод отношения к учёбе в денежный эквивалент — это не развитие внутренней мотивации, а значит, рано или поздно перестанет быть эффективным.

    Для подростков (11+ лет)

    • Связь с будущим — показать, как химия пригодится в профессии дизайнера.
    • Автономия — пусть сам выбирает, какой предмет учить первым.
    • Социальные стимулы — обсуждение тем с друзьями, участие в олимпиадах.
    Пример: в школах Финляндии (где нет оценок в начальных классах) дети учатся из интереса, а не из страха. В результате страна лидирует в рейтингах PISA.

    Как договориться с ребёнком

    Необходимо проработать причину из прошлого раздела и замотивировать. Существует два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя — ребёнок сам хочет что-то делать, потому что ему, например, интересно. Внешняя — ребёнка заставляют или стимулируют наградами. Активно использовать внешнюю мотивацию — не самый удачный путь.

    Есть несколько советов для поддержания и развития внутренней образовательной мотивации ребёнка.

    • Создайте настрой на учёбу. Нужно помочь ребёнку организовать время и место для учёбы. Важно распланировать день так, чтобы оставалось время на прогулки и отдых.
    • Поддерживайте увлечения ребёнка. Старайтесь вместе осваивать новые интересные для ребёнка темы. Поощряйте интересы и делитесь впечатлениями.
    • Вдохновляйте примерами великих людей. Обсудите с ребёнком, кто ему нравится из известных людей и почему. Обратите внимание на то, сколько эти люди работали и учились, полезна ли их деятельность обществу. Такие примеры могут стать дополнительными источниками мотивации.
    • Не запускайте контакт с ребёнком. Дети часто задают вопросы, но взрослые не всегда на них отвечают. Чтобы понимать, что происходит с вашим ребёнком, нужно стараться отвечать на все вопросы, которые он задаёт, и поддерживать его познавательную мотивацию на разные темы.
    • Станьте примером. Ребёнку с детства необходимо создавать правильное окружение, показывать, что вы до сих пор обучаетесь чему-то, что вам интересно. Невозможно приучить малыша к чтению, если вы сами не берёте в руки книжки.
    • Хвалите ребёнка. Часто родители не замечают успехов ребёнка, но концентрируются на неудачах. Такой подход снижает учебную мотивацию.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной