Как использовать интеллект-карты в учёбе

Чем могут помочь школьникам карты мыслей и как составить ментальные карты

Как использовать интеллект-карты в учёбе
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Расскажем, как работают и выглядят карты мыслей, как и где их составлять.


Что такое интеллект-карты

Какие задачи решают ментальные карты

Как составить интеллект-карту

Где составлять карту мышления

Виды ментальных карт

Преимущества интеллект-карт

Как использовать интеллектуальные карты в учёбе

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта — это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове. Их также могут называть диаграммами связей, ментальными или ассоциативными картами, майндмэпами, mind map и картами мыслей.

Наше мышление не линейно, а радиантно. Это значит, что мысль порождает ряд других, и любую идею можно развивать практически бесконечно во все стороны. Ключевая идея порождает несколько основных крупных, каждая из которых развивается и конкретизируется в виде ещё более мелкие. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью ментальной карты.

Какие задачи решают ментальные карты

С помощью майндмэпов можно:

  • искать вдохновение;
  • структурировать информацию;
  • понимать идею;
  • запоминать материалы;
  • презентовать мысли;
  • управлять задачами;
  • составлять списки дел;
  • детализировать проект;
  • прототипировать — схематично изображать информационные блоки.

Как составить интеллект-карту

Создание интеллект-карт можно разделить на три этапа:

1. Мозговой штурм, то есть поиск базовой темы в зависимости от цели майндмэпа. Это то, что обычно располагается в центре карты или сверху. Если нужно выучить неправильные глаголы по английскому — в центре будет расположена тема «Неправильные глаголы», если нужно распределить дела на неделю — «Список дел», если составить конспект лекции — заголовок, то есть тема лекции.

Приведём пример, как с помощью карты мыслей можно изучать новые иностранные слова. В центре записываем тему — одежда.

2. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, можно выделить ключевые темы второго уровня.

От центральной темы ведём ветви второго порядка — аксессуары, платья и юбки, нижнее бельё, штаны, обувь, одежда для сна, кофты и верхняя одежда.

3. Конкретизация. Здесь можно задействовать рисунки и короткие описания. На этом этапе уточняем темы второго уровня.

От каждой ветви второго порядка отводим ветви третьего порядка с изображением и названием предмета гардероба.

При методе интеллект-карт слова будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре лексику будет легко повторять.

Где составлять карту мышления

Карты мыслей можно составлять на бумаге или в мобильных приложениях. Обычно, когда карты наполняют содержанием и детализируют, ветки много раз перемещаются и изменяются. Приложения позволяют делать это буквально в один-два клика.

Вот десять приложений для работы с интеллект-картами:

Виды ментальных карт

Все майндмэпы составлены по одному принципу — от целого к частному, — но имеют разный вид. Рассмотрим самые популярные.

Схема-иерархия. Главная тема в центре, и от неё идут ветви второго уровня, от них — третьего и так сколько необходимо.

Блок-структура.Основная мысль сверху, от неё ветви второго порядка, которые делятся на третий и далее.

Рыбья кость. Основная мысль слева, а второстепенные расходятся вправо. Подходит для выстраивания хронологического порядка.

Сеть взаимосвязей используют для потока мыслей, который располагают на листе в хаотичном порядке. А лишь затем цветами и формами выделяют мысли одного уровня. Например, центральная мысль — красный квадрат, второй уровень — синие треугольники, третий — жёлтые прямоугольники.

Преимущества интеллект-карт

  • экономия времени;
  • простота заполнения информации;
  • приближенность к виду рождения мысли в голове;
  • развитие логического, творческого и ассоциативного мышления;
  • наглядность структуры и логики взаимосвязи;
  • акцентирование внимания на основной мысли и второстепенных;
  • визуальная лёгкость восприятия с чёткой структурой по порядкам.

Как использовать интеллектуальные карты в учёбе

Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.

Майндмэпы помогают собирать все материалы по определённой теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.

Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и английскому языку.

Я очень люблю интеллект-карты для обучения — они отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы и кинестетики). Благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Ольга Зуева, преподаватель английского языка «Домашней школы Фоксфорда»

Изображение на обложке: AnHole || Maria Kovalchuk / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: