«Приказы приняты окончательно и бесповоротно. Если раньше наказывали за отсутствие такого количества бумаг, то сейчас будут наказывать за то, что руководители общеобразовательных организаций избыточно требуют с педагогов ту или иную [бюрократическую] работу», — отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
По словам чиновника, Рособрнадзор будет относиться к руководству на местах так же, как оно относится к своим подчинённым — педагогам и воспитателям. А главным критерием эффективности борьбы с бюрократией станет их обратная связь. Для её сбора в начале года был запущен чат-бот «Помощник Рособрнадзора».
Ведомство будет проводить регулярные совещания с руководством образовательных учреждений и разъяснять им новые правила взаимодействия с учителями. На этих мероприятиях представители регионов, успешно снизивших бюрократическую нагрузку на педагогов, поделятся опытом с коллегами.
Как победить бюрократию
Ранее Музаев заявил, что новая нормативная база, которую много лет готовило его ведомство, уменьшила объёмы бумажной работы учителей в 25 раз.
«Если ранее [педагоги] должны были заполнять до 54 документов, то сейчас это количество по разным уровням образования сокращено до 2–6», — пишет пресс-служба Рособрнадзора.
Но мало просто оптимизировать документооборот. Эксперты считают, что для изменения ситуации, которую вице-спикер Госдумы Борис Чернышов назвал «бумажным террором» учителей, нужны более радикальные меры.
«Важно усилить персональную ответственность управленцев. Необходимы ощутимые штрафы для руководителей региональных органов и образовательных организаций за создание избыточной отчётности», — считает ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ Президентской академии Алексей Тищенко.
Учёный призвал расширить полномочия Рособрнадзора, чтобы чиновники могли проводить регулярные оценки бюрократической нагрузки в каждой школе. При этом эксперт подчеркнул, что такие ревизии должны проводиться не с целью покарать руководство, а чтобы выявить системные проблемы.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Пётр Щербаченко считает, что победить бумажную нагрузку поможет цифровизация: убрав из системы документооборота лишние звенья и переведя его полностью в электронный формат, можно сэкономить множество времени и сил.
Казалось бы, именно это и проделал Рособрнадзор за последнее время. Однако на практике большинство электронных отчётов всё ещё требуется дублировать на бумаге, что сводит все преобразования на нет. И даже напротив, увеличивает нагрузку, поскольку учителю приходится заполнять документы дважды: в цифровом и в бумажном виде.
Эксперт подчёркивает: важно не только полностью исключить бумажный документооборот, но и обучать сотрудников школ эффективной работе с цифровыми системами. И конечно, обеспечить стабильную работу этих систем и надёжную защиту данных.
Также необходимо развивать цифровые платформы школ, которые объединяли бы все внутренние процессы — от планирования расписания до ведения портфолио учеников и процедуры аттестации.
«Дополнительно стоит внедрять конкурсы лучших практик по теме „Образование без бюрократии“, проводимые как на федеральном, так и на региональном уровнях. Такие инициативы помогут выявить успешные решения, мотивировать школы к обмену опытом и показать, как современные технологии могут реально облегчить педагогическую деятельность», — добавил Щербаченко.
 
 

