«Подчеркну, что все решения, касающиеся изменений в сфере образования, принимаются после их глубокого анализа и широкого обсуждения», — прокомментировал глава Минпросвещения Сергей Кравцов предложение о переводе школ на 12-летнее обучение.
Напомним, 19 октября замсекретаря Общественной палаты Владислав Гриб заявил, что России пора вслед за другими странами ввести в школах 12-летку и принимать детей в 1-й класс с шести лет. Его слова вызвали бурную реакцию в СМИ и экспертном сообществе — ранее мы публиковали мнения педагогов и политиков.
Позже в интервью РИА Новости Гриб заявил, что переход на 12-летнее обучение — «вопрос лишь времени», и выразил уверенность, что «мы к этому придём».
«Идея 12-летнего школьного образования на самом деле уже де-факто реализуется в нашей стране. Последний год обучения в дошкольных учреждениях, таких как детские сады, можно рассматривать как подготовку к школе, или „нулёвку“. Это особенно актуально для городов-миллионников, где есть возможность организовать такие программы», — добавил общественный деятель.
При этом он подчеркнул, что его идея не предполагает поспешных действий и важно обсуждать её «без паники». Также он отметил, что интерес к учёбе у детей возникает раньше семи лет и его шестилетний сын уже частично занимается по программе второго класса.
«Ломать не строить»
Новые заявления Гриба вызвали очередную волну критики. Заместитель председателя комитета Госдумы по молодёжной политике Александр Толмачёв («Единая Россия») предостерёг от очередной перестройки системы образования:
«Прежде чем замахиваться на такие глобальные перемены, давайте доведём до ума то, что уже давно назрело».
В верхней палате парламента идею также не оценили. Сенатор Айрат Гибатдинов заявил, что отправлять детей в школу с шести лет — значит лишать их детства.
Сухие цифры
Директор Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения Евгений Малеванов подсчитал, что на перестройку школьной системы уйдёт 13–15 лет, и едва ли на тот момент предложенная Грибом система всё ещё будет актуальна. Кроме того, он отметил, что многие дети не готовы в шесть лет приступать к учёбе, а если идти в 12-летку в восемь, окончить школу удастся только к 20 годам.
Российская школа не социальный приют
Глава Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов считает, что различия в длительности обучения в России и за рубежом обусловлены разными функциями школы, а проблему перегрузки программы необходимо решать другими способами.
«Школы западных стран, которые идут по пути 12-летнего обучения, работают по другому принципу — как социальные приюты. Они не учат детей, а просто держат их до момента совершеннолетия в стенах учебного заведения, чтобы за ними хоть кто-то наблюдал. <…> При этом в России нет необходимости держать детей в школе 12 лет до их совершеннолетия. <…> Если где-то программа и перегружена, то к этому вопросу нужно подойти научно — упростить её, убрать лишние предметы. На внеурочные занятия в школах сейчас отводится 10 часов в неделю, но это время очень редко используется по делу. Зачастую это просто формалистика или, наоборот, добавление учебных часов из-за того, что дети не успевают подготовиться к экзамену. Так что сейчас нужно разбираться со школьными программами, а не увеличивать срок обучения в школе. Если этого не будет сделано, то вскоре поступит предложение перевести школы уже на 13-летнее обучение».
По словам эксперта, если убрать из программы «лишние предметы» и «бестолковую внеурочку», срок обучения в школе вполне можно сократить до 10 лет.
 
 

