<<Лид>>
Особенности проведения ОГЭ по истории
После завершения 9-го класса школьники проходят Основной государственный экзамен (ОГЭ) по истории. Этот экзамен нужен для того, чтобы оценить насколько хорошо учащиеся усвоили учебную программу по предмету.
Девятиклассникам предстоит сдать всего четыре экзамена: два обязательных — по русскому языку и математике — и ещё два, которые они выбирают самостоятельно. Все выбранные экзамены необходимо сдать минимум на оценку «удовлетворительно». Если ученик получил неудовлетворительные оценки по одному или двум предметам, у него есть возможность пройти пересдачу в дополнительные сроки. А ещё результаты ОГЭ могут повлиять на итоговую отметку в аттестате.
<<Лидген для статьи>>
Структура экзамена
Экзаменационные материалы (КИМ) ОГЭ по истории делятся на две части и включают 24 задания разного уровня сложности и формата. На выполнение всей работы даётся 180 минут.
Первая часть состоит из 17 заданий с краткими ответами. Ответы пишутся в виде цифр, слов или словосочетаний — без пробелов и знаков. Проверку этой части выполняет компьютер:
1. Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
- В задании 4 по заданному условию требуется выбрать из пяти предложенных элементов два верных.
- Задание 5 предполагает выбор из пяти предложенных терминов одного лишнего, который не соответствует условию задания.
- В задании 10 проверяется умение работы с историческим источником и картой. Нужно сопоставить данные исторического источника и карты и выбрать обозначенный на карте цифрой объект, который соответствует условию задания.
- Задание 11 проверяет умение работы с иллюстрацией. По заданной иллюстрации нужно выбрать один верный ответ из четырёх представленных.
- В заданиях 13 и 14 проверяются знания фактов истории культуры. В 13-м задании нужно по условию определить два верных ответа из пяти, а в 14-м — один из пяти.
- Задания 15–17 посвящены всеобщей истории и в совокупности охватывают весь курс истории зарубежных стран — с истории Древнего мира до 1914 г. В этих заданиях нужно выбрать один правильный ответ из четырёх представленных.
2. Задание на определение последовательности элементов. В КИМ только одно такое задание — задание 2, в котором нужно расположить четыре события в правильной хронологической последовательности.
3. Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах.
- Задание 1 предполагает установление соответствия пяти дат и трёх событий.
- В задании 6 нужно соотнести факты и тезисы. На выбор ученикам даётся четыре предложения — два факта и два тезиса.
- Задание 7 нацелено на проверку умения работы со статистической информацией и всегда посвящено периоду XVIII — начала ХХ в. По материалам статистики ученикам на выбор даётся три варианта начала суждений и пять вариантов завершения суждений, которые нужно сопоставить.
4. Задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года.
- В задании 3 нужно написать термин по заданному определению.
- В заданиях 8 и 9 нужно атрибутировать историческую карту — назвать век, исторических персонажей, географические объекты, которые связаны с событиями, отражёнными на карте.
- В задании 12 нужно заполнить пропуск в схеме.
Вторая часть содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части выполняются на бланке ответов № 2, который проверяется экспертами.
1. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника:
- атрибутировать документ (18);
- найти готовую информацию в тексте (19);
- указать контекстную информацию (20).
2. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом:
- установление причинно-следственных связей и их объяснение (21);
- анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22);
- сравнение исторических событий, процессов и явлений (23);
- анализ исторической ситуации ответ на три вопроса (24).
КИМ может проверять знания по одному из трёх периодов истории: 1) с древнейших времён до начала XVI в.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII — начало ХХ в. Также могут быть задания, которые охватывают более широкие периоды истории с древнейших времён до начала XX в. (два или три из указанных периодов). В заданиях 3–6, 8–12, 18–22, 24 допускается включение материала по любому из указанных периодов.
Задания 2 и 23 могут охватывать один-два из названных периодов, а задание 1 — все три периода. Задания 13 и 14 могут охватывать один, два или три из указанных периодов истории.
Начисление баллов за ОГЭ
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5, 6, 8–12, 14–17 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 7, 13 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка — 1 баллом; если допущено две ошибки или ответ отсутствует — 0 баллов. Максимальное количество первичных баллов за первую часть — 21.
Задания второй части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Задания 18–21, 23 оцениваются от 0 до 2 баллов; за задания 22 и 24 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. За всю вторую часть можно получить 16 первичных баллов.
Максимальное количество первичных баллов за выполнение всей экзаменационной работы — 37.
<<Блок перелинковки>>
Полезные советы по сдаче ОГЭ
- Изучите официальные документы. Подготовку стоит начинать с анализа демоверсии, спецификации и кодификатора — всё это есть на сайте ФИПИ. Эти документы помогут понять, какие задания будут на экзамене и по каким критериям они оцениваются. Без этой информации можно случайно потерять баллы, даже если вы хорошо знаете историю.
- Составьте чёткий план подготовки. Если вы готовитесь самостоятельно, важно распределить все темы из кодификатора, можно сделать опорный график по неделям и месяцам. Лучше всего завершить изучение новых тем к маю, чтобы весь последний месяц оставить на повторение. Не забудьте про всеобщую историю — она встречается в трёх заданиях на экзамене.
- Освойте всю необходимую теорию. Всё, что нужно знать на экзамене, отражено в кодификаторе. Лучше учить по учебникам из федерального перечня, выпущенным не позже пяти лет назад. Также можно опираться на историко-культурный стандарт. Стороннюю литературу лучше не использовать, так как она может не соответствовать формату экзамена.
- Повторяйте материал регулярно. Новая информация быстро забывается, если её не повторять. Старайтесь возвращаться к пройденным темам несколько раз: сразу после изучения, через пару недель, позже — и в последний месяц перед ОГЭ. Для повторения удобно использовать краткие конспекты.
- Решайте задания формата ОГЭ. Регулярно тренируйтесь на заданиях по типологии КИМ ОГЭ и полноценных экзаменационных версиях, чтобы выявить слабые места и научиться избегать типичных ошибок. Разбор практики также важен при запоминании и повторении материала. Поэтому практику лучше выделять не меньше половины времени, отведённого на подготовку.
- Уделяйте время картам, культуре и заданиям второй части. Часто трудности вызывает именно работа с историческими картами и вопросами по культуре. При изучении истории культуры нужно разбирать иллюстративные материалы, которые могут быть использованы в КИМ ОГЭ. При разборе теории важно научиться распознавать города, реки, озёра и другие объекты, можно ориентироваться в картах КИМ. Также нужно хорошо понимать критерии проверки заданий второй части, чтобы точно знать, что от вас требуется.