<<Лид>>
Как учить исторические даты
Есть множество способов и приёмов быстрого заучивания дат, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности.
Систематизация
Главная сложность в запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: большое количество цифр перемешивается в голове и плохо соотносится с конкретными событиями. Чтобы избежать этой путаницы, записывайте и заучивайте даты группами — по историческим периодам, по историческим событиям, по правителям. Например, в отдельную группу можно выделить основные даты Великой Отечественной войны, главные вехи правления Александра II, хронологию событий Смутного времени. Заучивание дат группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.
Второй способ систематизировать запоминание дат — отслеживать связи между историческими событиями и составлять цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:
1223 год — битва на реке Калке,
1237 год — нашествие Батыя,
1240 год — падение Киева и установление ига,
1380 — Куликовская битва,
1480 — Стояние на Угре.
Такие же цепочки легко составляются для эпохи Смутного времени, наполеоновских войн, Великих Реформ середины XIX века, индустриализации СССР. Очень полезно при составлении цепочек обращать внимание, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100. Это тоже помогает избегать путаницы.
Третий вариант систематизации при запоминании дат — проведение параллелей между историческими событиями в разных странах или в разные исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право, а в США началась Гражданская война. Параллельно можно запоминать даты событий, произошедших в один и тот же день или месяц, но в разные годы.
Визуализация
Один из самых эффективных методов быстрого запоминания — визуализация материала. Для запоминания исторических дат подойдут:
- разноцветные стикеры с датами, которые можно расклеить по дому или повесить на специальной доске;
- карточки, на одной стороне которых написана дата, а на другой — событие; такие карточки можно брать с собой и повторять материал в любую свободную минуту: в дороге, во время ожидания транспорта, в очереди;
- таблицы, особенно если они составлены с учётом рекомендаций выше: по эпохам, по периодам, по правителям и так далее; в одну графу таблицу записываются даты, в другую — события;
- интеллект-карты; с их помощью также можно группировать даты по периодам или по правителям, сопровождая их запоминающимися картинками, символами, рисунками. При воспоминании о визуальных элементах карты в памяти сразу же всплывает и нужная дата.
<<Лидген для статьи>>
Эмоции
Информация, окрашенная эмоционально или затрагивающая наши чувства, запоминается гораздо лучше, чем сухие бесстрастные факты. То же самое относится и к историческим датам: чем больше эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его упоминании, тем быстрее и прочнее вы запомните его дату. Для создания эмоционального резонанса с историческими событиями лучше всего подходит знакомство с произведениями искусства самых разных жанров: книгами, фильмами, спектаклями, картинами известных художников. Составьте список исторических произведений, относящихся к тому или иному событию, и знакомьтесь с ними, при этом держа под рукой таблицу с основными датами.
Мнемотехники
Для запоминания исторических дат лучше всего подходят метод интервального повторения и метод ассоциаций.
При запоминании с помощью интервального повторения вы экспериментальным путём подбираете индивидуальное время, через которое нужно повторять информацию, чтобы она лучше запомнилась. В интернете есть специальные сайты, на которых можно создать набор карточек для интервального повторения с историческими датами и подобрать подходящий интервал их показа. Программа показывает карточки через определённые интервалы времени, а пользователь вспоминает ответ и сообщает программе, насколько быстро ему это удалось.
Ассоциативный метод используется как для связи даты с событием, так и для механического запоминания цифр. Например, можно написать дату и постараться придумать свою ассоциацию к каждой паре цифр, или вспомнить какое-то событие из собственной жизни, с которым совпадает дата. Ещё один вариант — записать дату, событие и связать их с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.
Методика Шед
Система Шед помогает запоминать комбинации цифр с помощью ассоциативных связей. Они сильно упрощают кодирование и декодирование информации в мозге. Например, большинству людей гораздо проще вспомнить и изобразить на карте примерные очертания границ Италии, чем Испании. Всё из-за того, что Италия на контурной политической карте мира похожа на сапог с каблуком: большинство людей это замечает и запоминает.
Шед работает следующим образом: к дате, которую вы хотите запомнить, важно придумать яркую ассоциацию, учитывая количество букв в словах. При этом для обозначения нуля в системе используют слова с количеством букв от 10 и больше.
Приведём пример: вы хотите запомнить дату отмены крепостного права — 1861 год. Придумывая свою ассоциацию, мы отталкиваемся от того, что первую цифру 1 вспомним просто исходя из логики. Оставшиеся три цифры — 861 — мы зашифруем фразой или словосочетанием, где количество букв в каждом слове будет соответствовать кодируемой цифре. Например, можно использовать фразу «Крестьян (8 букв) отпущу (6 букв) я (1 буква)».
Для того чтобы система работала, ассоциации должны быть яркими и запоминающимися. Эксперты отмечают, что эффективно запоминаются те варианты, которые вызывают эмоции. Поэтому не бойтесь придумывать смешные или нелепые ассоциации. Например, вы можете запомнить год окончания Столетней войны (1453) абсурдной и не относящейся к событиям фразой «Чешу возле шеи», если придумаете смешную историю о том, как генерал почесал шею и почему именно это привело к концу войны.
Систему можно менять и подстраивать под себя. Придумайте свой шифр для кодирования века или обозначения длительности события, которое вы хотите запомнить: здесь нет пределов для фантазии.
Как работать с исторической картой
Учитесь читать карту. Нет смысла специально запоминать карты отдельных исторических событий — это очень сложно и вряд ли пригодится вам на экзамене. Гораздо эффективнее научиться читать любую карту.
Изучите информацию об условных обозначениях и рассмотрите условные знаки. Это поможет определить примерное содержание той информации, которая заключена в карте. Условные обозначения на картах относятся к определённым группам:
- границы,
- природные объекты,
- города,
- направление движения войск и нанесения ударов,
- места сражений,
- территории, ограниченные тем или иным историческим периодом или событием (например, завоеванием в ходе войны),
- центры производства, добычи полезных ископаемых.
Изучив условные обозначения на конкретной карте, вы получите начальное представление о событии или периоде, которое она отражает.
Сопоставьте изображённые на карте объекты с событием или эпохой. Вспомните и запишите всё, что вы помните о происходящем в это время в этой местности, после чего сравните свой конспект с информацией из учебника и заполните обнаруженные пробелы. Свяжите изображение на контурной карте с яркими впечатлениями о событии. Здесь, как и в случае с историческими датами, помогут произведения искусства и литературы, насыщенные образами и эмоциями.
Рисуйте исторические карты самостоятельно. Изучая то или иное событие или период, визуализируйте его, используя принятые на исторических картах условные обозначения. Рисовать карту можно самостоятельно, а можно использовать для тренировки атлас контурных карт по истории или распечатку контурных карт из интернета.
Разбирайте задания ЕГЭ на чтение исторической карты. Для начала изучите условные обозначения и определите ключевые факты, которые там упоминаются. Например, если среди условных обозначений даны направления движения войск, значит, речь идёт о каком-то сражении или нашествии, если указаны границы княжеств — это период феодальной раздробленности, если определённые города — что-то важное происходило именно в них. Посмотрите, указаны ли на карте какие-либо даты; если да, это облегчает задачу, ориентируясь на даты, можно вспомнить, какие важные события происходили в это время и где, после чего сопоставить этот список с картой.
Используйте приложения и интернет-ресурсы. Бесплатное приложение «Атлас+» содержит интерактивные задания на работу с историческими и географическими картами, с его помощью можно потренироваться расставлять названия, даты, значки на контурных картах, определять объекты на картах, сопоставлять их и находить соответствия. Есть сайты, где можно сопоставить исторические события с местами и временем, а также сайты с подборками карт.
Если уделять запоминанию дат и работе с картами достаточно времени, постоянно тренироваться, использовать разные приёмы и алгоритмы, можно за короткие сроки усвоить большое количество информации и научиться правильно решать учебные тесты и экзаменационные задания.
Что нужно запомнить
- Заучивая исторические даты, систематизируйте их по периодам, правителям или другим критериям.
- Используйте методы визуализации: стикеры, карточки, таблицы, интеллект-карты.
- Постарайтесь получить яркие впечатления и эмоции от знакомства с историческим событием — это упрощает запоминание фактов.
- Учите даты с помощью мнемотехник: интервального повторения и метода ассоциаций.
- Постоянно тренируйтесь в чтении исторических карт, изучайте условные обозначения, сопоставляйте карты с событиями.
- Рисуйте исторические карты самостоятельно и тренируйтесь в решении экзаменационных заданий на чтение и заполнение исторических контурных карт.
- Используйте приложения и сайты, помогающие освоить работу с картами.