Как вернуть интерес к учёбе и преодолеть эффект плато

Что делать, если ребёнок не понимает предмет или перестал учиться

Как вернуть интерес к учёбе и преодолеть эффект плато
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Подросток долго изучал выбранный предмет, участвовал в профильных олимпиадах и посвящал много времени дополнительным занятиям. Поначалу он был полон энтузиазма, но через какое-то время мотивация начала угасать, а потом он и вовсе заявил, что разочаровался и больше не хочет продолжать занятия. Вместе с клиническим психологом разбираемся, каковы причины подобного кризиса, как помочь ребёнку справиться с ним и вернуть желание учиться.



Лариса осинкина,

клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии

Можно ли развить интерес ребёнка к учёбе

Обычно родители прибегают к внешней мотивации — подарки, деньги, сладости за хорошие оценки. Но такая система не работает: психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» отмечает, что школьник продолжает учиться средне, но уже с обидой, если он не получает желаемого поощрения.

Сначала ребёнок с энтузиазмом принимает правила игры, но потом у него включается инстинкт самосохранения. Например, можно не учить, а списать. Тогда хорошая оценка в кармане: а значит, и награда.

Когда ребёнок не выполняет требования родителей или делает это посредственно, родителю стоит задуматься, насколько адекватно само требование. Например, не стоит просить от него золотой медали. Нужно спросить себя, почему такое требование вообще появилось. Может, это нереализованная возможность школьных лет. Выходите с ребёнком на уровень сотрудничества: учитесь договариваться, прислушиваться к мнению, корректно доносить свою позицию. Подросток должен чувствовать свою значимость в решении проблемы.

Привить интерес к учёбе можно, но сначала нужно понять, почему он пропал.

Если ребёнок внезапно утратил мотивацию к учёбе, стоит подумать, какие изменения в его жизни этому предшествовали. Возможно, вы найдёте внутреннюю или внешнюю причину.

Почему ребёнок потерял интерес к учёбе

Проблемы с пониманием предмета

Интерес к учёбе потерян, если ребёнок не понимает предмет: возможно, учитель непонятно объяснил тему, материал в учебнике слишком сложный или ребёнок пропустил что-то важное. В этом случае нужно помочь ему наверстать упущенное.

Плато обучения

В 1920–30-х годах американские учёные вывели так называемую кривую обучаемости — график зависимости скорости усвоения материала от времени обучения. Поначалу, когда человек только знакомится с новым материалом, освоение навыка происходит быстро. В этот момент мотивация к занятиям держится на высоком уровне. По мере дальнейшего обучения прогресс замедляется, ученик выходит на так называемое плато обучения. В этот период у него может не быть никаких заметных успехов или ярких результатов. Напротив, может возникнуть ощущение, что от усилий нет никакого толка. С этим связано то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. Если в этот момент не бросить заниматься, то в итоге происходит качественный скачок в усвоении навыка, и мотивация возвращается.

Смена интересов

Ребёнок занимался предметом, пока ему это казалось нужным, но потом его приоритеты изменились. Например, он передумал поступать на медицинский факультет и забросил химию, или решил стать художником, а не экономистом, и перестал учить олимпиадную математику.

Разочарование в выбранной цели

Ребёнок мечтал о какой-то профессии, но узнав о ней больше, понял, что на самом деле она ему не подходит. Например, он хотел стать врачом и лечить людей, но выяснил, что врачи имеют дело с кровью, а ему это неприятно. Многие родители в такой ситуации начинают уговаривать ребёнка идти на смежное направление, например, в науку, где не нужно сталкиваться с кровью и другими физиологическими жидкостями. Если ему хотелось освоить именно помогающую профессию, работа в науке его может совершенно не удовлетворить. Не нужно этого пугаться. Наоборот, хорошо, что ребёнок осознал свою ошибку ещё в школе и теперь может сменить направление и эффективно подготовиться к другой специальности.

Сомнения в собственном успехе

Ребёнок утратил уверенность в себе: ему кажется, что у него нет перспектив, он не сможет сдать ЕГЭ на высокий балл, не справится с дополнительными вступительными испытаниями, не поступит в вуз мечты или на выбранное направление.

Возраст

До 7–8 класса ребёнок часто учится без собственной учебной мотивации, больше для родителей, а не самого себя и тем более не для достижения собственных целей, которых чаще всего ещё нет. Зато в младшем и среднем школьном возрасте для ребёнка имеют большое значение похвала взрослых и уверенность в их любви. Ребёнок стремится к хорошим оценкам, потому что от него этого ждут и он может быть хорошим для родителей.

В подростковом возрасте этот сценарий меняется, и появляется развитие или угасание интереса к учёбе. Для него утрачивает значение прежняя мотивация «для родителей» и «для хороших оценок». В этот момент часто страдает учёба в целом или происходит отказ от занятий, которые выбрали для него родители. Но может быть и скачок в понимании, что это важно для будущего поступления.

Стресс

Популярной причиной потери интереса к учёбе, олимпиадам, дополнительным занятиям становится стресс, который забирает у ребёнка все силы. У него просто нет ресурса, чтобы поддерживать потребность в познании.

Как повысить интерес к учёбе у школьника

За школьные годы у ребёнка могут возникнуть разные ситуации, с которыми он не всегда в состоянии совладать сам. Поэтому вы сможете помочь ему: если не делом, то словом.

  • Обсудите ситуацию

Поговорите с ребёнком о сложившихся обстоятельствах, выясните, в чём причина. Обсуждение поможет ребёнку реалистично посмотреть на вещи и построить свои планы, опираясь на реальные ресурсы и возможности — собственные и семейные.

  • Поделитесь личным опытом

Каждый человек сталкивался с ситуациями, когда у него что-то не получалось, а потом получилось: такие ситуации могут быть у знакомых или родственников. Поговорите с ребёнком, расскажите, как вы сами преодолевали трудности, приведите в пример знакомых, которым это удалось.

  • Отмечайте промежуточные успехи

Важно оценивать свой прогресс не в сравнении с идеалом, а в сравнении с собой на предыдущем этапе. Это поможет ребёнку получать удовольствие от процесса в целом, а не только от результата, и вызовет интерес к учёбе.

Важно создать такую систему обучения, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от проделанной работы на каждом этапе, чувствовал, что ему удалось достичь хоть и небольшого, но результата. Другой важный момент: родители не должны обесценивать достижения ребёнка, если им кажется, что он медленно прогрессирует, то есть не говорить ему: «Ты уже полгода занимаешься, а результата никакого». Наоборот, важно и самим замечать мелкие успехи, и говорить о них ребёнку.

  • Возьмите тайм-аут

Смена деятельности поможет ребёнку переключиться и вновь почувствовать интерес к предмету. Отдохните всей семьёй или позвольте школьнику остаться дома на один–два дня. Он восстановит силы и сможет продолжить учиться.

  • Помогите подобрать подходящее окружение

Подросток ориентируется уже не на мнение родителей, а на мнение сверстников или других авторитетных взрослых. Чтобы он захотел учиться или осваивать какие-то навыки, полезно поместить его в соответствующее окружение. Это может быть хорошая школа, где сверстники заинтересованы в том, чтобы учиться, кружок по интересам или преподаватель, который увлечён предметом.

Сделать это может и сам ребёнок, но если он не готов к этому, прийти к психологу может и родитель. Это поможет ему разобраться в ситуации, лучше понять подростка, а значит, эффективнее помочь ему справиться с этими состояниями.

Родители должны проявить больше чуткости и понимания к подростку. Часто они обращают внимание на одну сторону его жизни, например, на учёбу, и им трудно разобраться в причинах происходящего, увидеть связи между какими-либо ситуациями в его жизни и возникшими проблемами с оценками.

Изображение на обложке: Olga Semklo / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: