Как выбрать репетитора и не прогадать

Что делать на пробном уроке, чтобы не тратить время и деньги впустую

Как выбрать репетитора и не прогадать
Варвара Немова
Варвара Немова
куратор подразделения «Фоксфорд.Репетиторы»

Не всегда к репетитору обращаются заранее. Иногда проблемы с учёбой обнаруживаются внезапно и времени на решение остаётся мало. В этой ситуации важно сразу правильно выбрать репетитора. Как это сделать и что учесть — рассказывает специалист «Фоксфорда» Варвара Немова.

В «Фоксфорд» обращаются ученики и родители, которые решили выбрать онлайн-репетитора: это удобно, поскольку не нужно никуда ездить и часто выходит дешевле очных занятий. Многие наши ученики живут в маленьких городах, где трудно найти преподавателя высокого уровня. В отдалённых селениях учителя работают в единственной школе, поэтому найти кого-то со стороны невозможно.

Когда нужен репетитор

Репетитор проводит индивидуальные или мини-групповые занятия по академическим дисциплинам. На индивидуальных занятиях преподаватель помогает изучить трудные темы, подготовиться к олимпиаде или экзамену, если ученику или его родителям важно улучшить знания и отметки.

К репетитору стоит обратиться, если

  • вы посещаете уроки в школе, выполняете домашние задания, а получить более высокий балл или разобраться в предмете не удаётся;
  • вам никак не удаётся освоить некоторые навыки или понять какую-то тему, а на носу экзамены;
  • на уроке, вроде, всё понятно, а дома систематически не получается выполнять задания.

Сколько занятий с репетитором потребуется? Ответ на этот вопрос зависит от цели уроков, уровня знаний ученика и частоты занятий. Например, восполнить пробелы в знаниях «хорошиста» после болезни иногда удаётся за пару занятий, а подготовить сильного «отличника» к олимпиаде можно за полгода, если заниматься трижды в неделю.

Что учесть при выборе репетитора

Часто репетиторы для знакомства с учеником проводят пробное занятие-консультацию. Оно бывает платным, бесплатным или более дешёвым, чем обычный урок репетитора — это зависит от принципов преподавателя или правил онлайн-школы. На пробном занятии репетитор старается собрать необходимую информацию об ученике: какие он испытывает трудности, чем интересуется, какую ставит перед собой цель. Чтобы взять максимум от этого первого урока, школьнику нужно обратить внимание на ряд факторов.

Возраст

Важно понять, кажется ли репетитор достаточно солидным, чтобы выполнять его требования. Или насколько учитель современный, легко ли вам находить общий язык. Заниматься придётся регулярно и для успеха важно, чтобы уроки были психологически комфортными.

Стиль преподавания и темперамент

Учитель может в определённых пределах регулировать темп своей речи и интонацию голоса, но не всегда экспрессивный педагог подходит меланхоличному ученику. На пробном занятии можно понять, нравится ли вам учитель, который активно жестикулирует по поводу отношений катета и гипотенузы или вам нужен более хладнокровный педагог.

Профиль работы

Если у вас проблема с правописанием -нн- в суффиксах прилагательных и при этом вы мечтаете победить во Всеросе по русскому, нужен репетитор для подготовки к олимпиаде. На пробном занятии преподаватель увидит трудности, но он не догадается о ваших планах, если вы о них не скажете.

Иногда после нескольких месяцев занятий родители или ученик говорят, что не видят прогресса. В этот момент выясняется, что школьник пишет пробный экзамен так же плохо, как и прежде, но репетитор даже не знает, что от него требуется готовить к ОГЭ.

Чтобы подготовиться к ДВИ по химии в МГУ, нужен репетитор соответствующего профиля. О цели поступить в определённый университет необходимо сообщить сразу, чтобы репетитор понял свою задачу или посоветовал обратиться к своему коллеге.

Рекомендации после вводного урока

После первого вводного занятия репетитор даёт свою оценку уровня знаний ученика, называет проблемы, которые заметил и предлагает план дальнейшей работы. Важно внимательно выслушать всё, что говорит репетитор, в случае несогласия высказать своё мнение и задать вопросы.

Например, преподаватель говорит: «Сейчас у тебя такой-то уровень и цель сдать ОГЭ на «4». Сейчас март, если будем заниматься 3-4 раза в неделю, плюс домашние работы, то успеем подготовиться». Если ученик хочет не «4», а «5», нужно сразу оговорить, возьмётся ли репетитор за эту задачу и при каких условиях. Бывает, что родитель не готов платить за четыре занятия в неделю или ученик из-за другой нагрузки не может столько заниматься. В этом случае приходится либо снижать планку ожиданий либо изыскивать возможности, чтобы заниматься больше.

От чего зависит успех занятий

Мотивация

Старшеклассника, который стремится поступить в престижный вуз, не приходится заставлять делать домашнее задание. У неуспевающих школьников часто возникает проблема: они неохотно включаются в занятия и либо не выполняют домашку, либо списывают из решебников.

Если ученик не настроен на учёбу, несколько занятий уйдёт на то, чтобы пробудить интерес к предмету. В этом случае родителю, который ждёт быстрых результатов, следует проявить терпение. Научить насильно, а уж тем более подготовить к экзаменам, не получится. Требуется время, чтобы ученик увидел свои возможности и поверил в свои силы.

Домашние задания

Чтобы достичь амбициозной цели, например, сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужно проделать большую работу. Чем значительнее разрыв между уровнем знаний ученика и желаемым результатом, тем больше школьнику нужно заниматься самостоятельно, решать варианты заданий. Если ученик не выполняет домашние задания, репетитор не сможет только за счёт уроков обеспечить необходимый результат.

В ситуации с незаинтересованным учеником начальной или средней школы сложные домашние задания, напротив, только отобьют желание учиться. Поэтому на первых порах репетитор задаёт интерактивные игровые задания или просмотр образовательных роликов на Ютубе, чтобы затем обсудить на уроке.

Контакт

Родители платят за занятия и рассчитывают на результат, который можно достичь только при желании ученика и поддержке репетитора. Поэтому и родитель, и школьник, и преподаватель должны поддерживать связь и обсуждать возникающие вопросы.

К сожалению, нередки ситуации, когда родители ждут чудес от репетитора, поскольку они оплатили пакет занятий. При этом мамы или папы не читают письма преподавателя, а школьник пропускает уроки и не выполняет домашние задания.

Как правило, у репетитора есть программа занятий, которую он предлагает ученику, с которой знакомит родителей. По этой программе можно отслеживать, продвижение в материале, увидеть проблемы и оценить шансы на успех.

Взаимопонимание между родителем и учеником особенно важно, иначе мечты родителя о поступлении школьника, например, в столичный вуз вряд ли будут достигнуты.

Как понять, что репетитор подходит

Чек-лист для ученика

  1. При мысли о предстоящем занятии вы испытываете положительные эмоции.
  2. На занятии у вас «мозг кипит», скучать некогда и вы чувствуете, что работаете в полную силу.
  3. Вам нетрудно задать вопрос или признаться репетитору, что вы не понимаете, о чём речь, не знаете, как решать задачу.
  4. Вы замечаете свой прогресс в предмете и можете назвать пару вещей, которым научились благодаря репетитору.
  5. Кажется, и вы, и другие ученики добились большего в учёбе, если бы учителя были похожи на вашего репетитора.

Чек-лист для родителя

  1. Ваш ребёнок уважительно и положительно отзывается о занятиях с репетитором.
  2. Вам понятен план, который предложил репетитор для достижения цели ребёнка.
  3. Вы уверены, что ребёнок выполняет необходимые условия: делает домашние задания и участвует в занятиях по расписанию.
  4. Репетитор даёт развёрнутые комментарии: что было на занятии, какие трудности у школьника, какие успехи, над чем ещё нужно работать.
  5. Вы видите объективные результаты занятий: более высокие баллы на пробных экзаменах, улучшение отметок в школе.

Чем больше утверждений характеризуют вашу ситуацию, тем выше шансы на успех занятий.

Что запомнить

  1. Репетитор может помочь пробудить интерес к предмету, освоить трудные темы или подготовиться к экзаменам и олимпиадам.
  2. Важно, чтобы репетитор подходил ученику по человеческим качествам, стилю общения, требовательности или мягкости.
  3. На первом занятии с репетитором необходимо чётко обозначить свою цель, например, «поступить в МГИМО», «вытянуть физику на тройку» или «разобраться с делением простых дробей».
  4. Когда репетитор даёт обратную связь после знакомства, следует внимательно выслушать, как он оценивает ваши знания, как понимает цель и какой план работы предлагает.
  5. Если старшеклассник не выполняет домашние задания и пропускает занятия, а родители устраняются из ситуации, семья рискует напрасно потратить время и деньги.
  6. Если ученик не нацелен на результат, занятия не принесут ожидаемой пользы.
  7. Ученика с низкой мотивацией сначала нужно заинтересовать, поэтому первое время прогресс в учёбе вряд ли будет заметен.
  8. Следить за эффективностью занятий помогает план, который предлагает репетитор.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей