Русский рэп — беспощадный, но не бессмысленный

Почему не нужно бояться «поэзии улиц», как её понять и можно ли разбирать рэп на уроках литературы (спойлер — можно)

Русский рэп — беспощадный, но не бессмысленный
Наль Хакимова
Наль Хакимова
Автор «Фоксфорд.Медиа»

Трёхэтажные нецензурные конструкции, быстрые речитативы и дерзкий бит, звучащие из комнаты пятиклассника, смутят любого родителя. Неужели во всём этом есть какой-то смысл? А художественная ценность? Филолог и преподаватель «Фоксфорда» Юлия Дэль рассказывает, что такое «умный» рэп и как русскоязычный хип-хоп работает с нашим литературным наследием.



ЮЛИЯ ДЭЛЬ,

Учитель русского языка и литературы. Учитель истории. Психолог. Педагог-психолог по работе с одарёнными детьми.

Поэзия и рэп — в чём принципиальная разница

Начнём с того, что рэп возник как часть молодёжной субкультуры — это случилось в США в конце 1970-х. Впервые «речитатив» прозвучал в одном из районов Нью-Йорка не без участия ямайских диджеев. Хип-хоп — это целый мир со своим жаргоном, модой, танцами, музыкой, графикой и даже кино, а рэп — способ выразить позицию вербально.


Разница между поэзией и рэпом заключается лишь в том, что первая рождается самостоятельной, рэп же — текст, подразумевающий наличие музыкального сопровождения, бита. 


Сегодня мы наблюдаем, как стихи классиков получают вторую жизнь: чего стоят проекты «Сохрани мою речь навсегда» и «Я — голос ваш», в которых российские и зарубежные исполнители записали песни на стихи Мандельштама и Ахматовой. Поэзия говорит минимумом слов, а рэп-текст использует лексику для создания орнамента. Отличный пример — трек Oxxxymiron «Переплетено»: идею текста можно сжать до одного его названия, но этот словесный массив и бесконечные перечисления «переплетённого» будто наваливаются на слушателя, гипнотизируют и пугают масштабами — от микро- до макрокосма.

Время и цейтнот, смерть и натюрморт,

Постель чиновника, делооборот,

Но каждый в своём теле одинок,

Рабовладелец и зелот, но город — слоёный пирог.

Oxxxymiron — «Переплетено»

Как рэп касается остросоциальных тем

Вопреки расхожему мнению, рэперы говорят не только о деньгах, сексе и наркотиках. Рэп как жанр сформировался в условиях сильнейшего социального неравенства, поэтому рассказывать о боли, агрессии и несправедливости — фактически его жанровая задача. В том обществе, в котором зарождался хип-хоп, рэперы могли заплатить жизнью за свои тексты — настолько острыми были темы, о которых они говорили.

В Россию рэп пришёл позже — он попробовал прижиться в нашей культуре в 1980-х, но что-то пошло не так. Зато попытка во второй половине нулевых была куда удачнее: в это время на российской сцене появились Guf, Баста, «Макулатура», Noize MC, Oxxxymiron — список, конечно, неполный. Вместе с исполнителями взрослели и их тексты. Русский рэп прошёл путь от довольно простой любовной «лирики» до серьёзных текстов, которые громко говорят о социальных проблемах и политическом протесте — да ещё и с мощной опорой на философию и классическую литературу.

Даже если на поверхности земного шара

Останутся лишь высшей расы двое представителей,

Среди потомков этой идеальной пары

Найдутся рано или поздно те, кто меньше похож на родителей.

Noize MC — «Эдем 14-88»

Можно ли разбирать рэп на уроках литературы

1

Мамаша

грудь

ребёнку дала.

Ребёнок

с каплями из носу,

сосёт

как будто

не грудь, а доллар —

занят

серьёзным

бизнесом.

2

В час, когда меня не станет в мыслях ласковых твоих, я

Вздрогну в разбитом теле, ополаскивая рыхлое нутро

Какой-то дрянью. Фаршированный собой

По мостовой вожу ногами до смешного вразнобой.

Если вы не очень разбираетесь в творчестве Маяковского, вряд ли вы легко отличите рэп-текст от поэтического. Объясняем: первый текст — фрагмент «Бродвея» Маяковского, второй — трека Хаски «Черным-черно», который, кстати, звучит лейтмотивом пушкинских «Маленьких трагедий» в постановке Кирилла Серебренникова.


Современный мир требует от хип-хопа не только музыки, которая будет «качать», но и текста, который заставит о чём-то задуматься.


Если текст хороший, почему бы не познакомить ребят с ним на уроке. Литература — живой организм, который растёт и развивается. Пушкин и Лермонтов хотели стихами достучаться до своего поколения — теперь это делают современные поэты. Не зря рэп называют «поэзией улиц».

Хороший рэп — «умный» рэп. Современный мир требует от хип-хопа не только музыки, которая будет «качать», но и текста, который заставит о чём-то задуматься. Кроме того, рэп — поле для экспериментов. Noize MC создаёт «хипхоперу» с многочисленными отсылками к античной культуре. Oxxxymiron посреди рэп-баттла зачитывает Гумилёва — сам Мирон Фёдоров, кстати, литературовед из Оксфорда. В текстах Хаски слышны Есенин, Хемингуэй, Булгаков. FACE сетует, что «шутники и юмористы развалили нам страну», а Anacondaz можно смело разбирать на цитаты.

Самолётом, поездом, пешком, автостопом —

Все мы рано или поздно уходим из дома

Для того, чтобы собой хоть как-то заполнить пустоты

На пути от Калининграда до Владивостока

Anacondaz —«Поезда»

А что, без мата совсем никак? Почему рэперы не могут без него обойтись?

Ещё как могут! Но важно помнить, что, во-первых, обсценная лексика — всё-таки часть нашего языка, как бы кого это ни огорчало. Во-вторых, улицы жили и живут без цензуры. В-третьих, можно отнестись к мату как к средству выразительности — пока школьники запоминают, чем эпитет отличается от метафоры, кто-то делает свои тексты острее другими способами и имеют на это полное право. Баста, Oxxxymiron или Noize MC, например, вполне справляются и без обсценной лексики — не во всех текстах, но во многих.

Как слушать рэп — и можно ли его читать, а не слушать

Музыка для рэпа — примерно то же самое, что вода — для рыб. Она задаёт ритм, темп, характер, и у неё тоже могут быть свои «средства выразительности» — изящные инструментальные или вокальные партии, фрагменты чьей-то речи (как у Noize MC в треке «Всё как у людей»).

Никто не запрещает читать текст, если бит вас отвлекает. А ещё это практично — поначалу скорость или особенности дикции могут мешать восприятию.

В рэпе, как и в любом другом жанре, нужно найти «своих» — тех, кто озвучивает ваши мысли понятным языком. Для этого придётся много слушать, читать и, возможно, задать не один десяток вопросов своему ребёнку. Можно даже попробовать вместе изучать дискографии современных исполнителей. Это будет куда веселее.


Кто вы — фанат русского хип-хопа или ценитель отечественной классики? Пройдите тест на проверку интуиции!

Изображения: Leandro Lassmar / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: