<<Лид>>
Мы уже писали о творческом мышлении: оно помогает добиться успехов в учёбе и работе. Однако это ещё не всё! Даже простое применение творческих техник бывает полезно в повседневных школьных делах. Рассмотрим, что можно сделать с помощью творчества.
Ученики, изучающие предметы через искусство (например, математику через музыку или историю через театр), показывают на 15–20% более высокие результаты по сравнению с традиционными методами.
1. Разгрузить мозг
Во время решения математических задач активно работает островковая доля коры головного мозга, во время рассуждения и обоснования — лобная и височные области. Чтобы устроить мозгу передышку, полезно заняться художественным творчеством или танцами. В процессе рисования и лепки задействуются области, ответственные за ориентацию в пространстве, визуальное восприятие и тонкую моторику. Если двигаться в такт музыке, активизируются теменная доля и мозжечок.
Импровизация, как в театре или музыке, тренирует быструю реакцию на изменения — навык, нужный для современных профессий.
2. Решить трудную задачу
Помогает найти выход из нестандартной ситуации или решить задачу повышенной сложности. Специальные помогают настроиться на творческую волну и начать генерировать оригинальные идеи.
Можно найти не менее трёх способов превратить ограничения в подспорье, модернизировать или устранить помеху иным способом. Если ограничения заданы условиями задачи, следует представить, что их нет и рассмотреть, как это влияет на задачу.
3. Найти подход к людям
Отношения со сверстниками и учителями иногда представляют собой непростую задачу. Чтобы наладить контакт или повлиять на человека, приходится проявлять изобретательность. В ситуации общения стоит попробовать карту эмпатии и метод идеального конечного результата.
Карта эмпатии
Способность к эмпатии позволяет чувствовать эмоциональное состояние других людей. Карту эмпатии придумал дизайнер и предприниматель Дэйв Грэй. Чтобы составить карту для конкретного человека или группы людей, нужно вписать на лист бумаги ответы на вопросы:
- Кто эти люди и какова их роль в ситуации?
- Чего они хотят, каковы их цели?
- Что они видят, на чьё мнение ориентируются, чем увлекаются?
- Что, кому и для чего они говорят?
- Чем они занимаются каждый день или иногда?
- Что они слышат от других людей, от друзей, какие слухи им передают?
- Чего они боятся, о чём тревожатся, о чём мечтают и на что надеются?
Такой анализ даёт подробную картину мира других людей, позволяет лучше учитывать их потребности в межличностном общении и достигать собственных целей.
Метод идеального конечного результата (ИКР)
ИКР — идеальный конечный результат. Чтобы его достичь, нужно записать формулировку задачи и мысленно настроиться на успешное решение. Задачу следует разделить на части и сформулировать идеальный результат для каждой из них. Затем нужно изучить имеющиеся ресурсы и выбрать, как наиболее эффективно применить их для решения задачи.
<<Лидген для статьи>>
4. Выплеснуть эмоции
Выражать сильные эмоции необходимо, чтобы избежать нервного перенапряжения и срыва. Избыток психической энергии можно направить в конструктивное русло: расчеркать лист, написать песню, сколотить скворечник — к чему душа лежит. Интуитивное творчество помогает справиться с эмоциональной нагрузкой — этот принцип лежит в основе арт-терапии.
Не нужно ждать серьёзных волнений, чтобы начать творить.
5. Справиться с рутиной
Творчество бывает разным, а разорвать привычные шаблоны мышления поможет смена стиля одежды или перестановка в комнате. Джинсы, свитшот и рюкзак для нового образа можно позаимствовать у друзей. Если передвигать мебель не вариант, можно поменять местами одежду, учебные принадлежности и книги на полках: первое время будет непривычно, зато извилины активизируются.
Рисование и рукоделие тоже актуальны: если расписать стену, приготовить пиццу по новому рецепту или научиться вязать крючком, настроение поднимется, а в голове появятся новые идеи.
Творческие проекты, например, создание блога по истории или опытов по биологии превратят рутину в увлекательный процесс.
6. Улучшить усвоение информации
- Ассоциативное мышление — творческие подходы, например, рисование конспектов, создание ментальных карт, стихи или песни для запоминания помогают закреплять сложные темы.
- Визуализация — например, скетчноутинг упрощает понимание научных концепций.
- Эмпирическое обучение — проекты, эксперименты и симуляции делают учебу интерактивной. Ннапример, создание моделей в физике или химии.
7. Помогает в профориентации
Творческие увлечения часто раскрывают скрытые таланты: например, если любите писать рассказы, возможно, вам подойдёт журналистика или копирайтинг. Увлекаетесь дизайном игр — это путь в геймдев или программирование.
<<Блок перелинковки>>
Что запомнить
- Даже тот, кто не считает себя креативным и не имеет хобби, может с успехом применять творческие техники в учёбе.
- В процессе творчества человек избавляется от негативной энергии, успокаивается и заряжается оптимизмом.
- Танцы, музыка и рисование дают мозгу передышку, потому что задействуют другие отделы мозга, чем привычная умственная деятельность школьника.
- Творчество помогает преодолеть рутину и пробудить свежие идеи, которые нужны для исследовательской работы, решения олимпиадных задач и сдачи экзаменов.