10 soft skills, которые помогут стать востребованным специалистом в кризис

10 soft skills, которые помогут стать востребованным специалистом в кризис
Алена Хромова
Алена Хромова
Автор Фоксфорд.Медиа

Собрали подборку надпрофессиональных компетенций, которые будут полезны независимо от выбранной специальности для вас и вашего ребёнка.


Глобально все навыки можно разделить на две категории — hard skills и soft skills.

Hard skills — это «жёсткие навыки», которые есть в любой профессии. Например, для врача — это знание органов тела, а для строителя — умение класть кирпичи. Hard skills измеримы, нужны в определённой профессии и оттачиваются в вузе или на курсах.

Soft skills — это «гибкие навыки» и «надпрофессиональные компетенции», которые отражают личные качества человека. Например, рефлексировать полезно и учителю, и банковскому работнику. Soft skills неизмеримы, полезны в разных профессиях и личных отношениях, оттачиваются в течение жизни.

Родители могут помочь своему ребёнку развивать гибкие навыки. Например, дома, в гостях у друзей, на дополнительных занятиях или даже в школе. Для этого важно организовать некоторые точки контроля и нативно внедрять работу над soft skills в повседневную жизнь. Мы собрали гибкие навыки, которые наиболее важны для ребёнка.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность понимать эмоции и намерения свои и других людей, также управлять ими. Помогает выстраивать коммуникацию за счёт понимания, как себя чувствует собеседник.

Как развивать:

  • Чаще проводить время с людьми, стараясь понять, что они чувствуют

Например, по мимике, жестам, словам, интонациям.

  • Наблюдать за своими эмоциями — как, почему и зачем они возникли

Например, «Сейчас я злюсь, потому что мама не разрешила играть в Dota до ночи. Хотя на самом деле наверное, она права. Мне завтра рано вставать в школу».

  • Контролировать проявления эмоций

Например, не выплёскивать агрессию на собеседника, а прерывать диалог, чтобы успокоиться.

Что почитать:

  • Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»
  • Тревис Бредберри и Джин Гривз. «Эмоциональный интеллект 2.0»

Критическое мышление

Критическое мышление — это способность взвешенно потреблять и перерабатывать информацию. Помогает проводить фактчекинг, рационально мыслить и формулировать аргументы.

Как развивать:

  • Определять ролевые модели поведения одноклассников

Например, проанализировать, кто и почему в классе лидер.

  • Задавать открытые вопросы, то есть те, на которые невозможно ответить «да» или «нет»

Например, «Как ты думаешь, почему главного героя фильма “Чудо” буллят одноклассники?»

  • Пользоваться методикой «5W + H»

Например:

Что произошло: драка между старшеклассниками.

Почему это произошло: не смогли определиться, кто лидер в коллективе.

Кто об этом сообщил: их одноклассница.

Где это случилось: за школой.

Когда это произошло: вчера вечером.

Как это произошло: начали выяснять, кто лидер, не смогли договориться, решили встретиться вечером за школой для выяснения.

Что почитать:

Том Чатфилд. «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй своё мнение»

Дайана Халперн. «Психология критического мышления»

Что посмотреть:

«Критическое мышление» от 4Brain

«Критическое мышление в информационный век» от Coursera

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это понимание, чего хочет человек и как этого достигнуть. Помогает просчитывать риски, определять ходы, приоритизировать задачи и делать выводы.

Как развивать:

  • Расширять кругозор в области психологии и работы мозга

Например, читать книги или смотреть лекции по теме. Интересоваться, как работает мозг, какие отделы за что отвечают.

  • Учиться расставлять приоритеты

Например, «Сейчас поступление в МГИМО — это главное. Значит, мне нужно сдать ЕГЭ на 80+ баллов. Тогда в субботу вместо прогулки с друзьями я повторю неправильные глаголы, а встречу предложу перенести на воскресенье».

  • Анализировать ситуацию изнутри и со стороны

Например, «Я злюсь, потому что недостаточно хорошо написал пробник. Это моё внутреннее состояние. Одноклассники не понимают, почему у меня нет настроения, значит, нужно объясниться и договориться, что мы поболтаем завтра».

Что почитать:

  • Кеничи Омае. «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски»
  • Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф. «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни»

Саморефлексия

Саморефлексия — это самоанализ поступков, поведения и мотивации. Помогает оценить и осознавать действия, принимать решения, что делать дальше, и отвечать себе на вопрос: «Почему так получилось?»

Как развивать:

  • Ставить цели и анализировать пути их достижения

Например, «Я хочу купить новый телефон за 20 тысяч. Для этого я могу откладывать с карманных денег каждый месяц 2 тысячи. Через 10 месяцев я смогу купить телефон».

  • Вести дневник поступков и поведения

Например, «Сегодня в моей помощи нуждалась мама на кухне, я помог, но не сразу. При этом ярко выражал своё недовольство»

  • Записывать благодарности дня

Например, «Благодарен сегодняшнему дню за то, что была солнечная погода, интересно прошла алгебра, в журнале красуется пятёрка по физике и немного прогулялись с ребятами до моего дома».

Что почитать:

  • Эдит Ева Эгер. «Выбор. О свободе и внутренней силе человека»
  • Денни Пенман и Марк Уильямс. «Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Принятие решений

Принятие решений — это способность выбирать лучшее из возможного. Помогает выгодным путём достигать целей, при этом эффективно используя ресурсы — время, финансы, силы, эмоции.

Как развивать:

  • Учиться видеть разные пути

Например, выбирать одну вакансию из множества.

  • Расставлять приоритеты

Например, «Мне нужно подготовиться к контрольной по физике, поэтому завтра я не пойду с друзьями в кино, а перечитаю пару глав из учебника».

  • Обращаться к учителю или родителям не только с проблемой, но и с возможными решениями

Например, «Я не вымыл полы в своей комнате, но готов помыть за всеми посуду после ужина или вымыть полы завтра».

Что почитать:

  • Чип Хиз и Дэн Хиз. «Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете»
  • Адам Фернер. «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»

Что посмотреть:

Решение проблем

Решение проблем — это навык справляться с трудностями. Помогает не жаловаться, а принимать решения. Похоже на управление проектом, где необходимо получать результат через преодоление трудностей.

Как развивать:

  • Обозначить проблемы и придумать к ним по 5–15 решений

Например, «Я не готов к пробнику по истории».

Решения:

— не пойти вечером гулять, а прочитать пару параграфов;

— поговорить с мамой о репетиторе;

— найти на ютьюбе ролики с понятным объяснением;

— выписать, где конкретно у меня пробелы в знаниях;

— написать пробник пробника.

  • Одно из решений по каждой проблеме воплотить в жизнь, обозначив срок

Например, «Сегодня вечером выписываю все темы, в которых “плаваю”».

Что почитать:

  • Морган Джонс. «Решение проблем по методикам спецслужб»
  • Даниэль Канеман. «Думай медленно… решай быстро»

Что посмотреть:

Нетворкинг

Нетворкинг — это расширение базы знакомств для решения профессиональных и личных задач. Помогает налаживать контакты, вести переписку или переговоры, презентовать свои возможности.

Как развивать:

  • Обращаться к одноклассникам, родителям или учителю с конкретной целью

Например, «Мама, ты не могла бы мне помочь составить химическое уравнение?» вместо «Поможешь с химией?».

Или организовать самостоятельно. Например, предложить учителю обществознания в таком формате разобрать формы правления государством.

  • Устраивать деловые игры со сверстниками

Например, «Взаперти». Нужно представить, что класс заперт. В течение 30 минут необходимо выбрать 10 предметов, которые помогут выбраться, и расположить их в порядке значимости.

Что почитать:

  • Марк Роудз. «Как разговаривать с кем угодно»
  • Джим Кэмп. «Сначала скажите “нет”. Секреты профессиональных переговорщиков»

Что посмотреть:

«Психология коммуникации» от «Открытого образования»

Управление знаниями

Управление знаниями — это способность узнавать новую информацию для применения в профессиональных или личных ситуациях. Помогает проводить фактчекинги, составлять планы обучения и развивать кругозор.

Как развивать:

  • Составить график обучения

Например, после расписания уроков дописать самостоятельные занятия. В среду — час алгебры, в четверг — русского языка.

  • Выбрать знания или области для детального изучения

Например, если есть план поступать на иняз, значит, нужно детальнее углубиться в английский.

  • Определить контрольные точки

Например, в конце месяца итоговый тест по пройденному материалу.

Что почитать:

  • Дэвид Колб и Кей Петерсон. «Век живи — век учись»
  • Джош Кауфман. «Сам себе MBA. Самообразование на 100%»

Что посмотреть:

Работа в режиме неопределённости

Работа в режиме неопределённости — это умение быстро реагировать на изменения и быть гибким. Оно помогает найти своё место в VUCA-мире, где:

  • V (volatility) — нестабильность,
  • U (uncertainty) — неопределённость,
  • C (complexity) — сложность,
  • A (ambiguity) — неоднозначность.

Как развивать:

  • Тренировать управление собой во время стресса

Например, запомнить технику дыхания по треугольнику: четыре счёта — вдох, два — задержка дыхания, шесть — выдох.

  • Выходить из новых ситуаций нестандартными путями

Например, если завтра тест по английскому, то сегодня можно повторить словарные слова во время пробежки.

  • Прогнозировать план действий на два шага вперёд

Например, если есть договорённость в выходные пойти в кино с друзьями, значит, в пятницу нужно сделать все уроки, а в субботу утром — убраться в комнате.

Что почитать:

  • Эрик Дьюк. «Принцип ставок. Как принимать решения в условиях неопределённости»
  • Карл Оноре. «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить»
  • Нин Джеймс. «Внимание самому важному. От стресса и хаоса к осмысленности и концентрации»

Проактивность

Проактивность — это умение нести ответственность за себя и свою жизнь, а не искать причины в окружающих людях и событиях. Антоним реактивности — ухода от ответственности. Помогает объективно оценивать обстоятельства и себя.

Как развивать:

  • Создавать планы выполнения задач

Например, написать сочинение по жизни и творчеству Пушкина. Для этого нужно:

— перечитать биографию автора,

— вспомнить интересные для себя произведения,

— составить таймлайн с основными датами из жизни,

— продумать структуру.

  • Определять, какие задачи могут подождать и почему

Например, чтение «Преступления и наказания» можно отложить, потому что изучать его начнут через два месяца.

Что почитать:

  • Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»
  • Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей»
  • Джон Миллер. «5 принципов проактивного мышления»

Иллюстрация: Elen Winata / Dribbble

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: