<<Лид>>
Как часто вам хочется сходить в художественный музей просто так? Возможно, вы чувствуете себя неуютно на выставках? Конечно, не все мы искусствоведы и знаем обо всех стилях и направлениях. На самом деле всё не так уж и сложно. Вот несколько книг, которые помогут вам понять: куда смотреть, на что обратить внимание и главное — как не заскучать, наслаждаясь искусством.
Ника Дубровская, «Что любят… голландцы. Книжка для записей и рисования»
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62fa5fd3de56f533c3b8fe50_%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2586%25D1%258B.png)
Проще всего начать свой путь к искусству с одного направления или стиля. Почему бы не начать с голландцев? Их удивительные, местами безумные и чудаковатые сюжеты напоминают чем-то картинки из «Страдающего Средневековья». Книга-тетрадь Ники Дубровской хороша, пожалуй, ещё и тем, что кроме основных сюжетов голландской живописи даёт простор для собственного творчества. Они любили поесть и повеселиться, а я? Как бы мы сейчас изобразили такую же сцену в нашей жизни? Наверное, любое искусство легче всего принять в первую очередь через эмпатию, и тут лучше всего подойдёт эта книжка.
Сьюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей? И другие важные вопросы об искусстве»
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62fa5fd27d7cd7088adbb958_%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258B%25D0%25B5-%25D0%25B2-%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B5.png)
От эмпатии — к вопросам. Зачем тут фрукты? Почему ноги у лошади повёрнуты влево? Чем прикрывались обнажённые люди и зачем? Это одна из самых доступных и простых в изложении книг для младших и средних школьников. Она как обзорная экскурсия по всем направлениям: от наскальной живописи до кубизма. Тут вам и натюрморты, и пейзажи, и портреты — базовые примеры, которые вроде хорошо известны взрослым, но редко объясняются детям в доступной форме. Читать такую книжку перед первым походом в музей, а то и во время него — идеально.
Сьюзен Вудфорд, «Как смотреть на картины»
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62fa5fd24eccdb90783b18fd_%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BA-%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258C-%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B.png)
Погружаемся в тему глубже — и вот уже книга для тех, кому важно расширить своё понимание живописи. Вудфорд собрала более сотни известных классических полотен и проанализировала, как менялся взгляд авторов сквозь время, какие темы их волновали, как именно они изображали людей: будучи в разных странах и имея не такое полное представление о мире, какое у нас есть сейчас. Такая книга будет полезна и школьникам, которые интересуются искусством, и их родителям — ведь, согласитесь, учиться новому и познавать прекрасное никогда не поздно.
Сьюзи Ходж, «Главное в истории современного искусства.Ключевые работы, темы, направления, техники»
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62fa5fd2f74ec6f79acb5dbc_%25D0%2593%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5-%25D0%25B2-%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B0.png)
Историк и художница Сьюзи Ходж продолжает знакомить нас с искусством. Если книга с «голыми людьми» была про доступную базу для юных читателей, то эту можно предлагать тем, кто хочет понимать, что происходит в музеях прямо сейчас. Структура работы Ходж позволяет читать её не по порядку, а смело выбрать то направление или произведение, которое вас больше всего интересует — и отправиться в путешествие по гиперссылкам. Тут вам и более-менее знакомый модернизм XX века, и смелые решения после него: работы с пластиком, деревом и даже человеческим телом — всего более полсотни произведений.
Серия книг от издательства «Арка»
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62fa5fd240dca74338933296_Frame-22-2.png)
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62fa5fd4aff582474de86aea_Frame-24.png)
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62fa5fd3bb68a5e3bdb9c421_Frame-23.png)
Эту формально трилогию совершенно необязательно изучать полностью. Она хороша именно как прикладной материал для педагогов или родителей, которым хочется иметь в арсенале готовые ответы на самые неожиданные детские вопросы. В этих книгах есть подробная рубрикация по возрастам: ведь человека в 7 лет волнуют совершенно иные вещи, чем того, кому, например, 12. Важно, что все эти книги транслируют простую и обнадёживающую философию: изучать искусство — несложно, достаточно прийти в музей в хорошем настроении и быть готовым получать удовольствие, а, возможно, и какие-то новые, совершенно неожиданные эмоции. Подробнее разглядеть эти книги и заодно прогуляться по Русскому музею и Главному штабу Эрмитажа можно, посмотрев мой влог.