Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Шоураннер, раскадровщик, редактор: 9 необычных профессий из мира кино

10
минут
чтения

Изображение: кадр из к/ф «Человек с киноаппаратом» (1929)

Подросткам

<<Лид>>

Мы расспросили кураторов курсов Московской школы кино о неочевидных кинопрофессиях.

1. Художник-постановщик

Аддис Гаджиев,
художник-постановщик, вице-президент Гильдии художников кино и ТВ СК РФ, куратор программы «Художественная постановка» в МШК

Художник-постановщик в кино — руководящая должность. Это человек, который отвечает за то, как выглядит фильм. Специалист управляет всем арт-департаментом и осуществляет общее художественно-стилевое решение проекта, взаимодействуя с другими художниками: по костюму, гриму, реквизиту, CG и VFX.

Художник-постановщик активно участвует в процессе на этапах создания и обсуждения идеи, а также на этапах девелопмента и препродакшена — подготовки к съёмочному периоду, когда собирается команда арт-департамента и генерируется общее художественно-производственное решение будущего фильма. Во время съёмок художник-постановщик следит за тем, чтобы идея визуального решения, предложенного им ранее, была верно воплощена. Далее на этапах монтажа и цветокоррекции художник-постановщик вносит свои правки в визуальную составляющую материала. Работа над большим проектом занимает около года , включая участие в девелопменте, препродакшене, продакшене, постпродакшене.

Что надо уметь 

Хороший художник-постановщик разбирается в истории искусства, театра, кино и костюма, а также в архитектуре и дизайне. Этот специалист обладает и инженерными навыками, так как арт-департамент в кино часто создаёт сложное окружение. Художник-постановщик знает работу каждого департамента изнутри и представляет, как построить декорации космического корабля или пещеры каменного человека.

Сколько зарабатывает

Минимальная оплата месяца работы художника-постановщика, имеющего несколько проектов в фильмографии, в РФ составляет 200–250 тысяч рублей. Месячное вознаграждение художников-постановщиков высшей категории начинается с миллиона рублей. 

2. Художник-раскадровщик

Никита Бестужев,
художник-раскадровщик, куратор курса «Художник-раскадровщик» в МШК

Художник-раскадровщик нужен съёмочной группе в момент подготовки к съёмочному периоду. Обычно после утверждения сценария режиссёр-постановщик, оператор-постановщик и художник-постановщик начинают обсуждать и рисовать раскадровку — эскизный план сцен, на который потом ориентируются при съёмке. 

От новичков ждут точного воспроизведения на бумаге или в цифровом формате того, что обговаривают и придумывают режиссёр и оператор. А вот художники-раскадровщики с большим опытом иногда выступают соавторами визуальных решений и предлагают свои варианты. 

Что надо уметь 

Чтобы стать художником-раскадровщиком, недостаточно просто уметь рисовать, тем более рисовать натуралистично и так аккуратно, как учили в художественной школе, почти никогда не требуется. Художнику-раскадровщику нужно уметь быстро и наглядно изображать то, чего он не видит перед глазами. Важно также уметь слушать и понимать людей, терпеливо относиться к частым правкам. Необходимо знать основы операторского мастерства и в целом обладать насмотренностью в области кино.

Сколько зарабатывает

Рынок оплаты труда художников-раскадровщиков в РФ не очень структурирован. Часто гонорар рассчитывается из количества нарисованных кадров (от 200 рублей за кадр), но бывает и сдельная оплата за месяц или проект.

3. Второй режиссёр

Елена Дидевич,
второй режиссёр, куратор куса «Второй режиссёр» в МШК

Основная функция второго режиссёра — подготовить съёмки таким образом, чтобы режиссёру-постановщику было удобно и комфортно снять сцену так, как задумано. В отличие от режиссёра-постановщика, второй режиссёр не работает с актёрами. Большой процент его задач связан с организацией: второй режиссёр координирует работу различных департаментов, например департамента грима, костюма, реквизита, художников, каскадёров, пиротехников и других, а также составляет съёмочный план, учитывая графики актёров, доступность объектов, погодные условия, готовность команды и ещё тысячи разных вводных.

В работе второго режиссёра есть и доля творчества: иногда он ставит задачи актёрам массовых сцен, а также может в любой момент подхватить идею режиссёра-постановщика и помочь реализовать её.

Что надо уметь 

Главный навык, необходимый второму режиссёру, — это острый аналитический ум, так как в течение дня ему приходится принимать множество решений. Важно также быть стрессоустойчивым, коммуникабельным и дисциплинированным. Второй режиссёр также должен хорошо понимать «внутреннюю кухню» каждого департамента кино, чтобы грамотно координировать их.

Сколько зарабатывает

За месяц работы на производстве фильма или сериала вторые режиссёры получают от 100 тысяч рублей и выше. На коротких проектах за один съёмочный день платят около 30 тысяч.

<<Лидген для статьи>>

4. Кастинг-директор

Елизавета Шмакова,
кастинг-директор, куратор курса «Кастинг-директор» в МШК

Кастинг-директор отвечает за подбор актёров. На проекте он постоянно взаимодействует с режиссёром. Кастинг-директор — определённого рода «высокопрофессиональная фокус-группа», на которой проверяется актёрский ансамбль. 

Кастинг-директор очень внимателен и обладает хорошей памятью, он ищет новые лица в театральных школах и вузах, театрах, на улицах. Большая радость и победа для кастинг-директора – открыть режиссёру и публике неизвестного актёра.

Что надо уметь 

Кастинг-директору нужно хорошо разбираться в психологии, театре и кинематографе, обладать высоким уровнем насмотренности, чтобы быстро оценивать, насколько хороший тандем сложится на экране из выбранных режиссёром актёров. Совместный поиск актёров порой меняет вектор истории, и зачастую кастинг-директор может повлиять на то, какими будут герои истории.  

Сколько зарабатывает

Гонорары российского кастинг-директора меньше, чем мировые. Месячная зарплата этого специалиста иногда составляет стоимость одного съёмочного дня не слишком «звёздного» актёра.

5. Редактор в кино

Ася Гусева,
писательница, сценаристка, редактор, куратор курса «Редактор в кино» в МШК

Редактор в кино работает со сценарием, однако это совсем не то же, что сценарист. Сценарист придумывает и пишет историю, а редактор читает её и указывает, где сюжет требует изменений. Чтобы родился хороший сценарий, необходима работа редактора, поскольку внимание сценариста рассеивается, а редактор сохраняет свежий взгляд на текст.

Что надо уметь 

Редактор должен быть образованным, начитанным и насмотренным человеком. Часто редактор имеет филологическое или киноведческое образование. Необходимо знать историю кино, основы драматургии, принципы монтажа, устройство кинопроизводства, маркетинга и конъюнктуры рынка. Конечно, как и для всех кинопрофессий, помимо профессиональных навыков, киноредактору важны и человеческие качества — коммуникабельность и терпеливость. Редактор должен уметь анализировать, логически и стратегически мыслить. 

Сколько зарабатывает

Зарплата редактора часто предполагает некую ставку, а в дополнение к ней — бонусы за каждый сделанный проект. Например, ставка составляет 100 тысяч рублей в месяц, бонусы – 30 тысяч рублей за серию. Зарплаты стартуют от 40 тысяч рублей. Главный редактор в большой компании может получать зарплату около 500 тысяч рублей.

Гонорарная вилка работы редактора довольно велика. Самая маленькая ставка — около 15 тысяч рублей за серию. Редактор, проверяющий сценарии дорогих сериалов, может получать и 100 тысяч, если работа требует специальных профессиональных знаний, фактчекинга. 

6. Художник по гриму

Мария Морзунова,
художник по гриму, куратор программы «Художник по гриму» в МШК

Художники по гриму отвечают за внешний облик героев и работают с кожей и волосами. Будет заблуждением считать, что работа художников по гриму не отличается от работы визажистов, которые готовят людей к мероприятиям. Имитация  порезов, ссадин, крови на телах актёров — область ответственности департамента грима. Некоторые задачи, например состаривание актёра или превращение его в зомби, занимают до пяти часов работы. Опытные художники по гриму работают не только с базовой косметикой, но и с множеством специфических профессиональных средств, которые создают на экране образы заледеневших, обожжённых, окровавленных людей или существ.

Причёски и макияж должны быть стойкими, чтобы не приходилось поправлять их каждые пять минут на протяжении 12-часовой съёмки. Поэтому даже на простой нюдовый макияж у опытных гримёров уходит не меньше получаса.

 

Что надо уметь 

Нестандартно мыслить. В работе художников по гриму много творчества: они создают образы, исходя из задач сценария и видения режиссёра, но могут предлагать и собственные креативные идеи. 

Сколько зарабатывает

Художники по гриму в среднем зарабатывают 180–250 тысяч рублей в месяц. За одну смену на рекламе платят 20–25 тысяч рублей. 

7. Композитор в кино

Николай Скачков,
композитор и саунд-дизайнер, куратор программы «Композитор в кино» в МШК

Композитор в кино, так же как и обычный композитор, пишет музыку. Однако специфика работы в кинопроизводстве заключается в том, что необходимо уметь работать в команде: кинокомпозитор выполняет поставленные ему задачи, советуется с коллегами, прислушивается к их комментариям. Конечный продукт его работы — саундтрек, который звучит в фильме.

На кинопроектах также есть звукорежиссёры, которые отвечают за весь звук в фильме: реплики героев, звуки природы, толпы, шорохи. Композитор, в отличие от звукорежиссёра, работает именно с музыкальной составляющей аудиодорожки фильма.

Что надо уметь 

Композитор в кино должен обладать гораздо большим набором как технических, так и гибких навыков, чем обычный композитор: уметь работать в команде, слушать и критически мыслить, обсуждать. Конечно, он должен прекрасно разбираться во всех аспектах создания музыкальных произведений и уметь писать музыку.

Сколько зарабатывает

За саундтрек к рекламе композитор получает около 200 тысяч рублей.

<<Блок перелинковки>>

8. Монтажёр трейлеров

Александр Сержантов,
трейлермейкер, куратор курса «Монтаж трейлера» в МШК

Трейлеры для фильмов почти никогда не создают режиссёры монтажа, которые собирают сам фильм. Главная задача трейлера — продать фильм, поэтому режиссёр монтажа трейлеров активно советуется во время работы с продюсером фильма и маркетинговой командой.

Монтаж трейлеров отличается от монтажа фильма жанровыми особенностями и законами. Трейлеры монтируются клипово, поэтому монтажёры трейлеров иногда могут брать заказы на монтаж клипов: эти два жанра строятся по похожим принципам работы. Монтаж трейлера подстраивается под музыку, а в кино — наоборот. 

Что надо уметь 

Трейлермейкеры чаще всего сами выбирают музыку для трейлеров. Поэтому монтажёру трейлеров необходимо иметь хороший музыкальный слух и вкус, чувство ритма, а также понимать современные клиповые тренды. Зрители чаще всего не всматриваются в трейлеры, поэтому важно продумать трейлер до мелочей, чтобы он вызвал у зрителя желаемую эмоцию и запомнился. Хорошие монтажёры трейлеров также разбираются в саунддизайне.

Сколько зарабатывает

Гонорары в области производства трейлеров зависят от навыков специалистов и широты оказываемых услуг. Монтажёры-фрилансеры в начале своего творческого пути могут зарабатывать 30 тысяч рублей за трейлер, а со временем поднять ценник до 100–200 тысяч и более. Креативные агентства и трейлерхаусы, предлагающие клиентам услуги под ключ и объединяющие под одной крышей монтажёров, звукорежиссёров, колористов и других специалистов, могут зарабатывать несколько миллионов в месяц.

9. Шоураннер

Аня Персикова,
шоураннер и выпускница МШК по направлению «Шоураннер»

Шоураннеры работают в основном на сериальном производстве. Они контролируют процесс с художественной точки зрения и следят за тем, чтобы команда создавала произведение в единой стилистике на всех этапах производства — от идеи до озвучки. Например, сериалы, особенно за рубежом, часто снимают сразу несколько команд: скажем, одна съёмочная группа снимает основную сюжетную линию, а параллельно в другом городе дополнительная группа снимает других персонажей. Задача шоураннера — сделать так, чтобы материал был снят и смонтирован в цельную картину. Можно сказать, что шоураннер — в каком-то смысле «стержень» проекта: он досконально точно знает и чувствует сценарий, понимает, какие акценты должен расставить режиссёр, может объяснить на монтаже, для чего нужен каждый конкретный кадр и почему его нельзя вырезать.

Профессия шоураннера появилась в российском производстве не так давно. Фактически его функции раньше выполняли другие члены съёмочной команды: режиссёр, генеральный продюсер или сценарист. Однако с развитием индустрии стало ясно, что контроль креативного процесса — колоссально сложная работа, за которую нужно платить отдельному человеку. 

Что надо уметь 

Чтобы стать шоураннером, в первую очередь необходим большой опыт и экспертиза в кинопроизводстве: нужно заявить о себе как о сценаристе, режиссере, продюсере с собственными креативными идеями. То есть стать им сразу же, не имея фильмографии, не получится. Шоураннер должен собирать, организовывать и мотивировать креативную команду. Нужно уметь объяснять творцам, почему они должны доверять его видению проекта. Помимо умения тонко чувствовать людей и поддерживать контакты, шоураннеру необходимы очень широкий кругозор и способность предугадать, что будет актуальным через пару лет — тогда, когда сериал будет отснят, смонтирован и готов для зрителя.

Сколько зарабатывает

Шоураннеры обычно получают ежемесячную зарплату на проекте, то есть имеют стабильный заработок. Стартовая ставка шоураннера — от 300 тысяч рублей в месяц.

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

*действителен только для новых пользователей
Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Настя Щукина
Автор «Силы Лиса»

Сколько нужно человек, чтобы снять фильм? Американский продюсер Стивен Фоллоус подсчитал, что среднее количество членов съёмочной группы удачного голливудского фильма — 588 человек. В съёмках «Аватара» были задействованы почти три тысячи специалистов. Все эти люди — неотъемлемая часть производства.

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

media-check-list-prof

Хочу выбрать профессию

У вас точно больше трёх путей. Скачайте гайд, мы расскажем, что вам делать и куда теперь идти.

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз