<<Лид>>
Шаг 1. Определите, зачем это вам
Обычно спор затевают, чтобы:
- выразить свою точку зрения и узнать мнение собеседника;
- найти компромисс;
- доказать, что вы умнее других или лучше разбираетесь в предмете;
- заставить оппонента изменить точку зрения.
Спор будет конструктивным, если вы хотите решить первую и вторую задачу — обменяться мнениями или найти решение, которое устроит всех. А вот стремление самоутвердиться или переубедить собеседника, скорее всего, приведёт к взаимным обидам и усугублению конфликта.
Лариса Осинкина: «Вступая в дискуссию, постарайтесь разделить предмет спора и отношения с вашим оппонентом. Не ставьте знак равенства между мнением вашего собеседника и его личностью. Так вы сможете сохранить хорошие отношения, даже если у вас разные мнения. Зачастую стоит и вовсе не вступать в спор, чтобы не ранить близкого человека. Ответьте себе на вопрос, что для вас важнее — доказать свою правоту или сохранить дружбу».
Шаг 2. Определите тему спора
Чем точнее вы сформулируете тему спора, тем спокойней и продуктивней он пройдёт. Заранее договоритесь с оппонентом не отклоняться от выбранной темы.
Лариса Осинкина: «Иногда во время спора оказывается, что люди говорят о разных вещах. Лучше заранее уточнить все термины и убедиться в том, что участники спора их понимают. Не стоит использовать в дискуссии слишком сложные, сложные или профессиональные термины, незнакомые другим участникам. Во-первых, вам будет сложно договориться, а во-вторых, это обычно воспринимается негативно — как желание поумничать».
Шаг 3. Установите правила ведения спора
Лучше всего сформулировать правила заранее, а потом обсудить их со всеми участниками дискуссии. Важно, чтобы ваш оппонент согласился их соблюдать. Тогда есть шанс, что в споре вы найдёте истину и не поругаетесь. Самое главное — соблюдайте границы и не переходите на личности.
Лариса Осинкина: «Не касайтесь во время дискуссии ума собеседника, его речи, внешности, характера, обстоятельств жизни и так далее. Любой переход на личности уводит спор в плоскость взаимных оскорблений. Следите за этим даже в пылу спора и не позволяйте себе обидных выпадов».
Вот универсальные правила для любой дискуссии:
- уважайте позицию собеседника;
Лариса Осинкина: «Во время спора очень важно помнить, что наш оппонент — это другая личность с собственными установками, и их ни в коем случае нельзя обесценивать. Относитесь с уважением к позиции собеседника, даже если вы с ней не согласны. Тогда вы сможете конструктивно обсудить любой вопрос и не поругаться в процессе. Не позволяйте оппоненту обесценивать ваше мнение и установки. Если вы попросили этого не делать, а собеседник продолжает, лучше вовсе завершить дискуссию».
- сохраняйте спокойствие, не повышайте голос;
Лариса Осинкина: «Чтобы оставаться спокойным во время спора, отделите себя от своей точки зрения. Если собеседник не принимает ваше мнение, это не значит, что он отвергает или принижает вас. Если этого не сделать, эмоции помешают вести дискуссию».
Важно обговорить и организационные моменты:
- высказывать своё мнение по очереди,
- внимательно слушать собеседника,
- не перебивать,
- задавать уточняющие вопросы, когда оппонент заканчивает говорить.
Шаг 4. Подберите аргументы
Прежде чем вступать в спор, сформулируйте свою точку зрения и подумайте, какие аргументы у вас есть. Объясняйте свои мысли коротко и ясно. Приводя пример, старайтесь, чтобы он был общеизвестным. Например, что «Войну и мир» написал Лев Толстой, а не Александр Пушкин.
Когда не стоит спорить
Теперь вы знаете, как правильно вести дискуссию. При этом порой лучший спор тот, что не состоялся. Собрали для вас пять случаев, когда дискуссии стоит избежать.
- Когда цель — унизить собеседника и доказать своё превосходство.
- Когда вы не разбираетесь в предмете дискуссии.
- Когда у вас нет определённого мнения.
- Когда вы не можете подобрать внятные аргументы.
- Когда предмет спора настолько затрагивает вас, что вы не можете сдержать эмоций. Тогда лучше сначала успокоиться, а только потом вступать в дискуссию.