<<Лид>>
Что такое графические романы
Графические романы — это художественные произведения, в которых упор в повествовании делается на визуальную составляющую. Именно с помощью иллюстраций читатель понимает, что происходит, а текст играет второстепенную роль.
Он используется обычно для диалогов между персонажами. Графические романы обычно более качественные и детально прорисованные, чем комиксы. На многих из них стоит возрастное ограничение, их чаще читают взрослые.
Когда появились графические романы
Хотя словосочетание «графический роман» можно найти ещё в текстах начала XX века, широко оно стало использоваться в 1978 году, когда художник и комиксист Уилл Эйснер опубликовал произведение под названием «Контракт с Богом». Оно рассказывает о буднях жителя арендного дома в Нью-Йорке в 1930-е годы. Именно «Контракт с Богом» считается первым графическим романом: сейчас, он переведён на 15 языков. Эйснера же принято считать «отцом графического романа».
Графические романы и комиксы — это одно и то же?
Графические романы считаются видом комиксов. Однако комиксы в классическом понимании имеют периодичность: например, несколько номеров рассказывают истории про одного персонажа. Графические романы — самостоятельные, законченные произведения. Более того, они, как правило, гораздо объёмнее, чем комиксы. Произведения в таком формате могут насчитывать от 80 до 200 страниц.
Графическим романам, как и всем книгам, присваивается ISBN — международный стандартный книжный номер. Издаются они обычно в твёрдом переплёте.
Какие бывают графические романы
Вопреки распространённому мнению, графические романы — это не только весёлые комиксы на забавные темы. Некоторые рассказывают о социальных проблемах или посвящены историческим событиям. Например, роман «Персеполис» Маржан Сартрапи посвящён революции в Иране.
Иногда графические романы рассказывают оригинальную историю, которую придумал автор, либо появляются в результате адаптации популярных произведений другого формата. Например, «Пираты Карибского моря» или «Игра престолов».
Известные графические романы
«Маус», Арт Шпигельман
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f950b85a6c0340f1a89894_%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2583%25D1%2581.jpeg)
Автор рассказывает про холокост на примере истории его отца, который прошёл через концлагерь. Это единственный графический роман, который получил Пулитцеровскую премию в 1992 году. Отличительная черта книги — все люди изображены с головами животных. Немцы — с головами кошек, евреи — с головами мышей.
«Город грехов», Фрэнк Миллер
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f950b82e5efd2d64dcb57e_%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4-%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B2.jpeg)
Вселенная Миллера познакомит читателя с криминальными сюжетами — продажными политиками, преступниками и полицейскими преследованиями. Роман так сильно впечатлил режиссёра Роберта Родригеса, что позже он экранизировал его вместе с автором романа. Больше всего Родригесу хотелось перенести в кадр неповторимый нуарный стиль книги.
«Хранители», Алан Мур, Дэйв Гиббонс
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f950b8fc92abcadaa6f9f0_%25D1%2585%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B8.jpeg)
Этот графический роман считается классическим: его изучают на уроках литературы в некоторых американских школах. История рассказывает про супергероев-неудачников во время холодной войны.
Российские графические романы
«Преступление и наказание», Аскольд Акишин
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f950b845cd4443c0bf28c9_%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25B8-%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5.jpeg)
Российский художник Аскольд Акишин создал графическую версию романа Достоевского. Правда, от оригинального произведения эта история отличается — Акишин поместил Раскольникова в параллельную вселенную, где господствуют роботы и искусственный интеллект.
«Боровицкий», Иван Ешуков
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f950b945cd441fc6bf28ca_%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B8%25CC%2586-.jpeg)
Главный герой — спецагент, который работает в революционном Омске начала XX века. Ему предстоит расследовать убийство коллеги.
«Сурвило», Ольга Лаврентьева
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f950b9b9e9156ca5478638_%25D1%2581%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BE.jpeg)
Автор рассказывает историю своей бабушки, которая пережила блокаду и репрессии.
«Мастер и Маргарита», Михаил Заславский, Аскольд Акишин
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f950b9b12ffe2c52882666_%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580-%25D0%25B8-%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0.jpeg)
Графическая адаптация романа Михаила Булгакова. Несмотря на то что авторы во многом ориентировались на роман, работа отличается от оригинала: в ней появляются новые персонажи и сюжетные повороты.