<<Лид>>
Взвесить упущенные возможности
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
Развить самодисциплину
Улучшать внимание
Чтобы не отвлекаться и начать решать варианты экзамена или читать учебник, нужно направить на это занятие своё внимание. Внимание бывает неустойчивым от природы или по физиологическим причинам. С природными данными — особенностями нервных процессов — ничего не поделаешь, но стимулировать внимание можно.
Исследования показывают, что сразу после физической нагрузки концентрация внимания повышается. Чтобы существенно повысить внимательность, тренироваться нужно каждый день. Ученику легче сосредоточиться на задании сразу после прогулки или гимнастики.
Убрать информационный шум
Соцсети, уведомления о новых публикациях, сообщения в мессенджерах приходят постоянно. Рука непроизвольно тянется к телефону, и минута за минутой несколько часов в день тратится на развлечения в интернете. На время работы телефон нужно поставить на беззвучный режим, а ещё лучше использовать на всех устройствах блокировщик сайтов и приложений. Пусть программа не даёт отвлекаться на общение и юмор в течение хотя бы нескольких минут, отведённых на работу.
Интернет не единственный источник развлекательного контента. Когда занятие скучное, приятно отвлечься на собственные мысли и фантазии. В голову блокировщик не поставишь, так что придётся осознанно возвращать себя к работе.
Не рассчитывать на вдохновение
Не ждите вдохновения для скучных дел. Ответьте честно: появится ли желание разобрать старые тетрадки или решить КИМ ЕГЭ? Скорее всего, нет. Чтобы закончить такое дело, просто начните и доведите его до конца. Необязательно делать сразу всё, но начните сегодня!
Распланировать задачи
Следовать намеченному плану проще, чем решиться на неинтересное дело внезапно. Стоит заранее решить, в какой день выполнять свою часть домашних обязанностей, а когда учить неправильные глаголы по английскому. Полезно вести ежедневник, чтобы с вечера просматривать список дел на завтра и быть морально готовым.
Когда «завтра» наступает, проще взяться за работу, насчёт которой всё уже решено и определено. Остаётся только начать делать.
Выделите всего 2 минуты
Существует философия кайдзен, согласно которой сегодня достаточно делать чуть больше, чем вчера. Если в понедельник школьник вообще не брался за сочинение, то открыть и пролистать темы во вторник — уже шаг вперёд.
Договоритесь с собой начать неприятное дело и выполнять его хотя бы 2 минуты. Важно пообещать себе прекратить работу по истечении этого времени, если будет совсем невыносимо. Скорее всего, вы успеете втянуться и не захотите бросить начатое.
Награждайте себя за успехи
Мозг по своей природе стремится экономить энергию и избегает того, что не приносит немедленной пользы или удовольствия. Поэтому, чтобы стимулировать интерес к учебе, используйте систему поощрений.
Придумайте себе награду за каждую хорошую оценку или выполненное задание. Это может быть что-то небольшое, но значимое для вас: любимая шоколадка, новый эпизод сериала, поход в кино, встреча с друзьями, прогулка в парке, или даже просто время, проведённое за любимым хобби. Главное, чтобы поощрение вызывало яркую эмоциональную реакцию и приносило удовольствие.
Когда мозг почувствует связь между усилием и наградой, он запомнит это, и в следующий раз будет стараться учиться лучше, чтобы снова получить положительное подкрепление.
Подведём итоги
- Чтобы набраться решимости сделать неинтересную работу, нужно думать о реальных выгодах, которые она принесёт. Если ориентироваться на идеальный результат, есть риск так и не приступить к задаче из-за страха провала.
- Укрепить волю помогают тренировки, так что перед работой полезно прогуляться или сделать физические упражнения. Стоит устранить отвлекающие факторы: убрать гаджеты и попросить домашних не беспокоить.
- Вдохновение не придёт, нужно просто взять и сделать это. Проще сделать то, что решено заранее, так что план неприятных дел лучше составить накануне.
- Начать труднее всего, поэтому достаточно пообещать себе потрудиться 2 минуты, а дальше действовать по обстоятельствам.
- Поощряйте себя за хорошие оценки и выполненные задания. Со временем это поможет сформировать устойчивый интерес к учебе и сделать процесс более приятным и мотивирующим.