<<Лид>>
Анастасия Митрофанова
психолог, гештальт-терапевт, методист по soft skills
Что такое синдром отличника
Важно понимать, что отличники и дети с синдромом отличника — не одно и то же. Ребёнок может учиться только на пятёрки, с лёгкостью осваивать школьную программу и трудолюбиво добиваться высоких результатов. При этом у него необязательно будет синдром отличника — он умеет извлекать опыт из неудач и решать сложные проблемы.
Анастасия определяет синдром отличника так:
<<Параграф c цитатой>>
Важно понять разницу между стремлением к успеху и болезненным перфекционизмом: первое необходимо для личного и профессионального развития, а второй оторван от реальных возможностей и целей человека.
Вот простой пример: само по себе стремление достичь успехов в плавании, рисовании, английском, математике и физике — это отлично. Но желание получить первые места на всех этих олимпиадах и соревнованиях — перфекционизм, который вымотает ребёнка и отобьёт любое желание достигать успехов в будущем.
Почему синдром отличника — это плохо
Если ребёнок учится на отлично и приносит домой только золотые медали, то в чём проблема? Отвечает Анастасия:
«Синдром отличника действительно может быть социально одобряемым на первый взгляд. Но если смотреть глубже, он заставляет ребёнка получать исключительно пятёрки — любая четвёрка и тем более тройка приводит к сильному расстройству.
Синдром отличника в целом во многом зависит от оценок. Чрезмерно концентрируясь на них, ребёнок может игнорировать остальные сферы жизни — хобби, общение с друзьями, особенно если в этих сферах уже есть сложности. А они часто возникают из-за отсутствия опыта совершения и преодоления ошибок».
Синдром отличника в психологии
С точки зрения ментального здоровья это пиррова победа: школьный успех ребёнка не оправдывается затраченными ресурсами. В его дневнике могут быть одни пятёрки, но при этом у школьника не остаётся моральных и физических сил интересоваться чем-либо ещё. Ребёнок становится зависимым от одобрения и полностью теряется, если не становится лучшим.
Синдром отличника проявляется не только в отношении к учёбе. После школы он остаётся с человеком и получает продолжение в дальнейшем. Люди с таким синдромом не умеют проигрывать даже в бытовых спорах, боятся расстроить других своими неудачами, не умеют решать проблемы и к каждой сложности относятся как к непреодолимой преграде.
Почему возникает синдром отличника
Сложно сказать, как зарождается этот психологический комплекс в ребёнке. Люди могут быть склонны к нему по разным причинам:
- требовательные родители;
- повышенная тревожность;
- навязанное желание быть лучшими в классе;
- нехватка одобрения;
- наказание за плохие оценки;
- завышенные требования к себе.
«Самая благодатная почва для формирования синдрома отличника — установка родителя: „Четвёрка для тебя это двойка, не смей их приносить“. Если замечаете у себя стремление делать всё на 5+ и не позволяете отпускать ситуацию, когда это можно сделать, это влияет на появление у ребёнка аналогичной установки», — комментирует Анастасия.
Признаки синдрома отличника у ребёнка
Трудолюбие и нездоровое стремление быть лучшим действительно иногда сложно отличить друг от друга.
Анастасия выделила ключевой критерий: «Нужно посмотреть, получает ли ребёнок удовольствие от процесса обучения. Если ему нравится делать домашние задания, готовиться к олимпиадам и ходить на уроки — вы будете часто видеть его вовлечённым и довольным. При таком раскладе проблем нет».
<<Лидген для статьи>>
Как определить синдром отличника у ребёнка
Вот три частых симптома, помимо столбиков из пятёрок в онлайн-журнале.
- Зависимость от чужого мнения
Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, стоит обратить внимание. Такие дети легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы.
- Жертвы ради оценки
Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул лучшего ученика, переходит в средние классы и сталкивается с трудностями в обучении. А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы.
- Страх ошибиться
Дети-«отличники» боятся сделать что-то неправильно: получить двойку за работу, забыть ответ на вопрос или не подготовиться к уроку. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов.
Как избавиться от синдрома отличника
Как родитель вы можете изменить своё отношение к академическим провалам ребёнка и не показывать, что они слишком важны для вас. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление.
Анастасия добавляет: «Важно объяснить ребёнку, что ошибаться — нормально. Причём не только на словах, но и в действиях. Например, если ребёнок получит тройку за сочинение, которое долго писал, вместе подсчитайте, сколько сил он затратит на то, чтобы исправить оценку. Если это потребует слишком много ресурса, потраченного впустую, предложите смириться с оценкой и отпустить ситуацию».
Вместе с психологом нашли практики, которые помогут справляться с синдромом отличника:
Дневник достижений
К записям, в которых вы фиксируете маленькие и большие победы, можно возвращаться и заново мотивироваться. Люди с синдромом отличника могут обесценивать свои достижения и помнить только о неудачах. Дневник поможет сохранять трезвый взгляд на свои успехи.
Хобби
Концентрируйтесь на любимых занятиях и других делах и осознанно переключайтесь, когда понимаете, что занимаетесь достигаторством. После перерыва возвращайтесь к задаче с осознанием того, что её можно решить не на 110% или даже 100%, а 80% будет вполне достаточно.
Маленькие шаги на старте
Используйте правило пяти минут: когда чувствуете, что не можете взяться за работу, скажите себе: «Я буду заниматься этим ровно пять минут, а потом смогу переключиться, если мне будет тяжело». В 9 из 10 случаев это приведёт к успешному старту продуктивной учебной сессии.
Критика не к себе, а поставленным задачам
Задайте себе вопрос, так ли важно прямо сейчас сделать всё идеально. Научите себя честно отвечать на эту формулировку и выполнять некоторые дела на уровне «нормально», а не «отлично».
Приоритизация
Решите, в каких сферах вам важнее всего преуспеть: выберите одно-два направления развития и разрешите себе быть строгими к своим успехам. Для прочих сфер и увлечений установите планку, которой хотите достичь: важно, чтобы она была реалистичной.
Резюме
Главный совет — осознать, что оценки не так значительны, как может казаться, а ошибаться можно и даже нужно (спросите любого психолога). А если чувствуете, что требуется тщательная и системная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.