<<Лид>>
Структура экзамена и его продолжительность
На всю экзаменационную работу отводится 235 минут. Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для каждого задания с кратким ответом — 2–5 минут;
- для каждого задания с развёрнутым ответом — от 5 до 20 минут.
Темы ЕГЭ по физике
На ЕГЭ-2022 будут проверяться элементы содержания из следующих разделов и тем курса физики:
- Механика: кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны.
- Молекулярная физика: молекулярно-кинетическая теория, термодинамика.
- Электродинамика и основы СТО: электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО.
- Квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики.
Первая часть экзаменационной работы включает два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата. Данный блок содержит 21 задание, которые группируются исходя из тематической принадлежности следующим образом: задания 1–2 — интегрированные, 3–8 — механика, 9–13 — молекулярная физика, 14–19 — электродинамика, 20–21 — квантовая физика. Второй блок, куда входят задания 22–23, проверяет методологические умения.
Баллы ЕГЭ по физике
По уровню сложности и по количеству баллов задания распределяются следующим образом.
В демоверсии на сайте ФИПИ отражены изменения, которые будут включены в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ-2022. Задание 1 содержит материал из различных разделов курса физики. В нём надо будет выбрать все правильные утверждения о физических явлениях.
Задание 2 — на соответствие: в нём даны различные зависимости физических величин, для которых надо подобрать подходящий вид графика, ответ записать в виде набора цифр. Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, достаточно посмотреть, какие зависимости физических величин представлены в кодификаторе, установить вид функции для этой зависимости, начертить нужный график. Это примеры двухбалльных заданий на множественный выбор и соответствие.
Любой вариант содержит задания трёх уровней сложности — базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня включены в первую часть работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов, а также знаний о свойствах космических объектов. Задания повышенного уровня сложности включены в первую и вторую части экзаменационного варианта. Например, задание 1 — это задание базового уровня сложности, задание 2 — повышенного.
В число заданий с развёрнутым ответом включены задания повышенного и высокого уровней сложности:
- задание 24 — качественная задача, содержит материал по любому разделу курса физики;
- задание 25 — молекулярная физика и механика;
- задание 26 — квантовая физика;
- задание 27 — молекулярная физика;
- задание 28 — электродинамика;
- задание 29 — геометрическая оптика;
- задание 30 — механика.
Задания 25–26 — двухбалльные, 27–29 — трёхбалльные, за задание 30 можно получить 4 балла при полном правильном решении.
Перевод первичных баллов в тестовые
При переводе первичных баллов в тестовые возможны изменения шкалы, поскольку необходимо знать реальные результаты ЕГЭ-2022. Следует отметить, что каждый вуз устанавливает свой минимальный порог баллов, необходимых для поступления. Минимальный балл для получения аттестата —11 первичных баллов, или 36 тестовых. Далее представлен фрагмент таблицы перевода первичных баллов в тестовые. Баллы из этой области свидетельствуют о высоком уровне подготовки, наличии достаточных знаний для успешной учёбы в вузе.
Что нужно знать при подготовке к ЕГЭ по физике и учитывать во время самого экзамена
- При выполнении заданий первой части следует внимательно читать условие — в нём возможен «избыток данных», обращать внимание на единицы, в которых должен быть представлен ответ, при этом не вносить их в бланк ответов.
- В расчётных задачах второй части необходимо использовать только те формулы, которые записаны в кодификаторе. Если этого не сделать, можно потерять до двух баллов, несмотря на правильное решение задачи. Например, при решении задач на движение в поле тяжести нельзя использовать готовую формулу для дальности полёта, высоты подъёма — их следует выводить. Формулы для расчёта количества теплоты в изобарном процессе в виде Q = 5/2v∙ RΔТ нет в кодификаторе, поэтому она должна быть получена из выражений для внутренней энергии одноатомного идеального газа и работы газа. Формулу для расчёта радиуса окружности, по которой движется заряженная частица в магнитном поле, также нельзя использовать в готовом виде. В задачах на силу Ампера и силу Лоренца недопустимо записывать формулу без синуса угла, если он равен одному.
- В задании 22, где надо определить показание прибора, следует обратить внимание на то, что число значащих цифр в цене деления и в значении показаний прибора должно совпадать. Например, если на черновике написано: (2,00 ± 0,25) А, то в бланк ответов следует внести набор цифр без пробелов и без знака ±, а именно 2,000,25.
- В ходе решения задач следует использовать общепринятые обозначения величин. В случае, если возникает необходимость ввести новые обозначения, они должны быть описаны. Нестандартные обозначения можно расшифровывать в записи условия, на чертеже или в тексте решения.
- Если в условии сказано, что необходимо выполнить чертёж, тогда это обязательная часть решения. Например, в задаче на построение в линзах чертёж оценивается в 1 балл, даже если сама задача решена неверно. В задании 30 чертёж обязателен, поскольку на его основе идёт описание выбранной модели решения. Если в задаче рисунок не требуется, формально его можно не делать. Однако если он будет приведён в решении, при этом в нём будут допущены неточности или ошибки, то это приведёт к потере 1 балла.
- Названия законов в расчётных задачах приводить необязательно, однако если возникла необходимость написать название закона, то следует писать его точно. Например, при правильном решении и записи закона Бойля — Мариотта сказано, что это закон Гей-Люссака. Такая запись приведёт к потере 1 балла.
- При оформлении расчётной задачи 30 следует учесть, что произошли изменения в критериях оценивания: к ним добавлен критерий 1 — «Обоснование». Сохранены традиционные критерии по трёхбалльной шкале, названные теперь критерием 2. Как уже было сказано, в ЕГЭ-2022 задание 30 будет на механику, причём будет два тематических блока: задачи на неупругое столкновение и задачи на движение связанных тел.
Чтобы получить дополнительный балл по критерию 1 в задачах на неупругий удар, необходимо записать условие применимости закона сохранения импульса, закона сохранения энергии. Например, в задаче, где надо описать движение двух осколков после разрыва снаряда, необходимо обосновать применимость закона сохранения импульса. Действительно, система «осколок 1 + осколок 2» не замкнута, поскольку действует внешняя сила — сила тяжести. Однако действием этой силы можно пренебречь, поскольку время взаимодействия мало. За это время сила тяжести не успеет заметно изменить импульс осколков по вертикали. Если раньше всё это проговаривалось устно, то теперь это следует записать в решении.
- Полезно держать в голове вопросы-помощники: «Что происходит?», «Почему это происходит?», «Чем это можно подтвердить?»
- При оформлении решения качественной задачи следует помнить, что в ней проверяются умения объяснять физические явления, делать выводы, строить умозаключения на основе известных законов. Можно построить некоторую пирамиду действий:
- работа с текстом: внимательное и смысловое чтение, понимание и выделение вопроса;
- анализ условия: выделение описанных явлений, процессов, свойств тел, установление взаимосвязей между ними, уточнение существующих ограничений, чем можно пренебречь;
- план действий: выделение логических шагов в решении задачи;
- запись решения: построение объяснения для каждого логического шага, указание законов, формул;
- формулировка ответа.
Советы по подготовке и напутствие выпускникам
преподаватель физики в «Фоксфорде» и МФТИ,
автор олимпиадных задач
— Просматривайте раздел за разделом. Начать лучше с механики, на ней всё основывается. Затем переходите к молекулярной физике, к термодинамике, электродинамике. Рассматривайте всё в стандартном порядке, изучайте теорию, а затем — практикуйтесь на решении конкретных задач из проверенных источников.
— Для подготовки есть техника-лайфхак — «от простого к сложному». Она работает независимо от изначального уровня подготовки. Нужно начинать с базовых понятий, с теоретического материала, только затем переходить к простым заданиям, а как разберётесь в них — к сложным.
— Самое главное — «качать» каждую из задач, искать и пробовать разные варианты решения. Так вы научитесь по-настоящему думать.
— Не бойтесь ошибок во время подготовки. Разбирайте их, обсуждайте с преподавателем. В диалоге запоминается лучше.
— Не ждите сиюминутного результата. Синдром отличника во время подготовки к ЕГЭ по физике — ни к чему. Если что-то не получается, это ещё не повод прекращать и переставать заниматься. Это повод спокойно отреагировать, разобраться, доучить и работать дальше. Наблюдайте свой прогресс, пусть даже если он медленный.
— Недопустимо прорабатывать только номера из ЕГЭ. Сдать физику на высокий балл можно, если учить её как предмет. Только тогда, при надлежащем опыте и умении анализировать, всё получится.
— Старайтесь сохранять интерес к предмету, азарт. Думайте о положительных моментах, и тогда, если вы будете держать их в голове во время трудностей, у вас будут силы продолжать.
Сложно ли сдать ЕГЭ по физике
Всё зависит от уровня подготовки, нацеленности на успех, готовности трудиться. Нельзя выучить теорию без применения её к решению практических задач. С другой стороны, без знания законов физики, необходимого фактического материала невозможно решать задачи.
Получается, что изучать, повторять теорию и решать задачи нужно одновременно. При этом не надо ничего выдумывать, нужно просто вспомнить логику физических законов — они работают объективно без нас — и приспособить их к конкретной задаче.
Итак, до экзамена ещё почти целый год. За это время можно успеть что-то сделать: решая задания ЕГЭ прошлых лет, выявить пробелы в знаниях, начать работу по их устранению, обратить внимание на оформление задач с развёрнутым ответом, решать больше задач по темам, которые будут проверяться на ЕГЭ. Тогда придёт опыт и будут сформированы необходимые навыки.