Логотип Фоксфорд

Мой ребёнок читает мангу — что нужно знать родителям

Увлечение детей японской массовой культурой часто вызывает тревогу у взрослых, которые не знакомы с мангой и аниме. Родители задаются вопросами: что это за комиксы? Подходят ли они для детей? Не заменит ли манга обычные книги? Предлагаем родителям не пугаться, а познакомиться получше с предметом интереса своего ребёнка. Узнали у эксперта, как развивалась история манги, какие есть её виды и почему манга сегодня — это признанное искусство.
В этой статье
    __wf_reserved_inherit

    Юлия Тарасюк,

    куратор и ведущий библиотекарь Центра Манги и Комиксов в Санкт-Петербурге, первого в России проекта, посвящённого популяризации манги

    Что такое манга и чем она отличается от других комиксов

    В широком понимании манга — это комикс, нарисованный в Японии. Но сегодня мангу создают не только японские художники. Такие авторы (они называются «мангаки») есть даже в России.

    Первая характерная черта манги — своя система символов и эстетика, во многом разработанная ещё в 1950-х. Это традиция изображения эмоций персонажей, физиономические особенности (например, большие глаза), некоторые сложившиеся типажи героев.

    Второе — мангу отличает от других комиксов её продолжительность. Чаще всего комиксы состоят из множества томов, количество которых может доходить до сотен. Тома сюжетно связаны между собой, каждая новая глава, как эпизод в сериале. Поэтому начать чтение с середины — например, с пятого или десятого тома — не получится: без знакомства с предыдущими событиями сложно понять, что происходит.

    Процесс издания манги в Японии также отличается от традиций других стран. Каждая манга регулярно выходит в специальных журналах (все они имеют свои возрастные ограничения), по одной главе в каждом выпуске. В одном таком журнале может одновременно публиковаться до 20 авторов. Отдельным томом конкретную мангу издают только спустя некоторое время, когда соберётся много глав. Именно поэтому манга почти всегда чёрно-белая: художнику приходится выполнять работу в сжатые сроки, чтобы успеть к публикации журнала.

    Как появилась манга

    Современная манга возникла в Японии после Второй мировой войны, в конце 1950-х годов. Сначала это были книжки, напечатанные на дешёвой бумаге — так называемые «акахон». Один из первых ярких примеров жанра — работа Осаму Тэдзуки «Новый остров сокровищ». Он использовал в своих комиксах приёмы из кинематографа: крупные планы, смену ракурсов, динамичный монтаж. Такой стиль оказался новым и захватывающим, в дальнейшем он стал характерной чертой манги.

    С ростом популярности комиксов появился рынок «аренды манги». В Японии появились прокатные точки, где мангу можно было не купить, а взять почитать за небольшую плату. Эти салоны нанимали художников для создания уникальных историй специально под аренду. А уже в 1960-х, с развитием телевидения, начали выходить первые еженедельные журналы манги. До середины 60-х годов манга считалась исключительно детским увлечением. Взрослые относились к ней скептически, а учителя даже сжигали мангу во дворах школ, считая её вредной для детей.

    Но к 1970-м годам всё изменилось. Появилось новое поколение художников, которые рисовали не только для детей, но и для взрослых. Мангу в Японии полюбили все. Она стала настоящим культурным феноменом. Например, когда в популярном журнале для девочек «Маргарет» завершилась манга «Роза Версаля», её читатели самого разного возраста, настолько проникшиеся историей, выходили на улицы и плакали. Манга стала способом выразить и пережить сильные эмоции, объединяющим читателей всех возрастов.

    Манга — это серьёзно

    Манга — это довольно сложное чтение, которое отличается от литературы. Чтобы манга «работала», читатель заполняет пробелы между кадрами на странице своей фантазией, чтобы они сложились в один фильм. Такую специфику нужно «поймать», и новичков она может сначала сбить с толку.Хороший мангака — это не просто писатель. Это художник, психолог и драматург, создающий образы, находящий нужную интонацию, выстраивающий ритм повествования. Поэтому манга по своему устройству ближе к кино и анимации, чем к традиционной прозе.

    Существует множество мифов: кто-то считает, что манга — это исключительно детское чтиво, другие — что это что-то сомнительное и вредное. Такие стереотипы в корне неверны — люди подвержены им, когда не знакомы с миром манги. Манга может быть очень разной: весёлой или грустной, лёгкой или серьёзной, познавательной или философской. В ней можно найти и трогательные повседневные истории, и сюжеты на важные, взрослые темы. Главное — она способна тронуть сердце читателя совершенно в любом возрасте.

    В Японии дети с ранних лет читают мангу, рассчитанную на их возраст. С годами они переходят к более сложным и взрослым изданиям. Подростки и взрослые выбирают между сэйнэном (мангой для мужчин), дзёсэй (для женщин) и многими другими жанрами. Но,конечно, условны — на практике каждый читает то, что интересно, без ограничений.

    Удивляет и жанровое разнообразие в манге — оно такое же широкое, как в литературе и кино. Тут каждый читатель находит что-то себе по вкусу. Увлекаетесь готовкой? Для вас издано множество манги о еде. Интересуетесь психологией или любите философию? Есть манга, в которой поднимаются сложные экзистенциальные вопросы. Хотите почитать что-то успокаивающее, умиротворяющее с прекрасными пейзажами и светлым настроением? Существует специальный жанр — иясикэй. В формате манги можно читать даже исторические биографии, например Пушкина, Екатерины Великой. Или просто посмотреть на милых котиков.

    Чем чтение манги полезно для детей и подростков

    Манга — это форма повествования, способ рассказать историю через рисунок. Мангаки изображают повседневную жизнь с её радостями и трудностями, что помогает детям лучше понимать эмоции — как свои, так и чужие. Такое чтение способствует развитию эмоционального интеллекта.

    Во-первых, это рисование и сочинение собственных историй — большинство поклонников манги начинают с подражания любимым художникам, а в итоге создают своих уникальных персонажей и историю. Навык рисования потом можно применять в других сферах. Для кого-то именно из детского увлечения комиксами вырастает будущая профессия.

    Во-вторых, увлечение мангой нередко побуждает детей учить иностранные языки: на русский язык переведено не так много произведений, приходится читать на английском, японском или других языках. Подростки объединяются в команды, чтобы вместе переводить понравившиеся истории, выкладывать их в интернет и обмениваться ими. В процессе они также осваивают графические редакторы. Кстати, в российских издательствах, выпускающих мангу, часто работают те же энтузиасты, которые когда-то сами начали с чтения манги в школьном возрасте.

    Увлечение мангой — это социальное хобби: ребята находят друзей, общаются, выражают своё мнение, занимаются вместе косплеем (косплей — любительское перевоплощение в образ выдуманного персонажа, при помощи создания костюма, макияжа и т.д.)

    Я сама начала увлекаться мангой в 12 лет, но тогда ещё никто не знал, что такое аниме и манга, и было практически невозможно найти поддержку друзей. Взрослые часто говорили: “Вырастет и перестанет смотреть свои мультики”. Сейчас мне уже за 35. И только благодаря своей любви к манге и своевременной поддержке родителей я знаю три иностранных языка, постоянно выступаю на научных конференциях по манге — в том числе и в Японии, нашла любимую работу, обожаю рисовать. Для меня увлечение мангой и аниме — это и про замечательных людей. Благодаря манге я нашла и друзей, и мужа. И это не единственный такой случай ^_^

    О работе Центра Манги и Комиксов в Санкт-Петербурге

    Центр Манги и Комиксов — это проект на базе библиотеки им. А. П. Чехова, то есть маленькая библиотека манги в большой районной библиотеке. Мы ведём канал на ютьюбе и группу во «ВКонтакте», где выкладываем лекции о манге, делимся наблюдениями и обзорами наших изданий.

    Основная цель Центра — популяризация манги, не только японской, но и русской. Большое внимание мы уделяем нашим авторам, в том числе начинающим: постоянно проводим мастер-классы по созданию манги и рисованию, приглашаем разных художников и авторов. Одна из важных задач — делиться информацией. Мы регулярно проводим лекции по истории, разным жанрам и направлениям.

    При Центре действует три образовательных кружка. У нас также проводятся курсы японского языка с нуля специально для тех, кто хотел бы читать мангу в оригинале. Жизнь в Центре постоянно кипит, а сердцем его являются наши читатели, число которых растёт с каждым днём. Читатели у нас самые разные: взрослые и дети, иногда целые семьи. Некоторые из них уже давно увлечены мангой, а кто-то впервые открывает для себя это искусство. Задача библиотекаря в этом случае — подсказать и направить. Самое радостное, когда манга, которую советуешь, нравится читателю, и у автора появляется ещё один преданный поклонник.

    Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

    Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

    Подборка манги, которая подойдёт детям разных возрастов

    Для младшего школьного возраста

    • «Милый дом Чи»

    Очень простая история для первого знакомства с миром манги, к тому же полностью в цвете. Милая и добрая манга о жизни с котёнком, который познаёт окружающий мир. Отлично подходит для семейного чтения.

    Для среднего школьного возраста

    • «Тетрадь дружбы Нацумэ»

    История о добродушном и отзывчивом мальчике Нацумэ, который видит духов и призраков (в основном различных созданий из японского фольклора) и заводит друзей не только среди людей, но и среди разных мифических существ.

    • «Торадора»

    Школьная романтическая комедия о милой девочке маленького роста, но с очень непростым и буйным характером, и угрюмом на вид мальчике, на самом деле очень добром и хозяйственном. История о том, что не стоит судить людей по внешнему виду, о дружбе, любви к себе и тем, кто тебе дорог.

    Для старшего школьного возраста

    • «Странники»

    Научная фантастика о «дворниках» космоса, совершенно разных людях, работающих вместе и выполняющих, на взгляд многих, незначительную, а на самом деле — самую важную работу во Вселенной.

    • «Блаблабла»

    Манга в жанре автобиографии. Художница Акико Хигасимура рассказывает, как она мечтала стать автором манги, но стеснялась рассказать об этом своему учителю рисования, боясь, что он не поймет ее. Манга о взрослении, ответственности, творчестве и, конечно, о самой манге и любви к ней.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной