Родителям
Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Актуальные проблемы в развитии речи у современных дошкольников. Рассказываем, какие проблемы встречаются чаще всего и как исправлять нарушение речи у детей дошкольного возраста.

Давай поговорим
21.8.2025

Проблемы развития речи у дошкольников: как помочь ребёнку говорить правильно и чисто

Речевое общение — социальный навык, который формируется только при помощи других людей в возрасте от трёх до шести лет. Любые проблемы развития речи у детей нужно выявить и скорректировать в дошкольном возрасте. Это важно не только для успешной учёбы или нормальной социализации, но и потому что потом, когда ребёнок станет старше, может быть поздно.
Никита Погодин
Автор «Силы Лиса»
Редакция «Силы Лиса»
7
минут
чтения

<<Лид>>

Причины нарушений речи

Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.

Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни.

  • Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.
  • Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.
  • Подгузники. Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации.
  • Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.
  • Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.
  • Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.
  • Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.
  • Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.
  • Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.

<<Блок перелинковки>>

Когда начинать беспокоиться

Будущие нарушения в развитии речи можно выявить уже в первые месяцы жизни. Педиатры определяют задержку речевого развития по следующим признакам:

  • к концу первого месяца жизни ребёнок не кричит, когда испытывает дискомфорт;
  • в четыре месяца не отвечает улыбкой на ласковые слова и взгляды;
  • к пяти месяцам не произносит отдельные звуки, не ищет глазами вещи, на которые ему указывают;
  • в семь месяцев не произносит отдельные слоги;
  • в девять месяцев не говорит простейшие слова из повторяющихся слогов: «мама», «папа», «ляля»;
  • к десяти месяцам не осваивает речевые жесты — кивок и мотание головой, не машет ручкой на прощание;
  • к году не освоил ни одного слова, не реагирует на простые просьбы: «иди сюда», «дай игрушку»;
  • к двум годам не может указать на предмет, о котором его спрашивают, не различает понятия «большой — маленький».

Диагноз «задержка речевого развития» ставится только детям старше двух лет. Если ребёнку диагностировали ЗРР, ему необходима комплексная поддержка специалистов:

  • Отоларинголог проверит слух: возможно, малыш плохо слышит, поэтому и не учится говорить.
  • Невропатолог установит, нет ли органических повреждений центральной нервной системы и коры мозга. По статистике у 95,5% детей дошкольного возраста с проблемами развития речи также есть проблемы по части неврологии.
  • Психолог выяснит, в каком состоянии находятся психика и интеллект ребёнка, при необходимости направит к логопеду, коррекционному педагогу или психиатру.
  • Логопед проведёт диагностику и подберёт упражнения для развития речи.

Задержка в речевом развитии приводит к тому, что у ребёнка не расширяется кругозор, поскольку он не задаёт вопросов. У детей с недостаточно развитой речью сложнее воспринимать абстрактные идеи, обобщать, сравнивать и анализировать информацию. Им также труднее сосредотачиваться и сохранять внимание — им сложно выполнять устные инструкции. Кроме того, проблемы с речью создают барьер между ребёнком и окружающими — он становится замкнутым, обидчивым и неуверенным в себе. В запущенных случаях нарушения речевого развития могут привести к нарушениям мышления. Поэтому чем раньше будет оказана помощь, тем лучше для ребёнка.

Виды речевых отклонений

Отклонения в развитии устной речи делятся на фонационные и системные.

Системные отклонения — алалия и афазия — возникают из-за поражений коры головного мозга при развитии плода, в процессе родов, в результате перенесённой инфекции или инсульта. В этом случае ребёнок не всегда способен понимать смысл слов и правильно повторить их.

Фонационные отклонения более распространены, и их проще исправить. В этом случае ребёнок понимает речь, но ему трудно воспроизводить звуки, выдерживать темп и владеть интонацией.

  • Брадилалия — замедление темпа речи из-за трудностей произношения отдельных звуков.
  • Дизартрия — невнятная речь, вызванная поражением центральной нервной системы, которое мешает развитию речевого аппарата.
  • Дислалия — искажение звуков, связанное с нарушениями нервной системы или особенностями речевого аппарата. Одна из самых распространённых проблем с речью у дошкольников. Частные случаи — картавость, шепелявость.
  • Заикание — зацикленное или затянутое произношение слогов, нарушение темпа и ритма речи, неверные ударения. Может возникнуть под влиянием сильного стресса, перенесённой инфекции, задержке или наоборот слишком раннем развитии.
  • Ринолалия — гнусавость, возникает при хроническом синусите или из-за аномального строения носовой полости.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи. Ребёнок очень частит и захлёбывается словами. Бывает связана с гиперактивностью и другими особенностями психического развития.

Психологи и логопеды делят детей на три условные группы в зависимости от того, насколько сильные нарушения речи у них имеются.

  • Восприятие в норме, но есть проблемы с воспроизведением отдельных звуков.

  • Проблемы с восприятием: неразличение некоторых слогов. Такие дети часто путают слоги и глотают окончания слов.
  • Общее речевое недоразвитие: скудный словарный запас, проблемы с построением высказывания. Таким детям срочно требуется помощь логопеда.

<<Лидген для статьи>>

Профилактика проблем с речью дошкольников

Общайтесь

Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним с первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.

Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:

  • грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
  • простыми законченными предложениями;
  • периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
  • с разными интонациями и темпом;
  • выразительно, содержательно и логично.

Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.

Развивайте мелкую моторику

Нервные окончания в кончиках пальцев связаны с речевыми зонами коры мозга через сложные нейронные цепи, обеспечивающие взаимодействие между тактильной чувствительностью и речевыми функциями. Стимуляция пальцев посредством гимнастики, игр с конструкторами, лепки, рисования и сборки пазлов способствует активизации сенсомоторных путей, что в свою очередь развивает речевые центры.

Это особенно важно в раннем возрасте, когда мозг наиболее восприимчив к обучению и формированию новых связей. Регулярная практика помогает улучшить координацию между моторными и речевыми зонами, что способствует более быстрому развитию речи, улучшению мелкой моторики и когнитивных функций у ребенка.

Играйте в коррекционные игры

Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.

Читайте художественную литературу

Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.

Коррекция речевых нарушений

Любое речевое расстройство — не повод отчаиваться, ставить на ребёнке клеймо и стыдить его. Современная логопедия может помочь даже в сложных случаях.

Чтобы скорректировать расстройства речи, необходимо научить ребёнка правильно управлять речевым аппаратом. Это кропотливая работа, задействующая центральную и периферическую нервную систему, мозг, органы дыхания и артикуляции.

Работа над произношением звуков проходит в четыре этапа.

  • Подготовка. Ребёнок учится правильно распознавать звук.
  • Постановка звука. Артикуляционные упражнения на произнесение отдельного звука.
  • Автоматизация. Постепенное встраивание освоенного звука в речь, оттачивание произношения.
  • Дифференциация. Закрепление умения различать и воспроизводить звук в спонтанной речи.

В каждом детском саду работает логопед, который регулярно проводит с детьми занятия по развитию речи. Для детей, которым требуется более серьёзная поддержка, открыты логопедические садики. Правда, попасть туда можно только по направлению психолого-медико-педагогической комиссии.

Если вашему ребёнку нужна помощь в развитии речи, приглашаем посмотреть наш бесплатный логопедический видеокурс. Забавные персонажи научат вашего малыша правильно выговаривать [р], [л], шипящие и свистящие звуки. За пять коротких занятий-мультфильмов ребёнок освоит эффективные упражнения для развития дыхания, артикуляции, слуха, внимания и просто от души повеселится. Комментарии профессионального логопеда позволят вам отследить прогресс.

Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой — и убедитесь, что учёба может быть увлекательной. Демодоступ активен 7 дней

ошибка номера, введите правильный номер
Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

разберём сложную тему на бесплатном занятии

Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию

Готово!

Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

разберём сложную тему на бесплатном занятии

Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию

Готово!

Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

media-check-list-parents

Хочу мотивировать ребёнка учиться

Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Подготовься к экзаменам в сжатые сроки

Подписывайся на рассылку — узнай, как достичь высоких результатов за оставшееся время, получи советы от экспертов ЕГЭ и учись на ошибках выпускников

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Подготовься к экзаменам в сжатые сроки

Подписывайся на рассылку — узнай, как достичь высоких результатов за оставшееся время, получи советы от экспертов ОГЭ и учись на ошибках выпускников

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
бесплатно

Получи Проверенное сочинение на высший балл

по теме «Любовь» от экспертов Фоксфорда

Готово

Забирай сочинение по теме «Любовь» в нашем телеграм-боте
Открыть Telegram
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз