<<Лид>>
Катерина Дёмина,
психолог-консультант (ИППиП)
Трое из ларца: уверенность, самооценка и самоуверенность
Кажется, все три понятия — об одном и том же. На самом деле это разные сущности, которые могут быть связаны друг с другом, но точно имеют разные значения. Разбираемся:
- Самооценка — субъективное представление о своих сильных и слабых сторонах.
- Самоуверенность — практически то же самое, что и завышенная самооценка. Убеждённость человека в том, что его возможности больше, чем есть на самом деле.
- Уверенность в себе — адекватная, соответствующая реальности оценка собственных способностей.
«Уверенный в себе человек не тот, кто кинется штурмовать неприступную крепость, а тот, кто посмотрит на неё и поймёт: „Ага, я со своими текущими навыками смогу преодолеть примерно две её трети“. То есть он про себя хорошо всё знает и спокойно относится к своим навыкам».
<<Параграф c цитатой>>
Завышенная самооценка — не плохо как явление само по себе. Есть даже психологическая стратегия по достижению целей: fake it ‘till you make it («притворяйся, пока не сделаешь это правдой»). Предполагается, что, если вести себя так, будто масштабная и сложная цель уже достигнута, легче будет пройти путь до неё.
С другой стороны, самоуверенность (как и низкая самооценка) может потянуть за собой сложности в принятии решений, коммуникации и поиске себя. Сложно сделать правильный выбор без адекватной оценки своих способностей.
<<Лидген для статьи>>
То мне горы по колено, то не хочется смотреть в зеркало: как работает самооценка
Несовпадение реальности и самооценки у ребёнка — это возрастная норма. Вот несколько ключевых этапов развития самооценки у ребёнка:
- Дошкольник, маленький ребёнок представляет себя всемогущим — нет ничего не подвластного ему.
- Младшеклассник начинает познавать мир, знакомиться с другими людьми, сравнивать свои достижения с достижениями одноклассников. В этот период ребёнок выясняет, что он умеет, и формирует адекватную оценку себя.
«Здесь, конечно, важны поддержка родителей и хорошие учителя, которые обучают ребёнка, а не ждут, что он безукоризненно сделает всё с первого раза. Почему-то часто от детей ожидают, что они сразу всё сделают хорошо, но так не бывает. Эта ответственность на нас: мы должны обучать наших детей очень подробно и тщательно».
- В подростковом возрасте случается сбой системы. Сначала из-за гормонов подросткам кажется, что они способны на любые достижения. А потом в силу нехватки жизненного опыта, необходимых навыков, непонимания некоторых систем дети сталкиваются с поражением, которое из-за возраста обычно переживают очень болезненно.
Кроме того, окружение влияет на подростка: он начинает стремиться к тем образам, которые видит вокруг себя, пытается быть на них похожим. Выглядеть как модели из соцсетей практически невозможно, но подростку сложно с таким смириться.
Эти факторы зачастую понижают самооценку подростков до нуля. В этом возрасте у детей активно развиваются комплексы, появляются сложности в коммуникации со взрослыми и ровесниками, вредные привычки.
«Заметить, что у ребёнка проблемы с уверенностью в себе, можно по тому, как он берётся за новые дела. Часто подростки с заниженной самооценкой отказываются пробовать новое, потому что заранее уверены в своём провале».
- Всё снова меняется, когда у человека начинается учёба в университете. Примерно к 22 годам люди уже должны обладать адекватной самооценкой — по факту должны вернуться в состояние ребёнка.
«Я знаю, что я могу сделать».
«Я знаю, как это сделать».
«Я не пытаюсь прыгнуть выше головы».
Наши слова и действия: как родители влияют на уверенность и самооценку ребёнка
Мы напрямую можем повлиять на самооценку ребёнка. Самый очевидный путь — общение, разговоры. Такие замечания, как «хороший» или «плохой», не дают ребёнку сформировать адекватную самооценку. Детям очень важно, какими их видят родители и за что хвалят.
«Всё начинается с раннего детского опыта. Для развития уверенности в себе мы должны рассказывать ребёнку, какой он. Он не просто „молодец“, а „рассудительный и умеющий слушать“, „быстрый и сильный“ или „остроумный и заботливый“».
Это не значит, что ребёнка совсем не надо хвалить. Напротив, нужно замечать и транслировать его достижения. Отпразднуйте пятёрку по химии и напомните, что это только его достижение, или поблагодарите за выносливость и помощь, когда подросток донесёт пакеты с продуктами от машины до квартиры.
На своём примере родитель может научить ребёнка справляться с неудачами — это важный навык для развития уверенности в себе. Для начала пересмотрите свой лексикон. Например:
«Какой же я идиот!» >> «Надо же, как интересно получилось».
Показывайте, что столкнуться с проблемой и не сразу найти решение — это нормально. Выскажите свои размышления, спросите совета у ребёнка, попробуйте решить задачу по-другому. Так ребёнок научится не сдаваться и перестанет думать, что проблема в нём. При столкновении со сложностями ребёнок будет понимать, какие свои навыки он может применить для достижения желаемой цели.
«Вот, например, папа нечаянно кран сорвал. Если он очень долго матерился и ругался на всех, кто подходит к раковине, но так ничего и не починил, ребёнок будет решать проблемы так же: все вокруг виноваты, а он бессилен что-то изменить. Ему будет тяжело сталкиваться с трудностями, и он будет не уверен в своих силах.
А ещё ребёнок может увидеть совсем другую картину. В ней папа долго подбирает инструменты, пробует несколько способов, звонит специалистам, прерывается на чашку чая и возвращается к работе. Он знает лимит своих возможностей, пользуется советами других и не тратит силы понапрасну. Такой пример скорее позволит ребёнку понять, как можно решать проблему спокойно. В этот момент ребёнок обучается, это работает со всеми детьми».