<<Лид>>

Катерина Дёмина,
психолог-консультант (ИППиП)
Чем отличаются уверенность, самооценка и самоуверенность
Кажется, все три понятия — об одном и том же. На самом деле это разные сущности, которые могут быть связаны друг с другом, но точно имеют разные значения. Разбираемся:
- Самооценка — субъективное представление о своих сильных и слабых сторонах.
- Самоуверенность — практически то же самое, что и завышенная самооценка. Убеждённость человека в том, что его возможности больше, чем есть на самом деле.
- Уверенность в себе — адекватная, соответствующая реальности оценка собственных способностей. Катерина Дёмина поясняет: «Уверенный в себе человек не тот, кто кинется штурмовать неприступную крепость, а тот, кто посмотрит на неё и поймёт: „Ага, я со своими текущими навыками смогу преодолеть примерно две её трети“. То есть он про себя хорошо всё знает и спокойно относится к своим навыкам».
Там, где самооценка отражает реальность, человек будет уверен в себе.
Завышенная самооценка — не плохо как явление само по себе. Есть даже психологическая стратегия по достижению целей: fake it ‘till you make it («притворяйся, пока не сделаешь это правдой»). Предполагается, что, если вести себя так, будто масштабная и сложная цель уже достигнута, легче будет пройти путь до неё.
С другой стороны, самоуверенность (как и низкая самооценка) может потянуть за собой сложности в принятии решений, коммуникации и поиске себя. Сложно сделать правильный выбор без адекватной оценки своих способностей.
<<<Блок перелинковки>>
Как на самом деле работает самооценка
Несовпадение реальности и самооценки у ребёнка — это возрастная норма. Вот несколько ключевых этапов развития самооценки у ребёнка:
- Дошкольник, маленький ребёнок представляет себя всемогущим — нет ничего не подвластного ему.
- Младшеклассник начинает познавать мир, знакомиться с другими людьми, сравнивать свои достижения с достижениями одноклассников. В этот период ребёнок выясняет, что он умеет, и формирует адекватную оценку себя. Здесь, конечно, важны поддержка родителей и хорошие учителя, которые обучают ребёнка, а не ждут, что он безукоризненно сделает всё с первого раза.
- В подростковом возрасте случается сбой системы. Сначала из-за гормонов подросткам кажется, что они способны на любые достижения. А потом в силу нехватки жизненного опыта, необходимых навыков, непонимания некоторых систем дети сталкиваются с поражением, которое из-за возраста обычно переживают очень болезненно.
Кроме того, окружение влияет на подростка: он начинает стремиться к тем образам, которые видит вокруг себя, пытается быть на них похожим. Выглядеть как модели из соцсетей практически невозможно, но подростку сложно с таким смириться.
Эти факторы зачастую понижают самооценку подростков до нуля. В этом возрасте у детей активно развиваются комплексы, появляются сложности в коммуникации со взрослыми и ровесниками, вредные привычки. Заметить, что у ребёнка проблемы с уверенностью в себе, можно по тому, как он берётся за новые дела. Часто подростки с заниженной самооценкой отказываются пробовать новое, потому что заранее уверены в своём провале.
- Всё снова меняется, когда у человека начинается учёба в университете. Примерно к 22 годам люди уже должны обладать адекватной самооценкой — по факту должны вернуться в состояние ребёнка.
<<Лидген для статьи>>
Как родители влияют на уверенность и самооценку ребёнка
Мы напрямую можем повлиять на самооценку ребёнка. Самый очевидный путь — общение, разговоры. Такие замечания, как «хороший» или «плохой», не дают ребёнку сформировать адекватную самооценку. Детям очень важно, какими их видят родители и за что хвалят.
Это не значит, что ребёнка совсем не надо хвалить. Напротив, нужно замечать и транслировать его достижения. Отпразднуйте пятёрку по химии и напомните, что это только его достижение, или поблагодарите за выносливость и помощь, когда подросток донесёт пакеты с продуктами от машины до квартиры.
На своём примере родитель может научить ребёнка справляться с неудачами — это важный навык для развития уверенности в себе. Для начала пересмотрите свой лексикон. Например: «Какой же я идиот!» >> «Надо же, как интересно получилось».
Показывайте, что столкнуться с проблемой и не сразу найти решение — это нормально. Выскажите свои размышления, спросите совета у ребёнка, попробуйте решить задачу по-другому. Так ребёнок научится не сдаваться и перестанет думать, что проблема в нём. При столкновении со сложностями ребёнок будет понимать, какие свои навыки он может применить для достижения желаемой цели. «Вот, например, папа нечаянно кран сорвал. Если он очень долго ругался на всех, кто подходит к раковине, но так ничего и не починил, ребёнок будет решать проблемы так же: все вокруг виноваты, а он бессилен что-то изменить. Ему будет тяжело сталкиваться с трудностями, и он будет не уверен в своих силах, — объясняет Катерина Дёмина. А ещё ребёнок может увидеть совсем другую картину. В ней папа долго подбирает инструменты, пробует несколько способов, звонит специалистам, прерывается на чашку чая и возвращается к работе. Он знает лимит своих возможностей, пользуется советами других и не тратит силы понапрасну. Такой пример скорее позволит ребёнку понять, как можно решать проблему спокойно. В этот момент ребёнок обучается, это работает со всеми детьми».