Родителям
Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Узнайте, что такое сказкотерапия для детей, как психологический подход через сказки помогает развитию речи, эмоциональной сферы и коррекции поведения в дошкольном и школьном возрасте с примерами практических методов.

Давай поговорим
31.7.2025

Сказкотерапия для детей: как сказки помогают развитию

В статье рассмотрели, что такое сказкотерапия, её психологические механизмы и как родители и педагоги могут использовать сказку для воспитания.
Ксения Чечелёва
Автор «Силы Лиса»
Редакция «Силы Лиса»
10
минут
чтения

<<Лид>>

Что такое сказкотерапия для детей: определение и принципы

Понятие и история метода

Сказкотерапия — метод практической психологии, использующий метафорические сюжеты для работы с внутренним миром ребёнка. Переживание сказочного сюжета помогает осознать чувства, понять ситуации, преодолеть страхи. Изначально применявшийся в терапии метод постепенно вошёл в повседневную педагогическую и родительскую практику. 

Может показаться, что, раз речь идёт о терапии, значит, сказка должна лечить какое-то отклонение, но это не так. Сказкотерапия помогает ребёнку понять себя, сформировать самооценку, развить эмоциональный интеллект и научиться справляться с жизненными ситуациями.

Основные принципы сказкотерапии

  • Герой сказки должен быть эмоционально близок ребёнку.
  • Сюжет создаётся под конкретную ситуацию.
  • Финал — обязательно позитивный.
  • Сюжет — про одну проблему, с одним решением.
  • Нет морали в привычном смысле. Ребёнок сам интерпретирует сюжет, делает выбор, это формирует ответственность и веру в себя.

Психологические основы сказкотерапии

Как сказки влияют на психику ребёнка

Сказка помогает ребёнку прожить эмоции, которые сложно выразить напрямую. Через образы он осознаёт чувства и получает опыт, как справиться с ситуацией.

Каждая сказка строится по структуре: герой сталкивается с трудностью, проходит испытания, получает помощь, находит решение и приходит к положительному завершению. Это даёт ощущение контроля и уверенность, что с любой проблемой можно справиться. Через метафоры ребёнку проще осознать свои переживания.

Связь между поступком и последствиями в сказке выражена ярко. Однако гипербола и фантастика должны быть логически обоснованы в рамках волшебного мира, иначе ребёнок почувствует фальшь.

Получается, что вы сами ничего не навязываете ребёнку, вы находитесь на равных — вы оба просто читатели сказки. Каждый выбирает сам, что и как воспринять, ребёнок не ставит на это внутренний блок, он может принять этот опыт как свой и воплотить его в жизнь.

Механизм действия: проживание, символы, проекция

Через идентификацию с героем происходит безопасное проживание трудных ситуаций, метафоры помогают различать чувства, а проективные техники — отстранённо рассказать свою историю и получить эмоциональную разрядку.

Когда герой совпадает с ребёнком, возникает ощущение, что он не один. Герой не обязан быть положительным, но в нём должны быть положительные черты, иначе не возникнет эмоционального отклика.

<<Лидген для статьи>>

Возрастные особенности применения

Сказкотерапия в дошкольном возрасте (3–6 лет)

Ребёнок не отличает вымысел от реальности, поэтому сказка воспринимается буквально. Хорошо подойдут сказки с простым сюжетом, чётким делением на «хорошо» и «плохо», понятными героями, базовыми эмоциями и знакомыми ситуациями: потеряться и найтись, расстроиться и обрадоваться. Эффективны кукольный театр, рисование и визуализация.

Сказкотерапия в младшем школьном возрасте (7–10 лет)

Ребёнок идёт в школу, у него появляются друзья, учёба, ответственность. Если в дошкольном возрасте сказка прежде всего помогает распознать эмоции, то теперь она может помочь осознать мотивы и увидеть разные стороны ситуации. Можно попросить ребёнка сочинить и написать собственную сказку, так он сможет поместить в неё свой опыт и проанализировать ситуацию, которая его беспокоит.

Важно, чтобы в этом случае сказка не была слишком прямолинейной и детской. Подойдёт для этого терапевтическая история, где герои могут быть не сказочными, а реальными. Тогда мудрым наставником станет друг или сосед, а не волшебник.

Сказкотерапия для подростков

Подросткам важны самостоятельность и признание. История должна быть взрослой по отношению, а не по содержанию.

С подростками хорошо работают метафоры. Это более абстрактная форма, в ней может не быть сюжета и конкретного героя, как в сказке. Главным становится впечатление, образ, который цепляет. Или истории с открытым финалом. Например, история о девушке, которая находит зеркало, отражающее не внешность, а страхи. И она проходит через мир страхов, теряет контроль, злится, но в конце выбирает не бороться с ними, а принять.

Форма таких сюжетов может быть разной: графические новеллы, видеоролики. Так подростку будет проще отстраниться от взрослого, который выступает рассказчиком, и найти собственный смысл.

Методы и средства сказкотерапии

Рассказ и создание сказок ребёнком

Когда ребёнок сочиняет сказку, он открывает свой внутренний мир. Иногда именно в сюжете проявляется то, что он не может сказать напрямую. Помогает приём «доскажи сказку»: взрослый начинает, а ребёнок продолжает. Это снижает тревожность, особенно если сложно начать самому. Например: «Жил-был маленький дракон, который однажды проснулся и понял, что…» — и ребёнок достраивает, что случилось.

Этот способ полезен, если трудно понять, что именно беспокоит ребёнка: он рассказывает не напрямую, но в сказке звучат его переживания.

Игровые техники и ролевые игры

Совместное проигрывание сюжета, смена ролей, театрализация — всё это помогает понять себя и других. Важно, что ребёнок говорит не от себя, а через куклу или персонажа, что облегчает выражение эмоций.

Арт-сказкотерапия: рисование, куклы, театр теней

Рисунки, театры теней, фигурки из пластилина помогают «увидеть» чувства и смыслы. Когда ребёнок лепит монстра, которого боится, и потом делает для него домик или создаёт героя, который может его победить, он делает важный шаг в сторону преодоления страха.

Работа с родителями и педагогами в сказкотерапии

Родители и учителя создают пространство, где сказка становится терапевтичной. Обсуждение дома укрепляет доверие и помогает мягко выйти на важные темы. Учителя могут включать сказочные упражнения в уроки: инсценировки, сочинение историй, обсуждение эмоций персонажей.

Сказкотерапия как средство развития речи и мышления

Упражнения для развития лексики и связной речи

Сказка требует внимания к слову. Через неё можно расширять словарный запас, тренировать связную речь — пересказывать, дополнять: «Что было бы, если бы герой пошёл не туда?», «А как рассказ мог бы закончиться по-другому?».

Формирование воображения и творческого мышления

Такие упражнения учат ребёнка нестандартно мыслить, фантазировать, свободно выражать свои мысли. Воображение, развиваемое через сказки, тесно связано с навыками решения проблем: ребёнок учится моделировать ситуации и находить выходы из трудностей вместе с героями, тем самым перенимая опыт и стратегии поведения.

Коррекционные задачи сказкотерапии

Работа с эмоциональными и поведенческими трудностями

Терапевтическая сказка помогает передать важный опыт в увлекательной форме, воплотить нужную модель поведения в герое, вызывающем уважение. Например, если ребёнок не хочет чистить зубы, можно придумать сказку, объясняющую, зачем это нужно.

Главное отличие терапевтической сказки — отсутствие насилия и обязательный положительный финал. «Красная Шапочка» или «Волк и семеро козлят» — не терапевтические, но могут помочь в преодолении страхов, хотя и не несут целенаправленного терапевтического воздействия.

Есть разные виды сказок, которые помогают решить разные задачи:

  • Дидактическая сказка знакомит детей с новыми понятиями, расширяет кругозор и делает процесс обучения живым и интересным. 

  • Психологическая сказка направлена на личностное развитие и помогает ребёнку выбрать верное направление. 

  • Художественная сказка приобщает детей к эстетическим и нравственным традициям общества. 

  • Диагностическая сказка позволяет специалисту лучше понять внутренний мир ребёнка, его отношение к себе и окружающим. 

  • Медитативная сказка — особый жанр, создающий визуальные образы в воображении ребёнка. Особенно хороша перед сном: успокаивает и мягко погружает во внутренний мир.

Сказкотерапия при ОВЗ и особенностях развития

Работа со сказкой требует индивидуального подхода: сюжет адаптируется под потребности ребёнка. Эффективнее всего детям с ОВЗ заниматься с дефектологом. Обсуждение героев после чтения развивает сострадание, чувство справедливости и чуткость. 

Сказкотерапия помогает дошкольникам с ОВЗ устанавливать здоровые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. А творческая деятельность помогает глубже усвоить материал. 

Поддержка самооценки и социальной адаптации

Истории о героях, преодолевающих трудности, укрепляют веру в себя и служат моделью поведения. С помощью сказок можно проводить упражнения на эмпатию: разыгрывание ролей, рисование героев. Это формирует позитивную самооценку и способствует адаптации в коллективе.

<<Блок перелинковки>>

Практическая реализация: примеры и сценарии

Примеры сказок для разных целей

Сказки в терапевтической работе подбираются в зависимости от запроса, состояния и возраста ребёнка. Например, для развития уверенности подойдёт сюжет, в котором герой изначально сомневается в своих силах, но, пройдя через трудности, получает поддержку, делает попытки и в итоге преодолевает препятствие. 

Для работы с агрессией можно использовать сказку, где главный персонаж не умеет выражать злость словами, из-за чего его никто не понимает. В ходе сюжета он учится говорить о своих чувствах, находит способ решать конфликты без крика и разрушения, а окружающие начинают лучше его понимать.

Пошаговый сценарий сеанса сказкотерапии

  1. Установка контакта и ввод в тему.
  2. Чтение или рассказывание подобранной сказки.
  3. Обсуждение впечатлений: какие чувства возникли.
  4. Проективное задание: ребёнок меняет сюжет или рисует героя.
  5. Заключение: подведение итогов, закрепление позитивного опыта.

Роль родителей и педагогов

Как организовать сказкотерапию дома

Стоит выделить на сказкотерапию отдельное время, а не пытаться сочинить историю между делом. Важно, чтобы рассказчика и слушателя ничего не отвлекало: можно было углубиться в детали, оставить пространство для фантазии и вопросов. Для этого необходимо, чтобы среда была комфортной и не вызывала беспокойства. Если, например, ребёнок не хочет идти к врачу, то рассказывать сказку о храбром кролике, который не боится делать уколы, когда вы пересекли порог поликлиники, уже поздно.

Ещё важно создать комфортное и спокойное пространство для того, чтобы лучше оценить реакцию ребёнка на сказку: как он её слушал, какие эпизоды вызывали реакцию, какие испугали? Нужно быть готовым оказать поддержку.

Включение сказкотерапии в уроки и внеклассные занятия

Через сказку можно обсуждать сложные темы, которых дети обычно избегают. Например, при трудностях с математикой придумать историю о герое, который учится делить волшебные яблоки. Это снижает тревожность и превращает учёбу в приключение. А коллективное сочинение сказок помогает детям учиться слушать, договариваться, принимать разные точки зрения, укрепляя коллектив и развивая эмоциональный интеллект.

Когда применять сказкотерапию

Когда сказкотерапия особенно эффективна

Сказкотерапия особенно эффективна при эмоциональном кризисе: страхах, тревоге, неуверенности. Через образы ребёнок легче выражает переживания, рассказывает о себе от лица героя, что снижает напряжение и создаёт безопасное пространство для разговора.

Ограничения и меры предосторожности

Сказкотерапия — мягкий метод, но, если у ребёнка психические расстройства и требуется специализированная помощь, важно учитывать, что некоторые темы могут быть слишком тяжёлыми, например утрата или развод родителей. Важно хорошо знать ребёнка и его особенности, чтобы не усугубить состояние. Слёзы или отказ говорить — сигналы, что тему нужно обсудить осторожно или работать с поддержкой психолога.

Оценка эффективности и результаты

Как отслеживать прогресс ребёнка

Если спустя несколько недель вы не замечаете изменений в поведении, настроении, реакции ребёнка, возможно, сказка не сработала. Это не значит, что вы сделали что-то не так. Иногда нужно попробовать другой сюжет, другой образ, другой подход. Или обратиться за консультацией, где вместе со специалистом вы подберёте сказку, которая лучше подойдёт конкретно вашему ребёнку. 

Но важно помнить, что терапевтические сказки не стоит рассказывать слишком часто. Это может запутать ребёнка или вызвать усталость и сопротивление. 

Инструменты оценки в сказкотерапии

Одним из инструментов оценки является шкала эмоционального комфорта, которая помогает отслеживать базовые эмоции (грусть, гнев, тревога, страх, радость) по степени выраженности от 1 до 5. Регулярное оценивание помогает лучше осознавать чувства.

Часто для оценки предлагается выполнить творческое задание, например нарисовать свою семью в образах. Такая форма работы задействует ассоциативное мышление, позволяя глубже проникнуть в сферу бессознательного. Сравнение рисунков, выполненных в начале и после определённого этапа терапии, позволяет наглядно увидеть внутренние изменения.

Заключение: ценность сказкотерапии для детей

Сказкотерапия — не просто история, а бережный способ помочь ребёнку понять себя, прожить новые чувства, научиться самостоятельно находить решения и почувствовать поддержку. Метод прост, достаточно воображения и желания помочь ребёнку. Даже короткая искренняя сказка может многое изменить. Её можно использовать в семье, на уроках и в играх, главное — не бояться пробовать.

Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой — и убедитесь, что учёба может быть увлекательной. Демодоступ активен 7 дней

ошибка номера, введите правильный номер
Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

разберём сложную тему на бесплатном занятии

Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию

Готово!

Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

разберём сложную тему на бесплатном занятии

Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию

Готово!

Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

media-check-list-04

Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Подготовься к экзаменам в сжатые сроки

Подписывайся на рассылку — узнай, как достичь высоких результатов за оставшееся время, получи советы от экспертов ЕГЭ и учись на ошибках выпускников

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Подготовься к экзаменам в сжатые сроки

Подписывайся на рассылку — узнай, как достичь высоких результатов за оставшееся время, получи советы от экспертов ОГЭ и учись на ошибках выпускников

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
бесплатно

Получи Проверенное сочинение на высший балл

по теме «Любовь» от экспертов Фоксфорда

Готово

Забирай сочинение по теме «Любовь» в нашем телеграм-боте
Открыть Telegram
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз