<<Лид>>
Фильмы
«Уроки французского», 1978 год
Режиссёр: Евгений Ташков
Сценарий: Валентин Распутин, Евгений Ташков
История мальчика, способного и целеустремлённого, но ослабленного от постоянного недоедания. Главный герой уехал учиться в райцентр: в его родной деревне была только начальная школа. В новой школе все учителя довольны им, кроме учительницы французского языка — предмета, который с трудом даётся мальчику. Несмотря на прозаическое начало, фильм удивит неожиданным развитием сюжета и поразит образом Учителя. Осмысление мотивов поступков позволяет избежать ошибочной оценки только по внешним проявлениям, фильм в очередной раз напомнит об этой вечной истине.
«Чучело», 1983 год
Режиссёр: Ролан Быков, Аркадий Хайт
Сценарий: Ролан Быков, Владимир Железников
В школу небольшого городка приезжает новенькая — Лена Бессольцева. Из-за деда девочку считают чудаковатой и начинают унижать. Унижения превращаются в настоящую ненависть и издевательства. Кино раскрывает темы буллинга в школе, конфликтов в небольших группах и стратегии поведения в таких ситуациях.
«Кин-дза-дза!», 1986 год
Режиссёр: Георгий Данелия
Сценарий: Георгий Данелия, Реваз Габриадзе
Фантастическая антиутопия, в которой обычный прораб дядя Вова вместе со случайным знакомым телепортируется на другую планету. Фильм показывает иные системы стратификации — например, разделение людей в обществе по цвету штанов. Также он позволяет увидеть противоречивость прогресса и взглянуть по-новому на привычные социальные условия.
«Изгой», 2000 год
Режиссёр: Роберт Земекис
Сценарий: Уильям Бройлес мл.
История современного Робинзона — Чака Ноланда. Чак безнадёжный педант, у которого вся жизнь расписана по минутам так, что совсем не остаётся времени на личную жизнь. Авиакатастрофа заставляет Ноланда посмотреть на время и жизнь по-другому — он оказывается единственным выжившим на необитаемом острове. Кино раскрывает проблемы социализации и десоциализации в современном мире.
«Особое мнение», 2002 год
Режиссёр: Стивен Спилберг
Сценарий: Скотт Фрэнк, Джон Коэн, Филип К. Дик
В будущем изобретена технология, с помощью которой люди предсказывают убийства. Специальный отдел заранее задерживает нарушителей, чтобы они не смогли воплотить свои намерения в жизнь. Один из сотрудников этого отдела обнаруживает ряд проблем в действии системы, но объяснить и доказать их не может. Он решает провести собственное расследование, но вскоре после этого получает предсказание, в котором он предстаёт как убийца. В фильме поднимается вопрос свободы воли человека: насколько наши действия находятся в нашей власти?
«Лучшее предложение», 2012 год
Режиссёр: Джузеппе Торнаторе
Сценарий: Джузеппе Торнаторе
Управляющий аукционным домом Вергилий Олдман с помощью хитрых манипуляций собирает в своём доме сотни произведений искусства. Однажды к нему обращается незнакомка и просит продать часть коллекции антиквариата её семьи. В этой коллекции главный герой находит детали загадочного старинного механизма, втайне начинает его собирать и хочет оставить механизм у себя. За мистически интригующим сюжетом скрывается интересная социальная проблема. Фильм показывает, чем может обернуться высокомерие и неосознанное пренебрежение к окружающим людям, какова бывает сила слова.
«Дурак», 2014 год
Режиссёр: Юрий Быков
Сценарий: Юрий Быков
В провинциальном городе через здание общежития тянется глубокая трещина — дом может рухнуть в любой момент. Местные чиновники не обращают на это внимания, и жизни 800 человек оказываются под угрозой. Молодой и жаждущий справедливости сантехник Никитин пытается спасти жителей и победить коррумпированную власть. Режиссёр ленты проводит глубинный анализ связи «поступок — последствие» и ставит вопросы перед зрителем: «Не делай добра — не получишь зла?» и «Где находиться граница в сделках с совестью?»
Книги
«Поднятая целина», Михаил Шолохов, 1932 год
На хутор по заданию партии приезжает Семён Давыдов. Вместе с председателем местного сельсовета и руководителем партийной ячейки Семёну за год удаётся организовать колхоз. Герои борются с недоверием «середняков», бесхозяйственностью и вредительством. Каждый персонаж неоднозначен, отношение к нему меняется на протяжении книги, но, самое главное, — поднимаются вечные вопросы о «правильном» устройстве общества и отдельной семьи.
«Военный лётчик», Антуан де Сент-Экзюпери, 1942 год
Сент-Экзюпери рассказывает о полёте французского лётчика в немецкий тыл во времена Второй мировой войны. Произведение показывает бессмысленность войны, а рассказывает историю профессиональный пилот и гениальный писатель.
«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери, 1953 год
В антиутопии Рэя Брэдбери изображён мир будущего, в котором запрещены книги, как носители иномыслия и «неправильных» знаний, а «пожарные» сжигают все найденные экземпляры. Таким «пожарным» работает и главный герой произведения, который начинает сомневаться, что поступает правильно. Книга демонстрирует один из путей развития потребительского общества и показывает, кому такой путь может быть выгоден.
«Повелитель мух», Уильям Голдинг, 1954 год
Группа мальчиков попадает на необитаемый остров. Детям приходится учиться жить без взрослых: нужно самим принимать решения и нести за них ответственность. Оказывается, что эта ноша совсем не такая простая. У всех ребят одна цель: спасение, но как её достичь, если каждый видит собственный путь? Дети обычно противопоставляются взрослым как носители добра и беззаботности, но откуда же и когда берётся зло в человеке?
«Атлант расправил плечи», Айн Рэнд, 1957 год
Роман-антиутопия рассказывает о мире, который строится талантливыми творцами-одиночками. Автор сравнивает этих людей с мифическим титаном Атлантом, который держит на плечах небесный свод. В книге представлены «левые» и «правые» ценности и то, как их воспринимает общество.
«Колыбель для кошки», Курт Воннегут, 1963 год
Книга описывает фантастический (или не очень) вариант развития общества. Изобретено опасное вещество «лёд-девять», способное заморозить всю планету. Как его использовать? Даже если не пускать его в ход как оружие, можно ли быть уверенными, что «лёд-девять» всё равно будет безопасным? Произведение поднимает вопрос ответственности учёных за свои изобретения и их потенциальное применение.
«Прощание с Матёрой», Валентин Распутин, 1976 год
Писатель рассказывает о судьбе деревни Матёры, которой грозит затопление из-за строительства Братской ГЭС. Старики не хотят покидать свои дома и боятся перемен. Автор рассуждает, должна ли новая жизнь уничтожить старые ценности и всегда ли мы достаточно серьёзно воспринимаем мир других людей.
«Имя розы», Умберто Эко, 1980 год
Вильгельм Баскервильский вместе со своим спутником Адсоном Мелькскимым расследуют серию смертей монахов бенедиктинской обители, которая расположена на севере Италии. Вначале книгу можно прочитать как детектив, потом — как исторический роман. Затем полезно к ней вернуться как к описанию философских дискуссий — недаром автор книги является профессором семиотики.