<<Лид>>
Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.
Как проявляется трудное поведение у подростков
Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:
Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам.
Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.
Причины трудного поведения подростков
Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.
Проблемы в семье
Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).
При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте.
Конфликты в школе
Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость, а также могут привести к клинической депрессии и суицидальным мыслям/
Влияние сверстников и подходящие ситуации
Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком.
<<Лидген для статьи>>
Особенности социализации ребёнка
Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.
За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям. В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков. Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.
Черты личности, неврологическое развитие
Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость. Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным.
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
Позаботьтесь о себе
Окружите себя людьми, которые окажут вам поддержку, не станут осуждать или утверждать, что вы сами виноваты в ситуации и ничего нельзя изменить. Это могут быть профессионалы — психологи или консультанты, которые помогут разобраться в ваших переживаниях и дадут полезные рекомендации. Если обратиться к специалисту нет возможности, найдите опору среди близких — родных или друзей, готовых разделить с вами ответственность или просто поддержать. Например, бабушки и дедушки могут временно взять на себя заботу о ребёнке, пока вы восстанавливаете силы. Друзья тоже могут помочь — провести время с вами или присмотреть за подростком, чтобы дать вам передышку.
Обратитесь к семейному терапевту или психологическому медиатору
Ключевое значение здесь имеет работа со всей семьёй. Такой подход демонстрирует подростку, что вы осознаёте проблему и готовы совместно искать решение, меняясь вместе с ним. Очень важно открыто обсуждать с ребёнком свои чувства, говорить о любви, беспокойстве и желании помочь ему справиться с трудностями.
Нередко родители, испытывая панику, ищут «спасителя» для своего ребёнка — например, отправляют его в военное училище, записывают в спортивную секцию или к детскому психологу. Однако подобные меры часто лишь усугубляют ситуацию, травмируя подростка и ухудшая ваши отношения. Ребёнок может воспринять это как сигнал, что с ним что-то не так и его «отправляют» исправляться, а это вызывает чувство отверженности.
Найдите правила, которые все будут соблюдать
Это самый сложный этап, поскольку он требует изменений в первую очередь от родителей. Однако без этого невозможно воспитать в ребёнке самостоятельность.
На практике часто встречается, что родители понимают самостоятельность узко — например, как способность сходить в магазин или разгрузить посудомоечную машину. Но на самом деле это понятие гораздо шире. Настоящая самостоятельность включает в себя право на собственное мнение, личную переписку, выбор друзей и другие аспекты взросления.
Поэтому с подростком важно договариваться, учитывая не только ваши ожидания, но и его потребности. И самое главное — соблюдать эти договорённости самим, подавая пример.
<<Блок перелинковки>>
Инструкции для работы с трудным поведением
Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).
Что делать, если ребёнок вас обманул
- Дайте ребёнку возможность высказаться полностью. После этого спокойно укажите, что готовы выслушать его снова, но мягко отделите фантазии от фактов.
- Задавайте уточняющие вопросы, чтобы понять мотивы и последствия лжи, но избегайте тона допроса или обвинений.
- Объясните разницу между «безопасной» и вредной ложью — когда неправда допустима (например, чтобы не обидеть), а когда может навредить.
- Поблагодарите за честность, если ребёнок признался во лжи — это укрепляет доверие.
Что делать, если обманы продолжаются некоторое время
- Избегайте типичных ошибок: не устраивайте «разборки», не обвиняйте «на всякий случай» и не пытайтесь запугать.
- Придерживайтесь презумпции невиновности — давайте ребёнку возможность объясниться, уточняйте детали.
- Чётко озвучьте, что ребёнок всегда может рассчитывать на вашу помощь, если обратится вовремя.
- Сосредоточьтесь на решении проблемы, а не на наказании. Подчеркните это неоднократно.
- Обсудите последствия продолжения обмана, но без угроз.
- Проговорите, как вы могли бы помочь, узнай вы правду сразу.
- Предложите конкретные фразы, которые ребёнок может использовать, чтобы обратиться к вам в сложной ситуации (например: «Мне нужна помощь, но я боюсь твоей реакции»).
- Если ребёнок признается в чём-то серьёзном, отметьте, как важно для вас его доверие, даже если правда неприятна.
-
Что делать не нужно:
- заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
- стыдить за обман;
- называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
- резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.
Что делать, если ребёнок вам отказывает
- Наблюдайте. Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
- Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
- Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия. Начните действовать на основании этого.
- Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
- Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.
Что делать не нужно:
- обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
- сравнивать с успехами других детей и подростков;
- заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.
Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно
- Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
- Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
- Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
- Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
- Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
- Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.
Что делать не нужно:
- кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
- оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.