Как заранее подготовиться к обязательным ОГЭ и ЕГЭ по английскому

Как учить английский с удовольствием и легко одолеть экзамен

Как заранее подготовиться к обязательным ОГЭ и ЕГЭ по английскому
Ольга Зуева
Ольга Зуева
заведующая кафедрой английского языка в «Фоксфорде»

В 2020 году школьники будут сдавать обязательный ОГЭ, а в 2022 — обязательный ЕГЭ по английскому языку. Пока неясно, смогут ли ребята выбрать другой иностранный язык и будет ли экзамен делиться на базовый и профильный уровни. В некоторых школах английский — второй иностранный язык, а первый, например, немецкий или французский. Логично предположить, что при разных подходах к изучению английского экзамен не будет одинаковым для всех.

В будущем эти вопросы должны разъяснить, а пока разберёмся, как потихоньку начинать готовиться к английскому уже сейчас. Задания на ОГЭ и ЕГЭ — совершенно доступного уровня. На экзамене не будет никаких проблем, если правильно подойти к делу.

С чего начать подготовку

Аудирование: учимся слушать

Чтение и письмо: правильно запоминаем слова

Грамматика: ищем свой подход

Конспект

С чего начать подготовку

Узнать, какие задания будут на экзамене

Правильная стратегия подготовки начинается не с позиции «Мне нужно выучить английский, чтобы сдать экзамен», а с понимания формата заданий. В первую очередь советую определиться, какие фразы, слова, структуры и упражнения помогут вам при подготовке. Здесь не нужно охватывать необъятное — важнее чётко понимать, что от вас требуют составители заданий.

Например, если в письменной части вы будете сочинять дружеское письмо, то чтение английской классической литературы принесёт мало пользы. Конечно, вы расширите словарный запас и получите удовольствие от чтения, но это очень далеко от реальной подготовки к экзамену. Для написания дружеского письма скорее понадобятся фразы приветствия, фраза «Прости, что так долго не писал, был занят», шаблоны ответов на вопросы и завершающая фраза.

Понять, что больше всего интересует

Чтобы учить английский было увлекательно, нужно выбирать материалы, соответствующие личным интересам. Если вы, к примеру, любите футбол или увлечены модой, то ищите материалы для тренировки по этим темам: статьи, блоги, видео, подкасты и другие источники полезных слов и выражений. Главное — чтобы вам было интересно, так вы будете учиться гораздо эффективнее.

Аудирование: учимся слушать

Сейчас подготовиться к заданиям по аудированию не проблема: в интернете есть много интересных подкастов, ютьюб-каналов и аудиокниг. Чтобы эффективно их использовать и научиться понимать на слух английскую речь, советую работать по системе.

Первый шаг

Допустим, у вас с английским не очень, но вы любите исторические романы, приключения или детективы. Найдите в интернете адаптированную книгу любимого жанра, её аудиоверсию, и в течение месяца делайте так:

  • слушайте одну главу,
  • читайте ту же самую главу,
  • ещё раз её слушайте.

Важно, чтобы текст был вам приятен и интересен, поскольку его придётся проработать три раза. Я, например, не смогу столько читать и слушать какие-нибудь политические дебаты, а детектив — вполне. Со временем можно брать книги уровнем повыше или подкасты на сайте BBC, где они выложены в свободном доступе.

Фокус в том, чтобы у вас одновременно были и аудио, и текст: начинаете вы с аудирования как с более сложного навыка, а потом проверяете себя по тексту. Чтобы разогнать скорость восприятия на слух, стоит пройтись по главе и в четвёртый раз — одновременно её прочитать и прослушать. Через пару месяцев таких упражнений вы станете очень неплохо слышать английскую речь.

Второй шаг

Когда поймёте, что добрались до уровня заданий ОГЭ или ЕГЭ, начните прорешивать КИМы прошлых лет. Вначале слушайте аудиозапись и выполняйте задания. Потом обязательно читайте написанное, одновременно прослушивая скрипт и выделяя ошибки — те места, где что-то не услышали или услышали неправильно.

Второй этап важен: не просто выполнять задания, а разбираться, почему получилось или нет. Это довольно нудно, но очень эффективно. Достаточно уделять такому упражнению 10 минут раз в 2–3 дня, чтобы быстро научиться хорошо слушать, видеть подвохи в заданиях и с ними работать.

Третий шаг

После того как «проглотите» запас архивных заданий и станете увереннее в восприятии на слух, переходите к более сложным аудиокнигам и англоязычным источникам. Здесь отлично подойдут ютьюб-каналы, на которых блогеры рассказывают о том, что вам нравится. Как я писала выше, это может быть что угодно: обзоры мобильных телефонов, новинки кино, кулинарные рецепты, дизайн, история, математика. Другими словами, всё, о чём вам будет интересно слушать.

На этом этапе важно сделать над собой усилие и развенчать один большой миф: что фильмы с субтитрами учат понимать английскую речь.


Пока вы смотрите или слушаете что-то с субтитрами, вы тренируете только навык скорочтения и совсем не тренируете свой слух.


Поэтому порядок работы остаётся прежним: сначала смотреть и слушать и только потом, если нужно, проверять себя текстом.

Чтение и письмо: правильно запоминаем слова

Задания на чтение и письмо на ОГЭ и ЕГЭ требуют двух вещей.

Первое — умения правильно подступиться к формату заданий. ОГЭ и ЕГЭ — отдельная история со своими правилами. К ней нужно подойти стратегически: верно распределить время, понять, где в задаче подвох, где стоит читать весь текст, а где нет. Открою большую тайну: на экзамене тексты читать не нужно, их нужно читать заранее, во время подготовки.

Чтобы привыкнуть к этой стратегии, советую пройти курсы или обратиться к репетитору. Я знаю случаи, когда человек, знающий английский, но не готовый к экзамену, сдавал его на 50% хуже человека с более низким уровнем языка, который готовился к экзамену. Тренировку к формату можно начинать за полгода-год до экзамена, а до этого работать над самим английским.

Второе — владения определённым словарным запасом. В первую очередь здесь нужно учиться правильно вести словарик и запоминать слова — их действительно нужно не столько учить, сколько запоминать. Расскажу, как правильно это делать.

Как вести словарик

Традиционный способ — записывать слово, транскрипцию и перевод — не очень эффективный. Когда мы вспоминаем слово через перевод, то заставляем мозг делать лишнее усилие. Всё равно что не вспоминать на родном языке слово «яблоко» до тех пор, пока его не увидим.

Наша память гораздо лучше работает на ассоциациях. Например, при слове «школа» перед глазами сразу всплывает множество образов, слов, предметов, действий, связанных со школой. По такому же принципу нужно формировать словарный запас в любом другом языке.

Я советую сделать интеллектуальную карту и собирать слова по темам. Для этого подойдёт толстая тетрадь формата а5, разделённая на две части. Начните с заполнения первой — в качестве примера возьмём тему «Хобби», которая точно будет на экзамене.

1. В центре листа запишите слово «хобби» или «увлечения».

2. От него стрелка вправо → какими глаголами вы будете описывать свои увлечения? Это могут быть «like», «enjoy», «interested in», «fond of».

3. Стрелка вниз → какие у вас увлечения? К каждому назовите по два-три слова: «sports» (football, basketball, tennis), «crafts» (pictures, jewels, knitting), computer games (World of Warcraft, GTA, Skyrim).

4. Стрелка влево → как можно спросить человека о его увлечениях? «What is your hobby?», «What are you doing in your free time?», «How long have you been doing this?»

Таким образом, на одной странице вы соберёте по этой теме тот словарный запас, который нужен именно вам, и он будет соответствовать вашему уровню языка. Это гораздо эффективнее, чем абстрактный список слов, не имеющих друг к другу отношения. Собирайте слова в копилочку в течение пары лет, а перед экзаменом просто повторите словарик.

Если же от вас требуют вести словарик обычным способом, то добавляйте туда хотя бы одно предложение с указанным словом. Так вы будете понимать, как это слово применять.

Во вторую половину словарика рекомендую собирать полезные словосочетания, фразы и идеи из текстов по темам, которые будут на экзамене — возьмите их из кодификатора. Также на последних страницах можно записать шаблон письма в 3–4 вариациях. Если за год три раза на них посмотрите, два раза напишете письмо по их подобию, то к экзамену все нужные фразы останутся у вас в голове.

Метод трёх маркеров

Секрет мозга в том, что он хорошо запоминает информацию, способствующую его выживанию. Поэтому если вы хотите что-то выучить, нужно объяснить мозгу, что вам это важно. Для этого я советую технологию трёх маркеров, которую сама очень люблю.

Суть в том, чтобы при чтении текста выделять определённые слова и выражения. Чаще выражения, а не отдельные слова, потому что английский язык построен на словосочетаниях.

Первый маркер → новые для вас слова и выражения.

Второй маркер → те слова и выражения, которые вам пригодятся. Например, если вы будете кому-нибудь рассказывать про своё хобби, вам понадобятся фразы «I decided to take up tennis» или «The first time I played tennis».

Третий маркер → слова и фразы, которые вам просто понравились. Это могут быть цитаты или красивые описания.

В результате вы получите текст, раскрашенный тремя цветами. Мозг легко выделит из этого текста информацию: во-первых, вы его тщательно проработали, во-вторых, сконцентрировались на нужных вам выражениях.

Кривая запоминания

Когда вы прочитали текст, прослушали аудио или посмотрели видео, то в течение 15 минут помните 90 процентов информации. Через полчаса — процентов 50, а на следующий день — уже 15–30. Если в те самые первые 15 минут быстро повторить информацию, обратив внимание на важные моменты (например, записать нужные слова в словарик), то вы запомните гораздо больше обычного.

В следующий раз полученную информацию можно повторить через 2–3 дня. Хотя бы пробежать глазами словарик, когда готовитесь к уроку или есть свободные 5 минут. Потом повторите это через пару недель. Так в мозг поступит сигнал о том, что эти знания вам нужны, и он их запомнит.

Грамматика: ищем свой подход

Грамматику боятся все, кто учит английский.


Однако про грамматику английского языка нужно запомнить одну вещь: она простая.


Например, русский относится к аналитико-синтетическим языкам: в нём есть неожиданные окончания, падежи, согласования по роду и числу. Английский язык — чисто аналитический. В нём минимум грамматических категорий, и они построены на шаблонах и ситуациях, на смысле, что мы хотим сказать.

Это касается и большого количества времён. Время глагола — философское понятие. Живя на этой планете в трёхмерном измерении, люди пока не придумали ничего кроме прошедшего, настоящего и будущего. Поэтому в английском, как и в любом языке, всего три времени, но поскольку английский — точный язык, у каждого времени есть несколько форм.

Английскую грамматику не нужно бояться. Главное — подобрать к её изучению тот подход, который нужен именно вам.

Подход от формы — аналитикам

Если у вас аналитический ум и вам проще работать по алгоритму, возьмите простую книжку по грамматике, например, Round up или Grammar Way. По этой книжке начинайте методично выполнять упражнения: осваивайте новые, не очень привычные структуры. Так, по шаблонам, вы научитесь верно ставить «do» и «does» и соблюдать правильный порядок слов.

Также аналитикам хорошо подойдёт следующий способ понять время Present Perfect. Время «перфекта» — время результата. Вспомните, что его вспомогательный глагол «have»: вы как-будто держите в руках результат, который имеете к этому моменту. Например, «I have read this book», то есть «Я имею эту книжку прочитанной», вот она у меня в руках, «I have watched this film» — «Я имею этот фильм просмотренным», вот он у меня в голове.

Подход от содержания — творческим ребятам

Есть ученики, которым проще запоминать грамматические формы ассоциативно, от смысла. Например, вы узнали, что время Present Continuous употребляется в ситуациях, которые происходят в данный момент. Посмотрите в окно, что происходит на улице? «The sun is shining», «The clouds are drifting in the sky», «My neighbor is coming out of the main entrance». Чем вы сейчас занимаетесь? «I am speaking English», «I am listening to music». Создайте в голове картинку, которая объяснит вам смысл — зачем и в какой ситуации нужна форма настоящего длительного.

Как подготовиться к заданию на словообразование

На ОГЭ и ЕГЭ не будет грамматических упражнений, но придётся выполнить задание на словообразование и опознание в предложении правильной формы глагола, существительного или прилагательного. Другими словами, от вас будут требовать понимания смысла текста.

Для тренировки, во-первых, прорешайте задания прошлых лет, которые выложены на сайте ФИПИ. Во-вторых, возьмите в интернете ваш любимый текст, удалите из него половину глагольных форм и распечатайте. Далее попытайтесь логически понять или вспомнить, в какой форме стоял глагол. Так как текст будет вам знаком, то вы довольно легко его проработаете.

После этого упражнения возьмите тот же самый текст, но удалите из него все сложно образованные слова. Например, у слова «knowledge» есть суффикс «edge» — уберите его. У слова «misunderstanding» есть суффикс «ing» и приставка «mis» — тоже уберите. Распечатайте текст и постарайтесь вспомнить, что подходит в пропуски по логике и смыслу.

Такое упражнение занимает считаные минуты, но очень хорошо тренирует понимание именно форм слов. Если же у вас нет принтера, то просто замазывайте слова белой замазкой и ответы записывайте сверху.

Конспект

1. Узнайте, какие задания будут на экзамене, и учите слова и фразы, которые там пригодятся.

2. Занимайтесь по интересным вам материалам, иначе быстро забросите подготовку.

3. Чтобы научится понимать английскую речь на слух, вначале слушайте, а потом проверяйте себя текстом. Субтитры здесь буду только мешать.

4. Для запоминания слов составьте интеллектуальную карту-словарик и собирайте в него слова по темам и ассоциациям.

5. Чтобы лучше запомнить слова и выражения, выделяйте их в тексте тремя цветами: новые слова, полезные слова и слова, которые просто понравились.

6. Повторяйте прочитанное и просмотренное в первые 15 минут.

7. Найдите свой подход к изучению грамматики: аналитический или ассоциативный.

8. Не бойтесь экзамена по английскому, он точно вам по силам 😊

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей