Репетитор или курсы: как сделать правильный выбор

Когда имеет смысл заниматься дополнительно и какой формат занятий лучше выбрать.

Репетитор или курсы: как сделать правильный выбор
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Чтобы разобраться в сложных темах по разным предметам, школьники дополнительно занимаются самостоятельно, с репетитором или на курсах. Индивидуальные уроки стоят дороже, чем курсы, но это не главное отличие. Разбираемся, кому подходит репетитор, а кому — групповые занятия с преподавателем.

Когда пора задуматься о выборе курсов или репетитора

Дополнительные занятия могут понадобиться на разных этапах обучения.

  • После перехода в среднюю школу ученик может растеряться: вместо одного учителя по основным предметам появляются несколько педагогов с разными требованиями. Чтобы справиться с возросшей нагрузкой, некоторым нужна помощь репетитора.
  • В 7-9 классах у школьников обычно проявляется склонность к точным наукам, языкам или обществознанию, истории, литературе. Курсы по соответствующим предметам помогают ребятам раскрыть свои способности, углубить знания, а также подготовиться к олимпиадам и экзаменам.
  • Выпускники, которые планируют поступать в престижные вузы, в 10-11 классе дополнительно занимаются на курсах, с репетитором или совмещают занятия. Одни нацеливаются на высокие баллы ЕГЭ, другие рассчитывают получить льготы призёров олимпиад, но все обращаются за помощью к преподавателям.
    В период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ лучше ориентироваться на базовые знания и оставшееся время до экзамена. Если нужно разложить материал по полочкам и в запасе более 4 месяцев, подойдут курсы. Если времени мало, а работы много, лучше заниматься с репетитором по индивидуальной программе.

Анастасия Крайникова, репетитор «Фоксфорда» по русскому языку: «Когда „западает“ одна-две темы, репетитор восполнит пробел в знаниях за несколько занятий. Если „западает“ абсолютно всё, и ученик в предмете не плавает, а тонет — однозначно нужно заниматься с репетитором, и это будет долгая история».

На кого рассчитаны курсы

Курс по предмету — отличная возможность планомерно изучать материал и с «нуля», и для достижения среднего или высокого уровня. Курсы базового уровня хороши для новичков, которые ещё не сориентировались в предмете и не имеют определённых целей. При этом существуют ещё углублённые, олимпиадные курсы и курсы подготовки к экзаменам: ЕГЭ или на уровень знания языка.

Бывает так, что ученик получает «пятёрки» в школе, но хочет более глубоко изучать предмет — здесь помогают курсы. Иногда темп и форма подачи материала на уроках не соответствуют восприятию школьника — тогда онлайн-курс помогает решить проблему. В отличие от очных курсов, онлайн-занятие обычно можно пересмотреть в записи: замедлить или остановить, чтобы записать важные идеи или решение задачи.

Хотя курсы рассчитаны на школьников с разным уровнем подготовки, все они требуют умения учиться, мотивации и самоорганизации. Если ученик не горит желанием осваивать новое и ему не хватает организованности, толку от курсов не будет.

Когда стоит обратиться к репетитору

Если пробелы в знаниях школьника велики, а необходимые предметные или учебные умения не сформированы, лучше заниматься с репетитором.

Игорь Трахов, руководитель подразделения «Фоксфорд.Курсы и Репетиторы»: «Курса может быть недостаточно, если школьник не усвоил тему и не может двигаться дальше. Например, не умеет ученик раскрывать скобки, а в 7 классе курс математики, в основном, про это. Репетитор научит, и ребёнок сможет осваивать программу вместе со сверстниками».

Ученикам с выраженными особенностями восприятия — аудиалам, визуалам, кинестетикам — лучше найти репетитора, который способен давать материал в удобном формате.

«Один из моих учеников типичный аудиал: всю информацию воспринимает на слух. Поэтому к занятиям я готовлю весьма минималистичные по форме и содержанию презентации. Другой мой ученик, наоборот, смесь визуала с кинестетиком, поэтому презентации готовятся масштабные, красочные. Много времени с таким учеником я отвожу на письмо — задействую моторную память», — Анастасия Крайникова, репетитор «Фоксфорда» по русскому языку.

Если школьнику требуется дополнительное время на раздумья, репетитор может заметить эту особенность и терпеливо дождаться ответа. В группе такого нерасторопного ученика могут счесть неуспевающим. На индивидуальных занятиях становится очевидно, что ученик всё понимает и запоминает, просто не сразу готов отвечать.

Учиться должно быть в меру трудно и интересно, но так бывает не всегда. Преподаватель на курсах «идёт» по программе независимо от состояния и настроения каждого. На индивидуальных занятиях профессиональный репетитор замечает, когда ученику необходим дополнительный стимул — подбадривает, делает перерыв на отдых или организует смену деятельности.

«Если ученик чётко понимает, в чём нужно разобраться и не находит материал в интернете или не может его самостоятельно освоить, лучше обратиться к репетитору. Например, отличнику в школе не дается графический способ решения задач с параметрами. Другая ситуация, когда индивидуальное занятие лучше группового — изучение иностранного языка. Там, где нужна практика говорения, слушания, урок максимального общения с преподавателем будет эффективнее», — Игорь Трахов, руководитель подразделения «Фоксфорд.Курсы и Репетиторы».

Чем отличаются занятия на курсах и с репетитором

Застенчивые школьники порой боятся задать вопрос и показаться глупыми в сообществе сверстников. Если нерешительность мешает обучению в группе, лучше заниматься с репетитором.

Некоторые школьники легко отвлекаются и включаются в процесс, только если преподаватель обращается к ним лично. Поскольку на групповых занятиях учитель не может постоянно уделять внимание одному школьнику, такие ребята тратят часть времени и денег впустую. Урок с репетитором проходит один на один — здесь не удастся пропустить информацию мимо ушей или избежать ответа на вопрос.

Преподаватель курсов работает по общей для всех программе, он не даёт подробную обратную связь и не отслеживает прогресс каждого ученика. Репетитор выстраивает обучение с учётом пробелов и успехов своего подопечного — обеспечивает индивидуальный подход.

«Ученикам лучше заниматься с репетитором, когда им требуется чуткий руководитель, чтобы устранять пробелы. В физике важно синхронизировать, что понимает в объяснении ребенок и что понимает объясняющий учитель. На курсах такое не всегда возможно», — Елена Александровна Руденко, репетитор по физике в «Фоксфорде».

Если школьник приходит на курс без определённой цели, то результат занятий будет трудно заметить и оценить, но это не значит, что его нет. Хороший курс — это образовательная среда, которая «питает» ум школьника вопросами и идеями. Возможно, со временем они прорастут и дадут свои плоды.

Что запомнить

«Подтянуть» знания по школьной программе, восполнить пробелы и подготовиться к олимпиадам можно и на курсах, и с репетитором.

Курсы

  • Для тех, кто начинает осваивать новое или для продолжающих с хорошей теоретической базой. В любом случае, мотивация и умение учиться необходимы.
  • Очные курсы больше подходят тем, кто быстро «схватывает». На онлайн-занятиях обычно можно пересмотреть материал в записи, если темп подачи слишком высокий.
  • Курсы помогают систематизировать имеющиеся знания.
  • Чтобы получить максимум от занятий, нужно задавать вопросы и не бояться высказывать свои идеи.

Репетитор

  • Направляет и поддерживает ученика, которому нужно время на «раскачку» или постоянное подбадривание.
  • Подстраивает обучение не только под темп работы школьника, но и учитывает ведущий канал восприятия информации: например, на слух или зрительно.
  • Регулярно оценивает прогресс ученика и может заметить трудности, даже если школьник не задаёт вопросы.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей