Профессии: крауд-продюсер

Где освоить новую профессию и чем фриланс лучше фултайма на платформе

Профессии: крауд-продюсер
Наталия Андреева
Наталия Андреева
крауд-продюсер платформы Planeta.ru

Крауд-продюсер помогает авторам идей собирать средства для финансирования своих проектов. В 2019 году Наталия Андреева продюсировала выпуск альбома легендарной рок-группы «Алиса». Через краудфандинг команде удалось собрать рекордную сумму 17 млн рублей. Музыку можно скачать, но участники проекта получили диски с альбомом — эксклюзив, который нельзя купить в магазине. Как продвигать идеи в краудфандинге и сколько можно заработать — рассказывает наш эксперт.

Я окончила журфак МГУ и первое время работала по специальности. В какой-то момент мне захотелось попробовать себя в новой сфере. В соцсетях я увидела, что ребята строят школу в горной деревушке в Непале. Они собирали средства на проект через краудфандинг. Работы уже велись, так что я увидела отчёты, фотографии и поверила в этот проект. Тогда я впервые услышала о краудфандинге. Проект в Непале успешно собрал средства, школа была построена, а я получила открытку от одного из учеников в знак благодарности за поддержку.

Я стала разбираться, как это устроено, узнала, что в мире много платформ и механизмы общественного финансирования работают давно. В 2015 году я пришла в Planeta.ru и сейчас продюсирую проекты, которые собирают миллионы рублей.

Чем отличаются краудфандинг и краудсорсинг

Краудсорсинг

Краудсорсинг — это чаще всего не про деньги. При краудсорсинге для достижения цели привлекают людей (crowd — толпа), которые могут реализовать замысел. Допустим, в масштабный проект нужны дизайнеры, художники, писатели, и люди объединяются ради решения проблемы. Чаще всего на добровольных началах, за идею.

К краудсорсингу прибегают, чтобы найти волонтёров, материалы или оборудование для проекта. Так, например, на протяжении 70 лет шла работа над Оксфордским английским словарём. Люди прислали в издательство 6 миллионов писем с примерами употребления слов и определениями, многие из которых вошли в словарь.

Краудфандинг

Краудфандинг — это народное финансирование. Вместо того, чтобы брать кредит или вкладывать собственные средства, авторы идей обращаются за поддержкой к заинтересованной аудитории. Краудфандинг — не благотворительность и не инвестиционное предприятие, но каждый участник может выбрать вознаграждение за свой вклад в проект.

Например, вы написали книгу и хотите её издать. Вы можете обратиться в издательство и ждать их решения. А можете взять всё в свои руки — собрать деньги через краудфандинговую платформу. Придётся потратить время и силы: привлечь дизайнера, корректора, оплатить типографию, но книга будет такой, как вы её задумали.

Когда автор собирает деньги на проект через краудфандинг, он напрямую общается со своими сторонниками. Читатели, фанаты или пользователи приложения — это комьюнити проекта, от которого зависит успех кампании по сбору средств. Если люди верят в вашу идею, рассказывают о ней в соцсетях и готовы вкладывать деньги, проект получает финансирование.

Как я стала крауд-продюсером

Я пришла на стажировку в «Планету», когда о продюсировании ещё не было речи. Первый год я работала в отделе экспресс-запуска. Он существует до сих пор: менеджеры платформы получают заявки со всей страны и каждый день запускают 15-20 новых проектов.

Любой гражданин России старше 18 лет может создать проект и отправить заявку через сайт. Все заявки проходят модерацию и распределяются между менеджерами. Менеджер экспресс-отдела помогает автору доработать текст проекта, подобрать иллюстрации, продумать вознаграждения, объясняет правила платформы и оформляет соглашение.

Каждый менеджер работает на потоке проектов, и его день состоит из переписок с разными людьми. Со временем я заметила, что одни проекты проработаны более детально, другие менее, одни авторы ответственно подходят к сбору средств, другие нет. Когда человек подробно описывает свой проект и активно участвует в продвижении, мне тоже хочется погрузиться в работу и помочь добиться успеха.

Я стала более индивидуально включаться в проекты: сначала небольшие, а потом крупные, с участием известных людей. Мы ещё не называли сопровождение продюсированием, но основы работы закладывались уже тогда, в 2016 году. Вместе с авторами мы продумывали шаги продвижения и прорабатывали детали от задумки до завершения кампании.

В итоге мы с коллегами поняли, что некоторым авторам нужно комплексное сопровождение, а у нас достаточно опыта и знаний, чтобы помочь. Так появилась наша профессия.

Что делает крауд-продюсер

Помогает, а не реализует

Крауд-продюсер — это человек, который готовит и продвигает проекты для общественного финансирования. При этом не каждому проекту нужно сопровождение специалиста. Автор может сам прийти на краудфандинговую платформу, презентовать идею аудитории, привлечь людей и собрать предзаказы. Если у автора уже есть опыт в фандрайзинге, а члены команды разбираются в продвижении и SMM, они справляются и без продюсера.

Менее опытным в социальных коммуникациях крауд-продюсер помогает понять, насколько проект подходит под краудфандинг, как его подать, как выстроить стратегию продвижения. При этом крауд-продюсер не становится ключевой фигурой, главную роль играет автор — именно он двигатель проекта, а продюсер консультирует и помогает.

Краудфандинг строится на доверии, и автор как творец и личность важен для проекта. От его личной вовлечённости и активности в соцсетях, известности в определённых кругах зависит судьба проекта. Без автора крауд-продюсер не сможет привести проект к успеху.

Если идея достойна внимания, люди вкладывают средства, автор получает необходимую сумму, реализует проект и выдаёт вознаграждения спонсорам. Комьюнити проекта может сохраниться надолго и поддерживать другие идеи автора.

Сам ищет проекты

У крауд-продюсера нет входящих заявок как в экспресс-отделе. Я ищу проекты сама через соцсети, по рекомендациям знакомых или на мероприятиях. Со временем у меня сложился свой пул авторов, с которыми мы делаем разные проекты.

Однажды в фейсбуке у Шаши Мартыновой — она переводчик, издатель и один из моих прекрасных авторов, с которой мы сделали около десяти успешных проектов — я увидела пост про настольную игру. Её разработал знакомый Шаши. Я написала этому человеку, мы пообщались и поняли, что идея отличная. Так мы запустили проект с настольной игрой «Коробка сказок». Проект собрал 1,3 млн. рублей, игра была издана, а участники получили свои коробки. Сейчас мы планируем следующий проект.

О том, что в журнале «Искусство кино» подумывают о краудфандинге, я узнала от знакомых. Я связалась с редактором Антоном Долиным, и мы запустили проект по сбору 1 млн рублей на развитие журнала. Проект получил огромную поддержку, так что в результате было собрано 3,5 млн рублей.

Некоторые крауд-продюсеры специализируются на областях, в которых чувствуют себя более комфортно и имеют полезные контакты. В попытке определить свою сферу я поняла, что отношусь к универсалам. Конечно, среди моих проектов лидируют литература и журналистика, но в то же время много дизайна, музыки, кино и есть даже социальное предпринимательство.

Оценивает потенциал идеи

Первая встреча крауд-продюсера и автора очень важна. Нужно понять, насколько сам автор готов к краудфандингу, какова его цель, интересы и ресурсы, знает ли он свою аудиторию.

Если у автора бизнес-идея, потребуется вдумчиво изучить бизнес-план и проанализировать риски. Например, технологическая ниша в российском краудфандинге пока пустует: проекты, связанные с патентами, экспериментами или разработкой опытных образцов пока слишком сложны для реализации. Хотя, возможно, в будущем мы увидим интересные кейсы.

Правила нашей платформы запрещают продвигать политические и религиозные проекты. Конечно, мы также отклоняем любые идеи, которые нарушают законодательство РФ.

Этапы проекта

Подготовка проекта одного проекта может занять 2 недели или больше. Параллельно я веду 5-10 проектов, например, два из них только готовятся к запуску, 3-4 на этапе сбора средств и остальные в фазе завершения и выдачи лотов.

Подготовка

На этапе подготовки мы собираем фотографии, тексты, видео, планируем продвижение и реализацию проекта. Этот этап не виден для аудитории, но именно в процессе подготовки решаются главные вопросы. Мы обсуждаем, как проект должен жить и развиваться во время и после краудфандинга, как будет реализован, какие лоты предложим участникам, как будем их выдавать и отправлять.

Всю собранную информацию мы оформляем в проект на платформе — заполняем страницу. Для продвижения мы договариваемся с лидерами мнения и медиа о поддержке: кто и в какой момент сделает публикацию.

Бывает, что у проекта жёсткие сроки, когда деньги нужны к определённому событию или дате, тогда все этапы могут сокращаться. Если спешки нет, можно больше времени уделить подготовке. Я стараюсь не растягивать работу: в течение двух недель можно качественно подготовить проект.

Запуск и сбор

Мы определяем дату и время запуска, а также активности по продвижению на 2 недели вперёд. Именно первые 2 недели могут стать определяющими для проекта, поэтому важно показать положительную динамику сбора средств, ярко заявить о проекте и призвать людей поддержать его.

В это горячее время я становлюсь трекером кампании: слежу за процессами, напоминаю автору рассказать участникам о ходе проекта или придумываю новые идеи. Иногда кампания идёт не так, как планировалось: деньги поступают слишком медленно или, напротив, слишком быстро.

Моя коллега продюсировала проект «Подарим глубинке детский театр»: театральной студии в Калужской области нужно было 700 тыс. Для регионального проекта и первого опыта сбора это была значительная сумма. До конца не было уверенности, что сбор пройдёт успешно, но неожиданно помог Ютуб-канал Алексея Пивоварова «Редакция». Алексей сделал выпуск про активистов из регионов и в том числе рассказал о детском театре. Зрители Ютуб-канала стали поддерживать проект, отправлять деньги с пометкой «от Редакции» и театр собрал более миллиона рублей.

Чаще сбор превосходит ожидания. Так было с «Искусством кино»: в первый день мы собрали миллион — 100% необходимой суммы. Мы не знали, сколько сможем собрать средств, сколько людей поддержат журнал. Оказалось, многие болеют за «Искусство кино» и готовы помогать Антону Долину.

Раньше при запуске проектов мы ориентировались на рекомендации, которыми пользуются SMM-менеджеры. Мы рассчитывали на активность аудитории со вторника по четверг, на определённые часы. Со временем мы поняли, что старт может быть в разное время и даже на выходных. Момент запуска зависит от дальнейшего продвижения, от аудитории, автора и специфики проекта — в каждой ситуации может сработать что-то своё. Нет универсального решения, когда нужно запустить, чтобы точно собрать. Иногда момент запуска подстраивается под инфоповод: проект с театром Вахтангова стартовал в день пресс-конференции, на котором они радостно объявили о краудфандинге.

Иногда новые предложения возникают по ходу проекта. Так родилась идея провести концерт группы «Чайф» в деревне на Урале.

С социальным предпринимателем Гузель Санжаповой мы сделали два проекта. Гузель осуществляет инициативы в деревне Малый Турыш в 200 км от Екатеринбурга. В рамках проекта «Клуб для работы и жизни в Малом Турыше» мы привезли в деревню группу «Чайф». Это было необычно: в чистом поле для музыкантов оборудовали сцену, все деревенские жители были в шоке. Большое событие помогло краудфандингу: люди приобретали лоты и поддерживали строительство клуба. Так благодаря проекту фанаты могли проехать от Екатеринбурга до М. Турыша вместе с группой: петь песни, общаться и фотографироваться. «Чайф» откликнулся на наше приглашение и приехал бесплатно. Музыкантам понравилась идея, их вдохновила сама Гузель. У неё есть выступление на TED-talks — это пример, когда автор сама прекрасный крауд-продюсер и знает краудфандинг как никто.

Завершение проекта

Финальный этап не имеет чётких границ. В идеале проект подходит к концу, когда сумма собрана. На этом работа крауд-продюсера с автором не заканчивается: нужно оформить документы, перевести средства, реализовать проект и выдать вознаграждения спонсорам. Если в качестве лота обещан диск с автографом, то сначала автор должен выпустить альбом и подписать его, а затем мы отправляем диски — это продумывают на этапе подготовки.

Иногда реализация проекта затягивается, сроки творческих дел могут сдвигаться. Важно, чтобы автор рассказывал, как идёт запись альбома, отрисовка приложения или съёмка кино. Например, «мы закончили записывать последнюю песню» или «подписываем диски и передаём службе доставки — скоро будут у вас!». Продюсер помогает автору отвечать на вопросы в соцсетях и оставаться на связи со своей аудиторией.

Мне очень понравилось работать с Константином Кинчевым и его командой. Аудитория группы «Алиса» очень отзывчивая, такого отклика можно пожелать всем авторам. Например, с подачи Константина Евгеньевича мы организовали флешмоб: люди записывали фразу «я участвовал» и присылали видео. Мы объединили материалы в один ролик и удивились, какое количество людей поддержало проект. С теми, кто поддержал проект, «Алиса» делилась эксклюзивным контентом. Например, участники краудфандинга первыми услышали новую песню альбома.

У меня была пара неуспешных проектов, которые завершились досрочно. Так бывает, если автор перегружен другой работой: у него несколько разных проектов, основная работа, и он не уделяет достаточно времени краудфандингу. Сбор средств на платформе требует большого внимания, времени и сил. Автору нужно быть готовым посвятить краудфандингу два месяца, потому что автоматически это не работает.

Если с первого раза не получилось — ничего страшного. К краудфандингу можно прийти, когда не будет такой загруженности и сделать классный проект. Не стоит бояться неуспешного сбора.

Сколько зарабатывает крауд-продюсер

В мире существуют десятки и даже сотни платформ: помимо крупных международных вроде Kickstarter и Indiegogo в каждой европейской стране действуют несколько игроков. В России это Planeta.ru, CrowdRepublic и Boomstarter.

Одни платформы работают по принципу «всё или ничего»: проект признаётся успешным только если соберёт 100% и более от необходимой суммы. «Планета» придерживается гибкой системы: если проект набрал от 50% до 99%, комиссия платформы составляет 15%, а если 100% и более — то 10%.

Сложно назвать конкретную цифру: крауд-продюсер может заработать 10 или 150 тысяч в месяц. Всё зависит от конкретного специалиста и объёма его работ по договору с клиентом. Крауд-продюсер может только консультировать, а может настраивать таргетированную рекламу и снимать видео.

Допустим, проект собрал необходимый миллион рублей, а платформа получила свои 10% — 100 тыс. рублей. В этом случае трудолюбивый крауд-продюсер, который выкладывался по-максимуму, получит за работу 10 тысяч рублей, т.е. 10% от комиссии компании. Один крауд-продюсер на платформе ведёт несколько проектов, поэтому его доход зависит от объёма работы и суммы сборов.

Я работаю на «Планете» штатно фултайм и получаю процент от комиссии платформы. Фрилансер может оговаривать стоимость своих услуг и функционал с автором напрямую.

Фрилансер сам контролирует свою работу, может совмещать её с другой деятельностью. Наша компания развивает направление региональных крауд-продюсеров: мы хотим, чтобы в разных городах и посёлках появлялись свои специалисты, чтобы они делали классные проекты на «Планете».

Региональный продюсер-фрилансер знает местную специфику, может встречаться с людьми, участвовать в мероприятиях и формировать локальное сообщество.

Необходимые навыки и умения

Широкий кругозор

Крауд-продюсер может прийти из любой сферы и совмещать, например, научную деятельность и продюсирование. Наша профессия объединяет разные сферы и здесь пригодятся разные навыки. Отлично если крауд-продюсер знает основы маркетинга, PR, SMM и копирайтинга — пригодиться может всё. Чем шире кругозор, тем лучше. Не обязательно быть экспертом в какой-то области, но полезно понимать, как управлять проектами.

Некоторые из моих коллег запускали собственные крауд- проекты индивидуально или в составе команды. У меня такого опыта нет, но это не мешает успешной работе. Когда я веду проект, он становится родным: я начинаю думать, как автор, но всё-таки могу видеть его со стороны. Опыт автора проекта помогает понять, как непросто собирать деньги.

Специальные знания

В университетах пока не готовят крауд-продюсеров, но эту профессию можно освоить онлайн. На Planeta.ru запущена образовательная платформа краудпродюсер.рф, там можно пройти обучение по программе «Основы крауд-продюсирования». Почти все занятия бесплатны. Пользователи, справившиеся с итоговым тестированием и подтвердившие свои навыки как минимум двумя успешными проектами, смогут появиться на карте крауд-продюсеров.

Начинающему крауд-продюсеру можно и нужно учиться самому: изучать материалы про краудфандинг, читать истории сотен успешных и неуспешных российских и международных проектов. Важно вникать в кейсы от авторов, где они делятся опытом, показывают кухню своих проектов. Нужно интересоваться маркетингом и социальными коммуникациями, учиться управлять процессами.

Мои коллеги делают школу краудфандинга: ездят по стране и бесплатно проводят 2-3-дневные интенсивы.

Что запомнить

  1. Краудфандинг — народное финансирование. При поддержке единомышленников автор может собрать деньги для реализации своей идеи.
  2. Крауд-продюсер сам находит авторов и помогает им выстраивать коммуникацию с аудиторией. Успех кампании зависит от автора и его активности в социальных сетях.
  3. Крауд-проект реализуется в несколько этапов. Важно заранее продумать все детали от запуска до выдачи лотов спонсорам.
  4. Крауд-продюсер работает в штате платформы или на фрилансе. Крупные платформы заинтересованы в сотрудничестве с региональными фрилансерами.
  5. Обучиться продюсированию крауд-проектов можно онлайн. Помимо этого нужно изучать кейсы, следить за проектами и, возможно, запустить собственный.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей