Чтобы успешно сдать ОГЭ по информатике, ученику обычной школы достаточно 2–3 месяцев интенсивной подготовки. Однако, если вы хотите не только сдать экзамен, но и глубже понять предмет, рекомендуется посвятить изучению информатики весь учебный год.
Как устроен экзамен
Экзамен длится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей.
Первая часть — тестовая. В ней 10 задач, за каждую можно получить 1 балл вне зависимости от сложности.
Вторая часть содержит 5 заданий, которые необходимо выполнить на компьютере. 11 и 12 оцениваются в 1 балл, 13 и 15 оцениваются в 2 балла, а задание 14 в 3 балла.
Рекомендуемое время на выполнение заданий второй части — 120 минут.
Ответами к заданиям 11, 12 являются слово или число, которые записывается в бланк ответов № 1. Результатом выполнения каждого из заданий 13–15 является отдельный файл.
В контрольно-измерительных материалах (КИМ) есть место для решения, которое можно использовать как черновик: написать, зачеркнуть и исправить. После чего окончательный ответ нужно переписать в бланк.
На каждом рабочем месте участника экзамена устанавливается:
- для выполнения задания 13.1 — программа для работы с презентациями;
- для выполнения задания 13.2 — текстовый процессор;
- для выполнения задания 14 — программа для работы с электронными таблицами;
- для выполнения задания 15.1 — учебная среда исполнителя «Робот» или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот» (решение задания 15.1 может быть записано в простом текстовом редакторе);
- для выполнения задания 15.2 — система программирования используемая при обучении (задание предусматривает запись алгоритма на универсальном языке программирования).
В задания 13.1 и 13.2 внесён перечень допустимых форматов файла ответа.
На что обращают внимание при оценивании задания 13.1:
- Структура: 3 слайда, слайды соответствуют макету, название на титульном слайде, заголовки на 2 и 3 слайдах отвечают теме, изображения и текст соответствуют теме.
- Шрифт: единый тип шрифта, размер шрифта соответствует требованию.
- Изображения: размеры не искажены, нет перекрытия изображений, текста, изображения не сливаются с фоном.
На что обращают внимание при оценивании задания 13.2:
- Основной текст: размер шрифта, междустрочные интервалы, отступ первой строки, выравнивание текста соответствуют заданию; не используются пробелы для задания отступа первой строки и разрывыстрок для перехода на новую строку; начертание соответствует шаблону. Допускается не более 5 ошибок.
- Таблица: структура верная, заголовок и все столбцы оформлены в соответствии с заданием, выравнивание текста в столбцах, соответствие ширины таблицы и ширины текста. Допускается не более трёх ошибок: орфографических, пунктуационных, а также в расстановке пробелов между словами, знаками препинания; пропущенных слов.
На что обращают внимание при оценивании заданий 15.1:
- Алгоритм должен правильно работать при всех допустимых исходных данных. Это значит, что при смене обстановки для Робота, изменении длины стен, расстояния между ними и т.д., алгоритм должен работать корректно.
- Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного для учащихся. В частности, использование проверки «справа стена» вместо «не справа свободно».
- Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора решения.
На что обращают внимание при оценивании заданий 15.2:
- Предложено верное решение на любом языке программирования.
- Программа правильно работает на всех тестах, предложенных в задании.
Полчаса из общего времени на экзамене нужно заложить на перепроверку и запись ответов из черновика в бланк.
Почему важно изучить документацию
Процедура сдачи ОГЭ называется ГИА — государственной итоговой аттестацией. Полная информация об этом содержится в документах на сайте ФИПИ, таких как спецификация, кодификатор и демоверсия. Хотя документы написаны официальным языком, школьникам и родителям стоит их просмотреть, чтобы получить полное представление об экзамене.
Демоверсия включает примеры заданий, которые будут на реальном экзамене, а также ответы, решения и критерии оценивания. Обычно ученики изучают демоверсию КИМа до середины, заглядывают в ответы, но игнорируют критерии — это ошибка. Эксперты оценивают работы именно по критериям. Например, в задаче № 14 правильный ответ будет засчитан, даже если он записан не в ту ячейку, и способ решения не имеет значения.
В спецификации указана цель экзамена, например, что ОГЭ по информатике является этапом подготовки к ЕГЭ. Также из спецификации можно выяснить, что определения понятий на экзамене не запрашиваются — это не задача экзаменаторов.
Кодификатор перечисляет знания и навыки, которыми должен обладать выпускник для решения задач по информатике.
Как выработать стратегию подготовки
Для того чтобы создать общую стратегию подготовки, необходимо четко определить свою цель. Если ученик выбрал ОГЭ как один из простых предметов — это подразумевает один подход к подготовке. В то время как для школьника, стремящегося глубже изучить информационные технологии, потребуется совершенно другая стратегия.
Стратегия сдать и забыть
Подготовиться и успешно сдать ОГЭ по информатике можно без особых усилий, если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или учится в физико-матической школе. Таким ученикам будет достаточно прорешать демоверсии КИМов, доступные на сайте ФИПИ, и ознакомиться с видеоразборами заданий, которые есть в открытом доступе. Однако в этом случае рассчитывать на оценку выше тройки вряд ли стоит.
Стратегия изучить и сдать
Тем, кто интересуется предметом и намерен поступить в профильный класс или изучать IT-специальность, рекомендуем не ограничиваться подготовкой к экзамену, а углубиться в изучение информационных технологий с преподавателем. Рассмотрим преимущества полноценного обучения на примере курса Фоксфорда.
Информатика охватывает различные темы: программирование, алгоритмы, алгебру логики, системы счисления и графы (которые в школе именуются моделями). Курс подготовки к ОГЭ по информатике в Фоксфорде организован таким образом, чтобы студентам не наскучили однотипные экзаменационные задания. Мы предлагаем разбор разнообразных заданий с различным уровнем сложности.
Постепенно мы охватываем все необходимые темы и создаём базу для успешной отработки заданий ОГЭ. В итоге наши ученики не только осваивают предмет, но и умеют решать задачи, которые входят в экзамен.
Стратегия самостоятельного обучения
Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете. Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.
Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендуем изучать пособия Константина Полякова, Людмилы Босовой и Сергея Крылова. Поляков — доктор технических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга и автор методических материалов по информатике. Его учебники охватывают полный пятилетний курс информатики для 7–11 классов. Кроме основных учебников, К. Ю. Поляков также разработал 4 методические пособия для факультативного курса по программированию на языке Python.
В дополнение к базовому курсу будет полезно и интересно заняться программированием компьютерных игр или олимпиадным программированием. Опыт разработки игр и приложений будет востребован и после сдачи экзаменов, так как квалифицированные программисты имеют спрос по всему миру.
Какой язык программирования выбрать
Задачи на ОГЭ по информатике даются на 5 языках: Basic, Pascal, C/C++, Python, «КуМир». На экзамене нужно суметь прочитать задачу хотя бы на одном из них.
Basic — устаревший язык и сегодня редко используется для разработки приложений.
«КуМир» — школьный алгоритмический язык академика А. П. Ершова. К этому языку порой относятся с презрением, но для обучения он очень неплох: команды пишутся на русском, что выделяет его из ряда остальных языков и делает более понятным для начинающих. Далёкий от информатики человек поймёт «КуМир» сразу, а первую программу на этом языке напишет уже через неделю.
Pascal разработал швейцарский преподаватель Никлаус Вирт. Если «КуМир» создавался и остаётся обучающим, то Pascal попытались превратить в профессиональный язык. Разработчики двигаются в двух направлениях: язык Delphy и язык Pascal ABC, но сегодня они не популярны. Чтобы легче находить обучающие материалы и единомышленников, лучше выбирать удобный, практичный и популярный язык программирования.
Python — популярный и зрелый язык, который появился в 1991 году. Он умеренно сложен для начального обучения и при этом даёт богатые возможности профессиональным разработчикам.
С++ категорически не подходит для начального обучения. Это популярный, универсальный, современный, развивающийся язык (есть стандарты 2011, 2014, 2017 года), но весьма сложный для школьников.
Basic и Pascal — уже непопулярны, С++ сложен для новичка. Остаются Python и «КуМир». Python можно выучить с расчётом на использование в будущем. При этом «КуМир» проще других для изучения и его возможностей достаточно, чтобы сдать ОГЭ.
Поэтому советуем изучать «КуМир» или Python. Если же школьник уже знает Basic, и кроме сдачи ОГЭ у него цели нет, другой язык можно не учить.
Что нужно запомнить
1. Чтобы иметь полное представление о формате экзамена, стоит прочитать не только демоверсии, но и кодификатор со спецификацией на сайте ФИПИ.
2. ОГЭ по информатике — довольно простой экзамен, если готовиться к нему должны образом. Также он подходит будущим инженерам и разработчикам программного обеспечения в качестве ступени для подготовки к ЕГЭ.
3. От цели подготовки зависит стратегия: прорешивать ли только варианты заданий или взять полноценный курс информатики.
4. Если предстоит изучать язык программирования «с нуля», для сдачи ОГЭ подойдёт «КуМир», с прицелом на будущее лучше освоить Python.
5. В первой части экзамена лучше решать всё по порядку и записывать ответы в черновик. Перед тем как сдавать работу, нужно всё перепроверить и перенести правильные ответы в бланк.
6. Во второй части экзамена не стоит тратить время на выполнение всех заданий. Лучше сразу определится с тем, что вы будете делать: составлять презентацию или оформлять текст, писать код на КУМИРе и в Python, так как оценивается только одна работа в данных заданиях.