Как научить детей обращаться с деньгами: как правильно копить и тратить деньги

Помогаем детям обрести финансовую грамотность

Как научить детей обращаться с деньгами: как правильно копить и тратить деньги
Анастасия Ларионова
Анастасия Ларионова
Автор Фоксфорд.Медиа

Чтобы ребёнок не вырос транжирой, родители могут помочь ему научиться разумно тратить и копить деньги. Когда впервые можно поговорить о финансах с ребёнком и что именно посоветовать — отвечает методист.


АННА ПОЛЯКОВА,

методист по математике, занимается методическим сопровождением курса по финансовой грамотности

Почему нужно обсуждать деньги с детьми

Модели мышления формируются у человека в раннем детстве. Финансовые модели мышления тоже к ним относятся: дети наблюдают за тем, как распоряжаются деньгами их родители, запоминают это и воспроизводят в играх и реальной жизни. Дети, которые с раннего возраста учатся правильно относиться к деньгам, могут избежать в будущем крупных финансовых ошибок.

Как обсуждать деньги с детьми

  • Станьте для ребёнка примером разумного финансового поведения. Покажите, что вы в первую очередь покупаете необходимое, а потом, если останутся дополнительные деньги, приобретаете «необязательные» вещи.
  • Составляйте список покупок вместе с ребёнком. Проговаривайте, какие продукты вам нужны, а какие вы купите в конце похода в магазин. Это покажет ребёнку, как расставлять приоритеты.
  • Регулярно разговаривайте с детьми о деньгах. Обсудите семейный бюджет. Спросите, понимает ли ребёнок, что это и из чего он состоит. Объясните, что деньги, которые зарабатывают родители, регулярно тратятся на еду, воду, электричество, интернет, одежду, лекарства, образование, семейные поездки, походы в кино, игрушки. Объясните разницу между обязательными тратами и желаемыми. Без еды или оплаты ЖКХ нельзя обойтись, а без похода в кино или новой игрушки — можно.
  • Расскажите о планировании бюджета, предложите ребёнку начать копить деньги на что-то желаемое. Можно даже посоветоваться с ребёнком и выбрать ему профессиональный курс финансовой грамотности для его возраста.
  • Будьте аккуратны в выражениях во время разговоров про деньги. Некоторые установки могут препятствовать развитию финансовой грамотности. Например, наставления вроде «Деньги тяжело зарабатывать» и «Не в деньгах счастье» могут создать ограничивающие убеждения и дополнительную тревожность в будущем.
  • Объясните, кто такие мошенники и как обезопасить себя от взаимодействия с ними. Можно сказать, что мошенники — это люди, которые пытаются обманом забрать деньги у других людей. Объяснить, что это преступление. В качестве примера маленьким детям можно привести лису Алису и кота Базилио. Расскажите ребёнку о том, что существуют различные мошеннические схемы: финансовые пирамиды, телефонное мошенничество, мошенничество в интернете. Разговаривая об этом, используйте формулировки, понятные ребёнку, ориентируйтесь на его возраст.

    Скачать шаблон расписания уроков

    Заполните его вместе с ребёнком,
    чтобы упорядочить школьные будни

    Получить чек-лист Готово

Когда можно начать обсуждать деньги с детьми?

Показать, как обращаться с деньгами, можно в игровом формате. Начать «ходить в магазин» с ребёнком можно хоть в два года. Покажите, что, если игрушка хочет что-то купить, ей нужно определённое количество денег. Если денег будет слишком много, игрушка получит сдачу.

Также со временем дети могут самостоятельно что-то покупать в магазине: рекомендуется начинать с шести лет. К этому возрасту важно объяснить, как выглядят деньги, сколько они стоят и что на них можно приобрести. И конечно же, важно, чтобы ребёнок мог самостоятельно уметь считать деньги, которые он тратит.

Ребёнок начинает учиться распоряжаться финансами с появлением у него карманных денег. Попробуйте давать ребёнку фиксированную сумму, которая устроит и вас, и его. Эту практику можно вводить, например, с младших классов. Объясните, что суммы, которую выдают родители, хватит на всё (или многое), если правильно распределять расходы: не тратить всё сразу, учиться откладывать.

Как давать ребёнку карманные деньги

Карманные деньги не должны быть инструментом похвалы или наказания и не должны зависеть от настроения родителей. В противном случае ребёнок может начать воспринимать деньги как единственную мотивацию что-либо сделать.

Маленьким детям может быть сложно планировать траты на большой период времени, поэтому сначала лучше давать ребёнку деньги на день. С возрастом можно увеличить и сумму, и временной промежуток. Например, сначала до двух недель, затем до месяца — как зарплату.

Если у ребёнка есть деньги на карманные расходы, но их не хватает на мечту, объясните ребёнку, как их откладывать. Предложите завести копилку и положите в неё вместе первые деньги.

Иллюстрация: Andreas Kruszakin-Liboska / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: