Логотип Фоксфорд

4 вида мотивации: как правильно поддерживать ребёнка

Вместе с психологом домашней онлайн-школы «Фоксфорда» разбираемся, как устроена детская мотивация. В статье мы рассматриваем внутреннюю и внешнюю, положительную и отрицательную мотивацию. А также приводим практические советы на каждый случай.
В этой статье
    __wf_reserved_inherit

    Елена Петрусенко,

    практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста.

    Как работает мотивация

    Мотивация — это топливо, которое заставляет нас действовать. В мозге за неё отвечает система вознаграждения: когда мы делаем что-то полезное, выделяется дофамин — гормон удовольствия.

    Но мозг ребёнка работает иначе, чем у взрослого:

    • до 12 лет дети хуже контролируют импульсы;
    • им сложно думать о долгосрочных результатах;
    • они больше реагируют на «здесь и сейчас».

    Поэтому просто сказать «учись — пригодится» недостаточно. Нужно искать индивидуальный метод мотивации ребёнка.

    4 вида мотивации

    • Внутренняя мотивация. Когда ребёнок занимается чем-то по собственному желанию, без давления. Формируется через интересные задания и маленькие победы, потом превращается в устойчивую привычку. Лучше всего работает у подростков, которые уже понимают ценность обучения.

    • Внешняя мотивация. Основана на поощрениях и требованиях со стороны. Сюда входят похвалы, оценки, обещания наград. Важно использовать дозированно, чтобы не превратить в систему подкупа. Работает эффективнее, когда родители сами подают пример.

    • Положительная мотивация. Строится на поддержке и одобрении. Ключевое правило — хвалить за реальные достижения, а не просто так. Для малышей важна похвала за старание, для подростков — признание результатов. Главное — соблюдать баланс между поддержкой и здоровой критикой.

    • Отрицательная мотивация. Использует страх и давление, но требует особой осторожности. Жёсткие наказания дают лишь временный эффект. Гораздо полезнее конструктивная критика: не «ты сделал плохо», а «давай найдём способ сделать лучше». Важно критиковать поступки, а не личность ребёнка.

    Самый эффективный подход — комбинировать разные виды мотивации. Например, поддерживать внутренний интерес ребёнка, иногда использовать разумные поощрения и всегда давать доброжелательную обратную связь.

    Как работать над внутренней мотивацией

    Внутренняя мотивация — это искреннее желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности. Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала, достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам. С подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно, даже знают, чем хотят заниматься в жизни.

    Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты, интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться.

    Как работать над внешней мотивацией

    Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей.

    Хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны.

    Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

    Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

    Как поддерживать положительную мотивацию

    Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения. Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.

    Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение.

    Как использовать отрицательную мотивацию

    Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика.


    Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».

    Резюме

    Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной