Как провести лето так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые недели

Что делать, если на носу середина июля, а планы на лето так и остались планами

Как провести лето так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые недели
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Ставить цели и достигать их на летних каникулах

Стать лучшей версией себя

Откладывать дела на лето вполне естественно. На долгих каникулах больше времени, которое можно посвятить полезным занятиям: возобновить спортивные тренировки, прокачать английский, разгрести завалы в комнате, подтянуть школьные предметы и начать правильно питаться.

Даже если половина лета позади, остаётся достаточно времени, чтобы стать чуточку образованнее, организованнее и энергичнее.

Не забыть школьные предметы

Школьники, которые расслабляются на протяжении двух-трёх месяцев, забывают выученное в школе. Учебные «потери» можно оценить в один месяц школьных занятий, при этом математика забывается легче, чем навыки работы с текстом, а старшеклассники забывают больше, чем их младшие товарищи.

Получить максимум от отдыха

Как это ни парадоксально, занятия помогают чувствовать, что каникулы удались. Люди, которые осуществили запланированное в период отдыха, испытывают большее удовлетворение, вернувшись к учёбе или работе. Это касается и развлечений, и труда.

Количество и масштаб поставленных целей не имеет значения. Чем больше у школьника останется нереализованных фантазий насчёт лета, тем более несчастным он будет чувствовать себя 1 сентября.

К чему нужно подготовиться

Летние занятия отличаются от школьных. Рассмотрим, как перемена обстановки может помешать достижению целей, и как справиться с препятствиями.

Мотивация

Учитель говорит, что изучать, как изучать и на каком материале отрабатывать навыки. Он же проверяет и оценивает работу — контролирует прогресс и даёт обратную связь. Чтобы самостоятельно поставить учебные задачи, определить объём работы на каникулах и критерии успеха, нужно приложить особые усилия.

В классе легче делать рутинную работу, потому что все вокруг делают то же самое, а конкуренция, игры и дискуссии мотивируют добиваться результатов.

При самостоятельном обучении гораздо проще отвлечься на соцсети или отложить учёбу на завтра.

Когда внешних целей в виде хороших отметок в журнале нет, нужно придумать собственные. Главное — понять, зачем заниматься, что хорошего получится из учёбы летом. Стоит уделить этому некоторое время и составить список занятий и выгод от них. Может оказаться, что некоторые цели не стоят потраченных усилий, и навёрстывать пропущенные темы по химии или качать пресс не стоит.

Цель должна быть конкретной и достижимой: не «выучить географию на год вперёд», а «прочитать первый раздел учебника и сделать конспект каждой темы». Или разобрать тему «Производные функций» и решить 20 заданий, выучить 50 неправильных английских глаголов и т.д. Даже если учителя рядом нет, можно выбрать подходящий по продолжительности и темам видеокурс и следовать ему.

Регулярность и кооперация

В течение учебного года режим школьника подчиняется определённому ритму. Ученики встают в одно и то же время и учатся по жёсткому недельному расписанию.

Летом многие расслабляются и пренебрегают режимом дня. Поскольку нет веской причины вставать по будильнику, заставить себя просыпаться ради учёбы не получается.

Чтобы заниматься регулярно и без пропусков, стоит найти хотя бы одного единомышленника. Пропустить занятие, когда тебя ждёт товарищ, труднее, чем просто позволить себе побездельничать денёк-другой. К тому же совместные занятия и тренировки помогают быстрее добиваться результатов, ведь вместе легче разбирать сложные задания и придерживаться намеченного плана.

Даже если одноклассники разъехались, а друзья не горят желанием заниматься летом, выход есть. Можно найти целеустремлённых ребят в своём городе через соцсети и выбрать удобное место для пробежек, изучения геометрии или просмотра фильмов на английском. Не хуже вариант общения по скайпу — в назначенное время можно созваниваться и заниматься учёбой, а за спортивными успехами друг друга следить в специальных приложениях.

Занятия в паре или мини-группе обычно регулярнее, веселее и продуктивнее, чем в одиночестве.

Кнут и пряник

В течение учебного года роль пряника играют хорошие отметки, дипломы и грамоты. Награждать себя за работу на каникулах необходимо, но делать это лучше на основе современных научных фактов о работе мозга и мотивации. За каждое выполненное задание нужно назначить небольшой приз: пройтись до магазина за мороженым, посмотреть эпизод сериала, прочитать 30 страниц любимой книги или поиграть на телефоне.

За прогулы и недостаточное усердие на уроках школьник получит более низкие баллы и хуже проявит себя на экзаменах. Если же отказаться от учёбы на летних каникулах, ничего ужасного не произойдёт. Горечь сожаления об упущенном времени легко забывается.

Самому наказать себя за недостаток прилежания проблематично, для этого нужна сила воли. За отлынивание одинокие школьники лишают себя вкусностей или отказываются на день от соцсетей. В группе поощрения и штрафы более разнообразны.

Товарищи по летним занятиям учреждают наградной фонд, например, из книг, учебных принадлежностей или шоколадок. Его цель не обогащение, а мотивация, приз достаётся самому успешному ученику. За пропуски занятий и невыполненные задания назначают ответственность в виде приседаний, чтения вслух или ношения накладных усов на людях.

Ещё один способ мотивировать себя и в индивидуальной, и в групповой работе — визуализация. Можно ставить галочки напротив выполненных заданий в списке, закрашивать сегменты диаграммы пропорционально объёму сделанной работы или двигать фишку на игровом поле по мере решения задач. Большую работу следует разбивать на несколько задач, которые можно выполнить в течение 1-2 часов. Когда человек видит свои успехи, это служит поощрением для мозга и подкрепляет желание учиться дальше. Невролог и педагог Джуди Уиллис говорит, что ставить перед собой нужно задачи «сложные, но достижимые». Ведь простые задачи выполнять скучно, а за невыполнимые даже браться не хочется.

С чего начать занятия летом

Составить план на каждый день

Какая бы цель ни стояла — прорешать 5 тестовых вариантов ЕГЭ по русскому или пробежать полумарафон — к ней нужно двигаться каждый день, но небольшими шагами.

Если сейчас усидчивости и знаний хватает, чтобы решить половину из 26 заданий теста ЕГЭ, для начала уже неплохо. Разбирая по одному заданию раз в пару дней, через месяц школьник сможет выполнить тест полностью. До осени останется пара недель, чтобы решить четыре из пяти запланированных вариантов и даже попробовать написать сочинения.

Если сегодня ученик может пробежать 2300 м, то начать следует именно с этой дистанции и прибавлять к каждой тренировке не более 10% расстояния. Тот, кто будет бегать 3 раза в неделю, сможет пробежать 10 км к 1 сентября.

Как посчитать дневной объём работы:

  1. Определите свои знания и навыки. Сколько произведений из списка литературы вы уже прочитали, сколько раз можете отжаться от пола, сколько тем из ОГЭ по истории знаете.
  2. «Отнимите» из желаемого уровня достижений свой нынешний. Например, из 69 тем экзамена вы знаете ноль — это тоже результат. Можете отжаться 1 раз и ещё чуточку, а хотелось бы 10, значит, не хватает ещё честных 9 отжиманий.
  3. Разделите объём необходимой работы на оставшееся время каникул. От середины лета до 1 сентября 7 недель: 69 тем экзамена разделить на 7 недель получается примерно 10 тем в неделю, то есть нужно изучать 1-2 темы каждый день. С отжиманиями проще — нужно добавлять всего по одному в неделю.
  4. Оцените масштаб предстоящей работы. Каждый день заниматься историей на каникулах под силу только настоящему фанатику, так что стоит пересмотреть полученные цифры и сделать более реалистичный расчёт.

Например, будущий девятиклассник готов изучать одну тему в неделю: читать учебник, работать с атласом, выполнять задания тренировочных КИМов ОГЭ по изученному вопросу. Значит из 69 тем к новому учебному году он изучит 7. Не так много, как хотелось бы, но гораздо больше, чем ничего.

Отжиматься по одному разу в день целую неделю слишком легко, так что цель в 10 отжиманий любой достигнет в два счёта. В этом случае можно поменять цель через пару недель или сразу повысить ставки до 30 отжиманий за 7 недель.

Начать с минимума

Если этой статьи недостаточно, чтобы с рвением взяться за дело, стоит придерживаться китайской философии кайдзен: путь в тысячу ли начинается с одного шага. Нужно выбрать самое крошечное усилие, на которое способен человек, чтобы начать двигаться к намеченной цели.

Если ученику страшно даже подумать о подготовке к ОГЭ, достаточно в первый день только скачать с сайта ФИПИ архив материалов: демоверсию, кодификатор и спецификацию. Если трудно пробежать 1 км, можно пройти его пешком для начала. Неправильные глаголы можно найти и распечатать — уже кое-что!

Если каждый день делать хотя бы немного, через неделю положение дел существенно изменится.

Что запомнить

  1. Есть три причины заниматься летом: саморазвитие, поддержание уровня знаний, удовлетворение от полезных дел и результатов собственных усилий.
  2. Побудить себя заниматься на каникулах трудно по ряду причин, но выход есть. Нужно поставить привлекательные цели, собрать группу единомышленников и придумать систему поощрений и наказаний.
  3. Движение к цели лучше отражать графически, чтобы видеть свои успехи, радоваться и двигаться дальше.
  4. Задачу на каникулы нужно ставить с учётом своих реальных возможностей. Лучше сделать немногое, но качественно, чем замахнуться на большое и бросить.
  5. От общих слов следует перейти к конкретным измеримым и выполнимым заданиям на каждый день. Мини-цели на день должны быть сложными, но посильными.
  6. Даже крошечное усилие приближает к поставленной цели. Лучше позаниматься 1 минуту, чем не сделать ничего.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей