Земля в иллюминаторе: как учиться на Физтехе, наблюдать за спутниками и получать «космический» опыт

Почему стоит задуматься о профессии ещё в школе

Земля в иллюминаторе: как учиться на Физтехе, наблюдать за спутниками и получать «космический» опыт
Александр Пигулевский
Александр Пигулевский
выпускник «Фоксфорда», программист ПАО МАК «Вымпел»

«Фоксфорду» — 10 лет. Нам небезразлична судьба наших выпускников, мы радуемся их успехам и достижениям. В честь юбилея мы сделали с ними специальную серию интервью. Сегодня про свою жизнь в школе и после неё рассказывает Александр Пигулевский, выпускник «Фоксфорда», программист ПАО МАК «Вымпел».

Подготовка и поступление на Физтех

Я учился в московской школе рядом с домом. Школа была с гуманитарным уклоном, а меня интересовали математика и физика, однако возможности ездить на дополнительные занятия не было. Так я начал учиться онлайн: сначала индивидуально с преподавателем, а затем на курсах.

Учился я всегда хорошо и школу окончил с медалью. С 5 класса пробовал силы в разных олимпиадах и даже выходил на городской этап Всероссийской олимпиады по физике, но большего не достиг. Бонусы для поступления я решил завоевать на перечневых олимпиадах.

О «Фоксфорде» (тогда он назывался «100ЕГЭ») узнал, когда смотрел видеоразборы олимпиадных заданий. Оказалось, занятия по математике и физике ведут преподаватели из МФТИ. Онлайн-уроки проходили на интерактивной платформе, где объясняли теорию и решали задачи. Задание проверялось автоматически, в случае ошибок давались подсказки, а решение можно было обсудить с преподавателем в чате.

Я начал заниматься на курсах подготовки к олимпиадам с 9 класса и добился отличных результатов:

  • диплом призёра I степени «Московской олимпиады школьников по физике»,
  • диплом победителя олимпиады I степени по физике СПбГУ «Барсик»,
  • диплом призёра II степени «Объединённой межвузовской математической олимпиады»,
  • диплом призёра II степени олимпиады «Физтех».

Каждая из этих олимпиад при зачислении давала 100 баллов ЕГЭ по соответствующему предмету, а по результатам «Барсика» на физфак МГУ принимали без вступительных экзаменов. Экзамены я тоже сдал на высокие баллы, хотя специально к ним не готовился. Я брал некоторые задания, разбирал, но они казались скучными. Олимпиады требуют более глубоких предметных знаний, так что я рассчитывал написать ЕГЭ без особого труда и не ошибся. Мои результаты ЕГЭ:

  • математика — 84,
  • физика — 98,
  • русский — 100.

Думая о поступлении в старших классах, я выбирал между физфаком МГУ и МФТИ. Забавно, но выбрать Физтех мне посоветовал школьный учитель, выпускник мехмата МГУ. Я общался со студентами обоих вузов, учился у преподавателей МФТИ в «Фоксфорде», и решил, что Физтех мне ближе по духу.

Учёба и работа в МФТИ

Поступить в МФТИ для меня было верхом надежд, так что о конкретной специальности я даже не думал, а после зачисления выбрал факультет радиотехники и кибернетики.

На первом курсе учёба давалась тяжело: сдать что-то на «трояк» было достижением для меня. То, что раньше мне казалось сложными задачами и требовало больших усилий, в институте оказалось минимумом, который все должны понимать и решать. Несмотря на трудности, я не сомневался в своём выборе и даже пребывал в эйфории от мысли, что учусь в лучшем вузе. Это придавало сил.

На третьем курсе я выбрал кафедру информационных систем. Это не институтская, а базовая кафедра компании «Вымпел». Во внутреннем студенческом рейтинге кафедр она занимает невысокие позиции, но мне показалось, что здесь интересно.

Наша кафедра даёт возможность решать практические задачи и получить опыт работы по специальности. Мы изучаем интерфейсы взаимодействия между базами данных, работу с большими данными и методы обработки графической информации. Моя работа связана с наблюдением за спутниками и космическим мусором.

Приведу пример задачи, которую мы решаем. Телескопы постоянно делают снимки неба. Компьютер должен сверять изображение на снимках с данными каталога спутников. Для этого нужен план наблюдения, ведь телескоп охватывает только часть видимого пространства. Компьютер должен следить за всем, что пролетает и попадает в кадр телескопа. Мы разрабатываем программы, которые отличают звезду от мусора или спутника, а также обнаруживают неизвестные спутники. Всё это позволяет контролировать траектории спутников и следить, чтобы они не отклонились от своей орбиты.

В 2018 году я окончил бакалавриат факультета радиотехники и кибернетики, а сейчас учусь в магистратуре, планирую поступить в аспирантуру. Пока мне нравится работа на кафедре, но в будущем собираюсь открыть свою фирму по созданию научного программного обеспечения.

Советы абитуриентам

Обязательно стоит задумываться о профессии ещё в школе. Необходимо понимать сферу своих интересов и делать упор на соответствующие предметы. Также нужно заниматься самоанализом, замечать, что получается лучше, что хуже. Профессия и интересы могут со временем поменяться — это нормально. Главное, заниматься тем, что близко: работать с людьми или строить сложные схемы в одиночку. При этом не имеет значения, будет это техническая или гуманитарная сфера.

Темп учёбы в МФТИ очень быстрый, а задачи нетривиальные. Здесь развивается умение переключаться между задачами, подстраиваться под ситуацию, не зацикливаться на привычном. На Физтехе я научился вычленять необходимые данные из огромных объёмов информации, выбирать, что важно, а на что не стоит тратить время.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей