<<Лид>>
Иногда желание учиться пропадает, снижается интерес к предметам и занятиям, концентрация и успеваемость. Важно понимать, что это не лень или слабость, а сигнал организма о том, что что-то идёт не так и пора разобраться в причинах этого состояния.
Вот что можно сделать.
1. Разобраться в причинах потери сил и желания учиться
Анастасия Митрофанова считает, что причины потери мотивации к учёбе зависят от того, в какой ситуации находится ребёнок. Важно понимать: учебная мотивация отсутствует уже в начале года или она пропала спустя месяц или более после начала учёбы.
Если желания учиться нет уже в начале года, нужно посмотреть на персональную учебную мотивацию — на цели в жизни и в учёбе — и обдумать, как жизненные цели можно раскрыть через учебные.
Если же в начале учебного года учиться хотелось, но в какой-то момент учебная мотивация пропала, то, скорее всего, это следствие какой-то из причин ниже.
Недосып
Недосып — один из главных врагов продуктивности, в том числе и учебной. Во время сна наш мозг обрабатывает информацию, полученную за день, и создаёт новые нейронные связи, что особенно важно детям после учебного дня.
При недосыпании истощается нервная система и ослабляется иммунная — из-за чего часто плохое настроение, низкая мотивация, нежелание идти на занятия, а нередко и болезни. В таком состоянии усваивать новую информацию и эффективно учиться практически невозможно.
Особенно часто с недосыпом сталкиваются в средней школе. Это связано с физиологическими изменениями в организме подростка в пубертатный период. Например, гормон сна, мелатонин, у подростков начинает вырабатываться позже, чем в детском возрасте, и время бодрствования смещается. Иногда школьники стараются восполнить недостаток сна тем, что спят в выходные дни по 12 и больше часов, но на самом деле это ещё сильнее рушит их режим.
Учащиеся старших классов, как правило, загружены дополнительными занятиями с репетиторами, ощущают груз ответственности и от этого испытывают стресс — отсюда появляется недосып.
Конфликты в школе и дома
Конфликты — как в школе, так и дома — снижают мотивацию к учёбе. Напряжение в отношениях с родителями, конфликты с одноклассниками или учителями создают негативный эмоциональный фон, который мешает сосредоточиться на учёбе.
Информационная перегрузка и стресс
Каждый день учащиеся сталкиваются с огромным потоком информации. Разговоры с друзьями, одноклассниками и родителями, новости в социальных сетях, новые материалы на занятиях, домашние задания — мозг не успевает обрабатывать такой объём информации, и происходит «информационная перегрузка». Перенасыщение информацией негативно сказывается на эмоциональных и интеллектуальных способностях человека, а при долгом нахождении в информационном поле развивается, например, синдром хронической усталости.
<<Лидген для статьи>>
Стресс от оценивания и экзаменов
Страх получить плохую оценку, не оправдать ожидания родителей или учителей, не поступить в желаемый вуз создаёт огромное давление и отбивает всякое желание учиться.
2. Заручиться поддержкой родителей и близких
Анастасия Митрофанова считает, что разговор по душам с родителями или другими близкими людьми о том, что вы чувствуете, существенно снизит уровень стресса и тревоги. Даже если родители и друзья не смогут решить за вас задачу по алгебре, они способны оказать важную эмоциональную поддержку, помочь найти выход из сложной ситуации и напомнить, что ценность человека не определяется отметками.
3. Переключайтесь, если нет сил учиться
Когда кажется, что совсем нет сил учиться, важно прислушаться к себе и дать себе возможность восстановиться — считает психолог. Не стоит бросать учёбу, временно делайте минимум из того, что от вас требуется, а основной фокус внимания переведите на поиск ресурсов. Вот несколько вариантов, что может помочь восполнить энергию.
Пассивный отдых как средство восстановления
Если вы чувствуете сильную усталость, прислушайтесь к своему организму — возможно, ему необходим пассивный отдых:
- здоровый сон — спите не меньше 7–8 часов ночью. Днём при необходимости тоже можно спать — если вы сильно устали, выделите 15–20 минут на короткий дневной сон;
- ничегонеделание — пока вы бездельничаете, просто смотрите в окно или думаете «ни о чём», в вашем сознании происходят очень важные процессы, например, в такие моменты лучше усваивается информация. Поэтому полезно время от времени находиться наедине с собой;
- прогулки на свежем воздухе — не только помогают отвлечься от учебных будней, но и насыщают мозг кислородом, снижают уровень кортизола (гормона стресса) и способствуют выработке эндорфинов (гормонов счастья). Нилофер Мерчант в выступлении на TED Talk про пользу прогулок сказала: «Свежий воздух стимулирует свежие мысли». — Хорошее высказывание.
Занятия творчеством для перезагрузки
По мнению Анастасии Митрофановой, творчество отлично помогает дать выход эмоциям. Рисование, лепка, игра на музыкальном инструменте, писательство, фотография — подойдёт любой вид искусства, главное — найти то, что вам по душе. Процесс создания чего-то нового увлекает, помогая забыть на какое-то время о своих проблемах, тревожащих мыслях и повседневных задачах.
Спорт как способ снять напряжение
Дарья Шестакова, психолог платформы Alter, рассказывает о пользе занятий спортом для здоровья: «Когда человек совершает какие-либо движения, в мозге запускается процесс нейрогенеза — образования новых нейронных связей, который благоприятно сказывается как на физическом, так и на ментальном здоровье. Кроме того, физическая активность способствует выработке веществ, отвечающих за регуляцию настроения, мотивацию и ощущение удовольствия, — серотонина, дофамина и эндорфинов». Это улучшает настроение и память, снижает уровень кортизола, повышает уверенность в себе и развивает когнитивные функции.
Занимаясь спортом, можно выплеснуть неприятные эмоции, например гнев или обиду. По мнению Дарьи Шестаковой, спорт позволяет снять психическое напряжение.
Самообразование и расширение кругозора
Если вам скучно на уроках, сфокусируйтесь на любимых занятиях. Когда человек долгое время изучает одно и то же, у него замыливается глаз, говорит Анастасия Митрофанова. «Другими словами, свежесть восприятия происходящего вокруг утрачивается. Переключение на занятия, приносящие удовольствие, заряжает положительными эмоциями, от чего повседневные задачи, в том числе и учебные, начинают казаться интереснее». Чтобы освежить своё восприятие, займитесь самообразованием и расширением кругозора в своих увлечениях. Если же у вас нет хобби, то подумайте, чем вам было бы интересно заниматься, и попробуйте это реализовать.
<<Блок перелинковки>>
Советы по поддержанию мотивации
Планирование и распределение нагрузки
Составляйте реалистичный график, в котором будет выделено время на учёбу, отдых и хобби. Но не забывайте о собственных потребностях и расставляйте приоритеты. Прислушивайтесь к себе и отмечайте, когда нагрузки слишком много и лучше от чего-то отказаться, например от встречи с друзьями, если скоро важная контрольная, или от дополнительного репетитора, если занятия с ним уже не вписываются в расписание.
Умение делать перерывы и отдыхать
Техники тайм-менеджмента не дадут забыть о перерывах на отдых. Среди самых известных — техника помидора. Суть техники в том, чтобы выполнять задачу в течение 25 минут, а затем делать пятиминутный перерыв. Важно чередовать работу и отдых, для этого используется таймер (изначально обычный кухонный в виде томата — отсюда и название). Можно устанавливать свои отрезки времени. Главное — включить отсчёт и сразу приступить к работе.
Поиск внутренней мотивации и постановка целей
Анастасия Митрофанова считает, что наличие внутренней мотивации даёт человеку стимул действовать. Задайте себе вопрос: какие выгоды я получу, если буду хорошо учиться? Составьте подробный список с плюсами и минусами конкретных предметов. Чёткое понимание того, зачем вам нужны знания, помогает не сбиться с пути и сохранить интерес к учёбе.
Теперь, когда вы лучше понимаете, для чего вам необходимо образование, сформулируйте свою цель (или цели) по критериям SMART — это аббревиатура из пяти букв. Раскроем каждый пункт на примере учёбы:
- конкретность (specific) — формулировка цели должна чётко описывать, чего вы хотите достичь, без общих фраз. Например, вместо общего «Хочу учиться лучше», конкретизируйте: «Я хочу повысить свою оценку по математике до четвёрки к концу семестра»;
- измеримость (measurable) — ставьте задачу таким образом, чтобы результат можно было измерить. Это значит, что нужно установить критерии, по которым вы сможете понять, что приближаетесь к своей цели. Например, если ваша цель — получить 4 за семестр по математике, вы можете отслеживать свои оценки за контрольные, чтобы увидеть, как вы движетесь к этой цели;
- достижимость (achievable) — убедитесь, что цель возможно достичь. Если у вас сейчас 2 балла по математике, не ставьте цель сразу получить 5 — лучше постепенно повышать свою оценку, например на 1 балл за один семестр. Здесь важно оценивать и то, насколько реалистично за короткие сроки выполнить задачу;
- значимость (relevant) — проверьте, согласуется ли задача с вашими ценностями, желаниями и возможностями. Например, если вы хотите стать врачом, цель «улучшить оценки по биологии и химии» релевантна вашим карьерным устремлениям;
- привязанность к определённому сроку (time-bound) — у цели должны быть конкретные сроки выполнения. Например, вместо «Я хочу повысить балл по алгебре» скажите: «Я хочу повысить балл по алгебре к концу семестра».
Сейчас цель выглядит слишком общей и непонятно, как к ней подступиться, поэтому следует разбить её на более маленькие подцели или оформить в виде задач. Пропишите конкретные шаги, как будете достигать цели.
Не забудьте о способах самоподдержки (она точно понадобится на этом непростом пути):
- записывайте выполненные дела в дневник — так вы будете видеть свой прогресс;
- повесьте на стену изображения и цитаты, отражающие ваши цели (что может быть более вдохновляющим?);
- визуализируйте достижение цели и представляйте, какие эмоции вы испытаете, когда она осуществится;
- подумайте о способах самовознаграждения — это может быть отдых с залипанием в телефоне или покупка чего-то желанного;
- делитесь своими целями с близкими, чтобы получить поддержку и похвалу — вы её точно заслуживаете.
Заключение
Анастасия Митрофанова, как психолог, который часто сталкивается с подобными проблемами, даёт напутствие тем, кто потерял желание учиться: «Все наши чувства нормальны, и важно относиться к себе с пониманием и принятием, ведь потеря желания учиться — это нормальное и распространённое явление. Важно прислушиваться к себе, своевременно отдыхать, не бояться просить помощи у близких и искать то, что будет вас вдохновлять и не давать сдаваться. Будьте бережны к себе и помните, что желание учиться обязательно вернётся».