Иногда желание учиться пропадает, снижается интерес к предметам и занятиям, концентрация и успеваемость. Важно понимать, что это не лень или слабость, а сигнал организма о том, что что-то идёт не так и пора разобраться в причинах этого состояния.
1. Разобраться в причинах потери сил и желания учиться
Анастасия Митрофанова считает, что причины потери мотивации к учёбе зависят от того, в какой ситуации находится ребёнок. Важно понимать: учебная мотивация отсутствует уже в начале года или она пропала спустя месяц или более после начала учёбы.
Если желания учиться нет уже в начале года, нужно посмотреть на персональную учебную мотивацию — на цели в жизни и в учёбе — и обдумать, как жизненные цели можно раскрыть через учебные.
Если же в начале учебного года учиться хотелось, но в какой-то момент учебная мотивация пропала, то, скорее всего, это следствие какой-то из причин ниже.
Недосып
Недосып серьёзно влияет на продуктивность и успеваемость. Во время сна мозг обрабатывает дневную информацию и формирует новые нейронные связи, что особенно важно для школьников.
Последствия недосыпа включают истощение нервной системы, ослабление иммунитета, снижение мотивации и ухудшение настроения. В таком состоянии эффективное обучение практически невозможно.
Проблема особенно актуальна для школьников средних классов из-за физиологических изменений в подростковом возрасте. У подростков позже вырабатывается мелатонин, что смещает время бодрствования. Попытки компенсировать недосып длительными выходными только нарушают режим.
Старшеклассники часто страдают от недосыпа из-за дополнительных занятий, стресса и повышенной ответственности.
Конфликты в школе и дома
Конфликты — как в школе, так и дома — снижают мотивацию к учёбе. Напряжение в отношениях с родителями, конфликты с одноклассниками или учителями создают негативный эмоциональный фон, который мешает сосредоточиться на учёбе.
Информационная перегрузка и стресс
Информационная перегрузка — актуальная проблема современных школьников. Ежедневный поток информации включает общение с друзьями и родителями, соцсети, учебные материалы и домашние задания.
Последствия перегрузки проявляются в снижении эмоциональных и интеллектуальных способностей. Длительное пребывание в информационном поле может привести к синдрому хронической усталости.
Стресс от оценивания и экзаменов
Страх получить плохую оценку, не оправдать ожидания родителей или учителей, не поступить в желаемый вуз создаёт огромное давление и отбивает всякое желание учиться.
2. Заручиться поддержкой родителей и близких
Анастасия Митрофанова считает, что разговор по душам с родителями или другими близкими людьми о том, что вы чувствуете, существенно снизит уровень стресса и тревоги. Даже если родители и друзья не смогут решить за вас задачу по алгебре, они способны оказать важную эмоциональную поддержку, помочь найти выход из сложной ситуации и напомнить, что ценность человека не определяется отметками.
3. Переключайтесь, если нет сил учиться
Когда кажется, что совсем нет сил учиться, важно прислушаться к себе и дать себе возможность восстановиться — считает психолог. Не стоит бросать учёбу, временно делайте минимум из того, что от вас требуется, а основной фокус внимания переведите на поиск ресурсов. Вот несколько вариантов, что может помочь восполнить энергию.
Пассивный отдых как средство восстановления
Если вы чувствуете сильную усталость, прислушайтесь к своему организму — возможно, ему необходим пассивный отдых:
Полноценный сон — не менее 7–8 часов ночью. При сильной усталости допускается короткий дневной сон (15–20 минут).
Время на отдых — периоды «ничегонеделания» важны для усвоения информации. Полезно иногда оставаться наедине с собой, просто размышляя или наблюдая за окружающим миром.
Прогулки на свежем воздухе — помогают:
- снизить уровень стресса;
- насытить мозг кислородом;
- выработать эндорфины;
- стимулировать творческое мышление.
Занятия творчеством для перезагрузки
По мнению Анастасии Митрофановой, творчество отлично помогает дать выход эмоциям. Рисование, лепка, игра на музыкальном инструменте, писательство, фотография — подойдёт любой вид искусства, главное — найти то, что вам по душе. Процесс создания чего-то нового увлекает, помогая забыть на какое-то время о своих проблемах, тревожащих мыслях и повседневных задачах.
Спорт как способ снять напряжение
Дарья Шестакова, психолог платформы Alter, рассказывает о пользе занятий спортом для здоровья: «Когда человек совершает какие-либо движения, в мозге запускается процесс нейрогенеза — образования новых нейронных связей, который благоприятно сказывается как на физическом, так и на ментальном здоровье. Кроме того, физическая активность способствует выработке веществ, отвечающих за регуляцию настроения, мотивацию и ощущение удовольствия, — серотонина, дофамина и эндорфинов». Это улучшает настроение и память, снижает уровень кортизола, повышает уверенность в себе и развивает когнитивные функции.
Занимаясь спортом, можно выплеснуть неприятные эмоции, например гнев или обиду. По мнению Дарьи Шестаковой, спорт позволяет снять психическое напряжение.
Самообразование и расширение кругозора
Если вам скучно на уроках, сфокусируйтесь на любимых занятиях. Когда человек долгое время изучает одно и то же, у него замыливается глаз, говорит Анастасия Митрофанова. «Другими словами, свежесть восприятия происходящего вокруг утрачивается. Переключение на занятия, приносящие удовольствие, заряжает положительными эмоциями, от чего повседневные задачи, в том числе и учебные, начинают казаться интереснее». Чтобы освежить своё восприятие, займитесь самообразованием и расширением кругозора в своих увлечениях. Если же у вас нет хобби, то подумайте, чем вам было бы интересно заниматься, и попробуйте это реализовать.
Советы по поддержанию мотивации
Планирование и распределение нагрузки
Грамотное планирование — ключ к эффективному распорядку дня:
- составьте график с учётом учёбы, отдыха и хобби;
- расставляйте приоритеты, опираясь на собственные потребности;
- учитесь отказываться от второстепенных дел при высокой нагрузке (например, от встреч с друзьями перед контрольной).
Умение делать перерывы и отдыхать
Техника «Помидора» помогает эффективно чередовать работу и отдых.
Принцип прост: 25 минут интенсивной работы, затем 5 минут перерыва. Используйте таймер для строгого соблюдения интервалов. При необходимости можно адаптировать длительность отрезков под себя, но важно чётко следовать установленному времени.
Поиск внутренней мотивации и постановка целей
Анастасия Митрофанова считает, что наличие внутренней мотивации даёт человеку стимул действовать. Задайте себе вопрос: какие выгоды я получу, если буду хорошо учиться? Составьте подробный список с плюсами и минусами конкретных предметов. Чёткое понимание того, зачем вам нужны знания, помогает не сбиться с пути и сохранить интерес к учёбе.
Теперь, когда вы лучше понимаете, для чего вам необходимо образование, сформулируйте свою цель (или цели) по критериям SMART — это аббревиатура из пяти букв. Раскроем каждый пункт на примере учёбы:
- Конкретность — чёткая формулировка желаемого результата (например: «повысить оценку по математике до 4»).
- Измеримость — наличие критериев для отслеживания прогресса (отслеживание оценок за контрольные).
- Достижимость — реалистичность цели с учётом стартовых условий (повышение оценки на 1 балл за семестр).
- Значимость — соответствие личным целям и ценностям (улучшение оценок по профильным предметам для будущей профессии).
- Временные рамки — конкретные сроки достижения (к концу семестра).
Сейчас цель выглядит слишком общей и непонятно, как к ней подступиться, поэтому следует разбить её на более маленькие подцели или оформить в виде задач. Пропишите конкретные шаги, как будете достигать цели.
Не забудьте о способах самоподдержки (она точно понадобится на этом непростом пути):
- записывайте выполненные дела в дневник — так вы будете видеть свой прогресс;
- повесьте на стену изображения и цитаты, отражающие ваши цели (что может быть более вдохновляющим?);
- визуализируйте достижение цели и представляйте, какие эмоции вы испытаете, когда она осуществится;
- подумайте о способах самовознаграждения — это может быть отдых с залипанием в телефоне или покупка чего-то желанного;
- делитесь своими целями с близкими, чтобы получить поддержку и похвалу — вы её точно заслуживаете.
Заключение
Анастасия Митрофанова, как психолог, который часто сталкивается с подобными проблемами, даёт напутствие тем, кто потерял желание учиться: «Все наши чувства нормальны, и важно относиться к себе с пониманием и принятием, ведь потеря желания учиться — это нормальное и распространённое явление. Важно прислушиваться к себе, своевременно отдыхать, не бояться просить помощи у близких и искать то, что будет вас вдохновлять и не давать сдаваться. Будьте бережны к себе и помните, что желание учиться обязательно вернётся».
Бонус. Книги, которые повысят мотивацию учиться
- Кэрол Вордерман «Как научить ребёнка учиться»;
- Барбара Оакли «Думай как математик. Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»;
- Улаф Шеве «Суперстудент. Как учиться быстро, эффективно и с удовольствием».