<<Лид>>
Нейропсихология — это наука, которая изучает особенности работы мозга и его влияние на жизнедеятельность человека. Другими словами, нейропсихология помогает увидеть связь между работой мозга и поведением человека.
В нашей голове есть множество мозговых структур, которые отвечают за физическое или мыслительное действие. Понимание того, как это всё функционирует, помогает скорректировать слабые стороны этих действий.
Что изучает нейропсихология и зачем она нужна
Нейропсихология простыми словами
Нейропсихология — это отрасль психологии, которая изучает механизмы высших психических функций (ВПФ) и эмоционально-личностной сферы. К ВПФ относятся:
- речь,
- память,
- мышление,
- внимание,
- восприятие,
- воображение,
- синтез и анализ информации.
Мозг — это, по сути, носитель психики. Советский психолог, невролог и один из основателей отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия выделил три относительно автономных блока головного мозга.
- Блок энергии. Регулирует общие изменения активации мозга: тонус и бодрствование. Участвует в организации внимания, памяти, мотивации и эмоциональных состояний.
- Блок приёма, переработки и хранения информации. Включает в себя анализ информации от основных органов чувств: глаз, ушей, носа, рта и кожи.
- Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Обеспечивает программирование замыслов и целей психической деятельности, а также контролирует результаты отдельных действий и поведение человека в целом.

Некоторые дети испытывают трудности в обучении. Например: неаккуратный почерк, глупые ошибки на письме, медленный темп письма и чтения, неспособность действовать самостоятельно, сложности с запоминанием и воспроизведением информации, восприятие информации фрагментами. Причина может быть в недостаточной развитости правого и левого полушария мозга. Они могут работать согласованно и дополнять друг друга или рассогласованно, из-за чего и снижается эффективность.
Основные направления нейропсихологии
Клиническая нейропсихология исследует, оценивает, диагностирует и реабилитирует пациентов с неврологическими нарушениями и психическими расстройствами, а также с когнитивными расстройствами и нарушениями обучаемости. Клинический нейропсихолог должен выявить нарушение в работе мозга и понять, как оно образовалось: врождённое нарушение, травма или общее отставание в развитии.
Экспериментальная нейропсихология изучает нарушения работы мозга и их влияние на психику. Экспериментальные нейропсихологи проводят исследования и опыты, чтобы понять взаимоотношения работы мозга и разума, психических процессов и поведения человека. Для этого проводят ЭЭГ, КТ и МРТ мозга.
Реабилитационная нейропсихология занимается восстановлением ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее популярное направление — восстановление речи после травм или в связи с врождённой или приобретённой задержкой развития.
Экологическая нейропсихология оценивает влияние благоприятных и неблагоприятных экологических факторов на состояние психики и её функций.
Развивающая нейропсихология выявляет закономерности развития мозга.
Детская нейропсихология изучает специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей. Специалисты диагностируют когнитивные функции детей.
Дифференциальная нейропсихология изучает психические процессы и как они влияют на здоровье человека. Специалисты этого направления проводят психодиагностику в профотборе и профориентации.
<<Лидген для статьи>>
Чем нейропсихология отличается от обычной психологии
Психология сосредоточена на эмоциональном состоянии человека, а нейропсихология — на расстройствах психики и ВПФ. Однако диагностировать такое состояние, выписывать медикаментозное лечение может только специалист с медицинским образованием. Например, невролог или психиатр.
Между специалистами, которые могут помочь ребёнку, тоже есть разница:
- нейропсихолог занимается восстановлением, поддержкой и развитием ВПФ;
- логопед — только речью;
- дефектолог — отклонениями от нормы в развитии.
Нарушением речи могут заниматься нейропсихолог и логопед вместе. Например, если ребёнок получил серьёзную травму, сильно болел или у него есть индивидуальные особенности развития. В таких случаях нарушение речи может быть не самостоятельной проблемой, а сопряжённой с другими: фрагментарной памятью, нехваткой концентрации и внимания, сбоями в восприятии. Область мозга, отвечающая за речь, тесно связана с областями других когнитивных функций. Поэтому проблемы с речью часто связаны с другими нарушениями.
Когда родителям стоит обратиться к нейропсихологу
Родители могут обратиться к нейропсихологу за консультацией, если видят проблемы в поведении ребёнка. Однако это не значит, что малышу потребуется нейрокоррекция.
Основные признаки, когда нужна помощь
- Непроизвольность движений с произвольным поведением. Например, ребёнок машет руками, как птица, когда собирается на улицу.
- Дискоординация в движениях.
- Ёрзанье на стуле, невозможность усидеть на месте.
- Повышенный или пониженный тонус.
- Быстрая усталость и вялость.
- Слабая концентрация на задачах, ребёнок постоянно отвлекается.
- Трудности с чтением, письмом или счётом.
- Проблемы с координацией и пространственным мышлением.
- Эмоциональная нестабильность, частые истерики.
- Тяжёлое пробуждение, длительный сон.
- Скачущий почерк, буквы выше или ниже строк.
- Много времени за уроками, переписывание заданий по несколько раз.
- Очевидные ошибки при переписывании или перерисовывании.
- Неуправляемость, невозможность контролировать себя, импульсивность.
В каком возрасте лучше начинать занятия
В основном нейропсихолог работает с детьми от 4 до 14 лет. В это время структуры мозга пластичны, поэтому нейрокоррекция происходит легче и эффективнее. До 4 лет структуры мозга формируются, а после 14 становятся жёстче и стабильнее. С подростками и более старшими людьми работа нейропсихолога будет другой.
Как проходит диагностика у нейропсихолога
Обычно нейродиагностика длится около трёх часов и включает в себя четыре этапа.
- Предварительная беседа с родителями. Нейропсихолог узнаёт, что беспокоит в поведении ребёнка сейчас, как проходила беременность и развивался малыш, как давно начались проблемы, что этому предшествовало. Специалист может запросить медицинские документы, чтобы понять, как на физическом уровне проявляются отклонения.
- Тестирование. В зависимости от проблем методики и тесты будут разными. Задача специалиста — оценить уровень развития когнитивных функций с учётом возрастной нормы. Отдельно нейропсихолог наблюдает за поведением ребёнка, чтобы понять его индивидуальные особенности.
- Обсуждение результатов. Специалист обрабатывает тесты, свои записи по ходу диагностики и сообщает родителям предварительные результаты. Важно сразу проинформировать родителей: если есть серьёзные проблемы, нужно обратиться к врачу, если нет, можно скорректировать на занятиях. Заключение должно включать рекомендации не только ребёнку, но и родителям, педагогам.
- Формирование индивидуального плана. Направление работы зависит от особенностей ВПФ у ребёнка. Коррекция выстраивается от простого к сложному, от усиленной помощи при выполнении до самостоятельной работы. Задача специалиста — помочь сформировать или развить функции и процессы, которые необходимы для дальнейшей жизни.
<<Блок перелинковки>>
Какие методы и упражнения используют нейропсихологи
Нейропсихологические игры для детей
«Речка-берег»
Инвентарь: верёвка.
Ребёнок стоит с одной стороны от верёвки — на берегу. С другой стороны «течёт река». Ведущий говорит «берег» и «речка», задача ребёнка — перепрыгнуть через верёвку на нужную сторону.
«Правильно-неправильно»
Взрослый называет действие, а показывает другое. Например, говорит «прыгаем», а сам бежит на месте. Ребёнку нужно выполнять то, что было названо.
«Я робот»
Ребёнку нужно диктовать взрослому, что делать. Например: повернись направо → сделай два шага → протяни руку к стакану → возьми стакан → повернись налево → сделай шесть шагов → поставь стакан на вторую сверху полку.
«Угадайка»
Инвентарь: карточки с предметами.
Перед ребёнком нужно разложить все карточки и загадать один предмет. Ребёнок задаёт наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задача — как можно быстрее отгадать, что загадал взрослый.
«Межполушарное рисование»
Ребёнку нужно рисовать одновременно двумя руками, а затем дорисовывать недостающие элементы неведущей рукой. Упражнения с такими движениями улучшают взаимодействие между правым и левым полушарием, а также работу мозга в целом.
«Доска Бильгоу»
Это балансир, на котором ребёнку нужно удержаться. Упражнение можно сопровождать песнями, стихотворениями или потешками. С пяти лет ребёнок сможет удерживать баланс самостоятельно, до этого стоит придерживать малыша за руки.
«Полоса препятствий»
Упражнение не ограничено фантазией родителей. Полосу можно сделать дома из подручных средств или организовать на улице.
«Су-джок»
Это колючие мячи с металлическими кольцами внутри. Кольцо нужно надевать на палец и прокатывать вдоль него, а затем между ладонями.
Коррекционные методики для детей с особенностями развития
- «Исчезни». Перед ребёнком несколько картинок или игрушек, которые нужно запомнить. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает одну. Нужно понять, чего не хватает.
- «Фигура». Взрослый рисует геометрическую фигуру, ребёнок дорисовывает одну деталь, затем взрослый дорисовывает ещё одну. Так, не договариваясь, нужно создать полноценный рисунок.
- «Отличия». Ребёнку нужно найти все отличия на похожих карточках.
- Ребусы, сканворды и загадки.
- «Половина». Перед ребёнком лежит половина картинки, ему нужно дорисовать недостающую часть.
- «Пропущенные буквы». Перед ребёнком есть слово, в котором пропущено от одной до четырёх букв. Например: д_м.
Расстройства аутистического спектра
- «Угадай». У ребёнка закрыты глаза. Ему в руку взрослый даёт предмет, который нужно пощупать и угадать.
- «Гамак». Устройте ребёнку гамак из одеяла. Просто качайте его из стороны в сторону.
- «Переливание». Ребёнку нужно переливать воду из одного сосуда в другой. Сосуды должны быть разного размера.
Как выбрать хорошего нейропсихолога
На что обратить внимание при выборе специалиста
Образование: педагогическое или психологическое. Медицинский диплом необязателен. Преимущество — сертификат о прохождении курса по нейропсихологии.
Опыт работы: хороший нейропсихолог проходил стажировку в коррекционных школах и садиках.
Онлайн или очные занятия: что лучше
Вариант обучения — очный или онлайн — зависит от тяжести нарушения у ребёнка. Если малыш в состоянии заниматься перед компьютером самостоятельно, можно выбрать дистанционный формат. Возможно, первое время ему понадобится помощь. К этому нужно быть готовыми.