Логотип Фоксфорд

Как обучать ребёнка с дислексией

Дислексия мешает ребёнку легко читать и писать, но не лишает его способности мыслить. Чтобы обучать такого ребёнка, не нужно заставлять его стараться больше и лучше. Важно найти обходные пути. Рассказываем, как это сделать.

Алёна Хромова Алёна Хромова
Контент-менеджер и автор «Силы Лиса»
29 октября 2025

Что такое дислексия простыми словами

Дислексия — это не болезнь, а особенность работы мозга. Её часто называют «трудностью обучения чтению». Дислексия встречается у 20% людей.

Мозг работает, как компьютер. У большинства людей программа «Чтение» устанавливается легко и работает автоматически. А у человека с дислексией эта программа загружается иначе: мозг путает похожие буквы (например, Б и Д), переворачивает слоги в словах («он» вместо «но»), не может быстро сложить буквы в слово.

Главное, что нужно понимать:

  • Это не связано с ленью или глупостью. Часто дети с дислексией умные, творческие и талантливые в других областях — рисовании, музыке, спорте или  инженерии.

  • Это не проблема со зрением. Глаза ребёнка видят буквы, но мозг не может их правильно расшифровать.

  • Это не приговор. С помощью специальных методик обучения можно научить мозг читать по-другому, обходя эти трудности.

Представьте, что вы получили письмо на неизвестном языке. Ребёнок с дислексией так же видит текст: странные значки, которые не складываются в понятные слова, хотя носители языка их легко понимают.

Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

Причины возникновения дислексии у детей

Генетические факторы

Если у одного из родителей была дислексия, есть вероятность, что она проявится и у ребёнка. Часто в семье можно проследить историю подобных трудностей у старшего поколения: «Папа тоже поздно научился читать» или «Мама до сих пор путает буквы».

Особенности работы мозга

У большинства людей за навык чтения отвечают определённые области в левом полушарии — зона Брока, зона Вернике, дугообразный пучок. У людей с дислексией эти зоны менее активны. Мозг как бы подключает для чтения не те отделы, что делает процесс неэффективным.

Мозгу сложно расщеплять слова на отдельные звуки и сопоставлять их с буквами. Например, «кот» — это не три звука [к], [о], [т], а один цельный образ.

Мозг может неправильно обрабатывать быстро сменяющиеся буквы или звуки. Поэтому ребёнок путает похожие буквы (Б-Д, П-Т) и схожие звуки ([б]-[п], [д]-[т]).

Внешние факторы

Биологические предпосылки у детей:

  • Кислородное голодание во время беременности или родов.

  • Инфекции.

  • Интоксикация.

  • Низкий вес при рождении.

  • Преждевременные роды.

Чаще всего дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы (ЦНС).

Биологические предпосылки у детей и взрослых:

  • Черепно-мозговые травмы.

  • Инсульт.

  • Опухоли левого полушария головного мозга.

Социальная среда:

  • Если с ребёнком мало разговаривают, не читают книг, не играют в развивающие игры, фонематический слух (умение различать звуки) не развивается. Это создаёт почву для усугубления проблем.

  • Отсутствие своевременной поддержки и правильных методов обучения.

  • Попытки заставить ребёнка читать через силу, крики, наказания вызывают стресс, который блокирует и без того слабые способности к чтению.

Эти факторы не вызывают дислексию, но могут усугубить её проявление.

Признаки и симптомы дислексии у детей

Все перечисленные в этом разделе признаки — не доказательство дислексии, а тревожные звоночки. Точный диагноз ставит врач: педиатр или невролог. Помогают в обучении логопед и нейропсихолог.

Дошкольный возраст

  • Речь: поздно начинает говорить, имеет бедный словарный запас для своего возраста.

  • Произношение: постоянно путает похожие звуки и слова.

  • Фонематический слух: не может рифмовать простые слова (кошка — мошка), разбить слово на слоги (ма-ши-на).

  • Восприятие: путает понятия «право»-«лево», «вверх»-«вниз».

  • Моторика и координация: неловкий, часто спотыкается, с трудом учится завязывать шнурки, плохо удерживает карандаш.

  • Память: с трудом запоминает буквы, цифры, цвета, дни недели.

Младший школьный возраст

Чтение

  • Ошибки: читает медленно, по слогам, угадывает слова по первым буквам (например, «корова» вместо «корзина»).

  • «Пляшущие» буквы: жалуется, что буквы прыгают, сливаются или двоятся (хотя проверка у окулиста проблем не выявляет).

  • Перестановки: путает и переставляет местами буквы и слоги («он» вместо «но», «акр» вместо «рак»).

  • Пропуски: пропускает строки, теряет место в тексте.

  • Понимание: после мучительного прочтения не может пересказать смысл прочитанного, так как все силы ушли на расшифровку букв.

Письмо

  • Зеркальность: пишет буквы и цифры в зеркальном отражении (З-Е, Я-R).

  • Спутанность похожих букв: путает Б-Д, П-Т, Ш-Щ, И-У.

  • Аграмматизмы: ошибки в роде, числе, падеже, пропуск букв и целых слогов в словах.

Другие признаки

  • Дезорганизация: не может запомнить расписание, собрать портфель, легко теряет вещи.

  • Пространственная дезориентация: путает «право» и «лево».

  • Эмоциональная реакция: категорический отказ читать вслух, делать домашнее задание, плач, истерики, жалобы на головную боль перед школой. Резко падает самооценка.

Подростковый возраст

Чтение

  • Техника: чтение может улучшиться, но остаётся медленным и механическим. Подросток читает «напряжно», быстро устаёт.

  • Понимание: может прочитать целую страницу, но не понять сути, так как мозг был занят расшифровкой символов, а не осмыслением.

  • Пересказ: не может выделить главное, последовательно изложить материал.

Письмо

  • Грубые ошибки: в письменных работах сохраняются «странные» орфографические ошибки, которые не исправляются зазубриванием правил.

  • Почерк: часто неразборчивый, «дрожащий».

  • Организация текста: трудности с планированием сочинений и эссе. Мысли излагаются хаотично.

Общие трудности

  • Тайм-менеджмент: неорганизованность, неспособность оценить время на выполнение задачи.

  • Запоминание: трудности с заучиванием дат, формул, иностранных слов, терминов.

  • Иностранные языки: их изучение даётся с огромным трудом и часто становится самым ненавистным предметом.

  • Социализация: низкая самооценка, ощущение себя глупым, нежелание участвовать в дискуссиях, где нужно быстро читать или формулировать мысли. Может маскировать свои трудности шутовством или агрессией.

Виды дислексии

При дислексии мозг по-разному обрабатывает информацию при чтении. В зависимости от того, какая именно проблема главная, выделяют пять видов дислексии.

Фонематическая
Ребёнок путает близкие звуки на слух. Например, вместо «гусь» может прочитать или написать «кусь», вместо «жук» — «щук». Ему сложно разбить слово на отдельные звуки, поэтому он читает по буквам («м-а-м-а»), пропускает или добавляет буквы в словах.

Семантическая
Ребёнок читает вслух правильно, но не понимает смысла прочитанного. Слова для него — набор звуков, который не складывается в картинку или мысль. Ему также может быть очень трудно составить одно целое слово из двух частей. Например, «пар» + «овоз» = «паровоз».

Аграмматическая
Ребёнок путает окончания, падежи, род и число. Например, читает или пишет: «интересный книга», «папа пришла». Его речь часто кажется детской и нестройной.

Оптическая
Ребёнок не различает буквы, которые похожи по написанию. Он может путать З-Е, Ь-Ы, Ш-Щ или читать слово задом наперёд. Ему сложно удержать взгляд на строке, и буквы кажутся «пляшущими».

Мнестическая
Ребёнок не может запомнить, какая буква какой звук обозначает. Он видит М, но не может вспомнить, что это звук [м]. Из-за этого ему очень сложно выучить алфавит и начать читать.

Как диагностируют дислексию

Диагностика дислексии — это не один тест, а комплексное обследование. Его цель — найти корень проблемы и исключить другие причины.

Пройти предварительное тестирование можно на сайте Ассоциации родителей детей с дислексией. Задания предназначены для детей младшего школьного возраста, которые испытывают трудности в чтении.

Какие специалисты помогают

  • Нейропсихолог.

  • Логопед.

  • Детский психолог.

  • Психиатр, который исключает другие нарушения.

  • Невролог, который проверяет медицинские причины.

Дифференциальная диагностика

Шаг 1. Исключить другие проблемы («похожие, но не то»)
Врачи сначала проверяют:

  • Зрение — проблема в глазах или в мозге.

  • Слух — ребёнок плохо слышит или плохо обрабатывает звуки.

  • Неврологический статус — нет ли органических повреждений мозга.

  • Интеллект — если трудности с чтением связаны с низким IQ, это не дислексия.

Шаг 2. Собирать анамнез

  • Как протекали беременность и роды, была ли гипоксия?

  • Когда ребёнок начал говорить?

  • Есть ли подобные проблемы у кого-то в семье?

  • В каком возрасте возникли первые трудности с чтением?

  • Как ребёнок относится к школе и домашним заданиям?

Шаг 3. Провести специальные тесты

Фонематический слух:

  • Повтори слоги: ба-па-ба, са-ша-са.

  • Придумай слово на звук [к].

  • Сколько звуков в слове «дом»?

Речевое развитие:

  • Каков словарный запас?

  • Есть ли трудности с построением фраз?

Работа с текстом:

  • Чтение вслух. Оценивается скорость, правильность, количество и тип ошибок (угадывание, перестановка букв, путаница в похожих словах).

  • Понимание прочитанного. После чтения ребёнка просят пересказать текст. Ключевой признак — он не помнит смысла.

  • Письмо под диктовку. Ищут специфические ошибки: пропуски букв, зеркальное написание, нелепые замены («коЗа» вместо «коСа»).

Память, внимание, пространственное мышление:

  • Запомни и повтори последовательность цифр или слов.

  • Скажи, что справа, а что слева.

  • Нарисуй часы с точным временем.

Как обучать ребёнка с дислексией

Методы коррекции и упражнения

Здесь нужен системный подход под руководством логопеда или нейропсихолога. Цель — перепрошить мозг, научив его обрабатывать текст иначе.

Мультисенсорное обучение — ребёнок учится не только глазами и ушами, а подключая все чувства:

  • Зрение — видит букву.

  • Слух — слышит звук, который она обозначает.

  • Осязание — лепит букву из пластилина, обводит пальцем шершавую букву, пишет на песке, выкладывает из верёвочки.

  • Движение — «рисует» букву в воздухе всей рукой.

Пример: чтобы запомнить букву Р, ребёнок может произнести звук [р], увидеть карточку с буквой, прописать её пальцем на манке и сравнить с рычанием тигра.

Развитие фонематического слуха — упражнения, чтобы мозг научился слышать и различать звуки:

  • «Поймай звук». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с] в слове: слон, мушка, нос.

  • Рифмовка. Придумай как можно больше слов на «-ок»: полок, носок, потолок.

  • Игра в слова. Преврати «сом» в «сук», меняя по одной букве: «сом» → «сок» → «сук».

Работа над чтением:

  • Окошко для чтения. Вырезать в карточке окошко, чтобы видеть только одно слово или слог. Это помогает сконцентрироваться и не терять строку.

  • Чтение по шаблону. Читать одно и то же простое слово в столбике, чтобы оно узнавалось автоматически («дом», «том», «ком», «сом»).

  • Одновременное чтение. Взрослый и ребёнок читают вслух одно и то же предложение вместе. Взрослый ведёт пальцем по строке, задаёт темп. Это снижает тревогу.

Особенности школьного обучения

Поговорите с учителем и школьным психологом, предоставьте заключение специалиста, если есть. Важно донести, что ребёнок не ленится, а имеет объективные трудности.

  • Не нужно заставлять читать вслух перед всем классом. Это главный источник травм. Лучше спросить его по желанию или дать текст заранее для подготовки.

  • Чаще давать устные задания вместо письменных там, где это возможно. Например, устный пересказ вместо теста.

  • Оценивать не грамотность, а знания. Не снижать оценку за грамматические ошибки в работах по истории, биологии или физике.

  • Увеличивать время на выполнение контрольных и проверочных работ. Чтобы ребёнок мог спокойно дважды перечитывать задания.

Как помочь ребёнку дома

Создайте безопасную среду: никаких криков, упрёков и сравнений с другими детьми. «Я вижу, как ты стараешься. Давай разберёмся вместе».

Читайте вместе: вы читаете вслух, а ребёнок следит за текстом. Распределяйте произведение по ролям, используйте аудиокниги. Цель: показать, что чтение — это удовольствие, а не пытка.

Играйте:

  • Настольные игры со словами — «Эрудит», «Скрэббл».

  • Вербальные игры в дороге — «Города», «Я беру с собой в чемодан...».

  • Составляйте слова из магнитных букв на холодильнике.

Хвалите за усилия, а не за результат: ребёнку важно знать, что он старался не зря. «Сегодня ты прочитал на одно слово больше, чем вчера! Это круто!»

Развивайте сильные стороны: уделяйте время тому, что у ребёнка получается лучше — спорт, рисование, музыка, конструирование или общение. Это поддерживает его самооценку и даёт веру в себя.

Возможности онлайн-обучения для детей с дислексией

Сильные стороны и преимущества онлайн-формата

Для ребёнка с дислексией онлайн-среда может быть более комфортной и эффективной, чем традиционный класс.

  • Индивидуальный темп и паузы. Ребёнок может ставить видео на паузу, чтобы обдумать информацию, перечитать задание столько раз, сколько нужно, или отдохнуть. Это снимает гигантский стресс от необходимости успеть за всеми.

  • Снижение тревожности и давления. У ребёнка нет страха чтения вслух перед одноклассниками, нет смущения из-за количества ошибок в тетради. Ребёнок находится в безопасном пространстве, где его не оценивают сверстники.

  • Использование вспомогательных технологий. Онлайн-среда подходит для инструментов, которые помогают обойти трудности: программы озвучивания текста — любой текст в интернете или учебнике может быть зачитан вслух компьютерным голосом; специальные шрифты; программы предсказания слов — когда ребёнок печатает, программа подсказывает ему следующее слово, что помогает справиться с трудностями письма; голосовой ввод.

  • Доступ к мультисенсорному контенту. Онлайн-уроки легче наполнить интерактивными видео, анимацией, аудиофрагментами и заданиями, которые задействуют не только чтение, но и слух, зрение, моторные скилы.

  • Занятия со специалистами из любой точки мира. Можно найти онлайн-логопеда или нейропсихолога, который специализируется именно на дислексии, даже если такого специалиста нет в вашем городе.

На что обратить внимание

Возросшая нагрузка на чтение

Проблема: вся информация подаётся в виде текста на экране: задания, инструкции и чаты. Это может быть утомительно, приводить к быстрому истощению.

Решение: активно использовать функцию озвучивания текста. Родителям важно помогать с чтением длинных инструкций.

Проблемы с самоорганизацией и концентрацией

Проблема: детям с дислексией часто сложно удерживать внимание, планировать время и организовывать своё рабочее пространство. Онлайн-формат требует высокой степени самоконтроля.

Решение: чёткий распорядок дня, родительский контроль, использование таймеров, регламентированные перерывы.

Дефицит живого общения и обратной связи

Проблема: ребёнок может чувствовать себя изолированно. Учителю сложнее заметить непонимание в глазах и оперативно помочь.

Решение: выбирать платформы с возможностью быстрой обратной связи — чаты и голосовые сообщения от учителя. Компенсировать общение в кружках и секциях офлайн.

Технические сложности

Проблема: самостоятельное подключение к конференции, переключение между вкладками, окнами и программами может быть непростой задачей.

Решение: заранее отработать с ребёнком все действия, создать для него шпаргалку-инструкцию в картинках.

Практические советы по организации онлайн-обучения

  • Выбирайте правильные платформы. Обращайте внимание, есть ли у них встроенные инструменты — озвучка текста, возможность загружать аудиоответы вместо письменных.

  • Создайте адаптированное рабочее место. Внешний монитор с большим экраном уменьшит зрительную нагрузку. Используйте клавиатуру с крупными буквами.

  • Работайте в связке с учителем. Объясните педагогу особенности ребёнка. Договоритесь, что он может давать обратную связь голосом, а не письменно и дублировать задания устно.

  • Дозируйте нагрузку. Разбивайте длинные задания на короткие части. Чередуйте экранное время с офлайн-активностями.

  • Главный фокус — на понимание, а не на чтение. Принимайте устные ответы, используйте аудиокниги и смотрите учебные видео. Оценивайте знания, а не скорость чтения.

Онлайн-обучение при грамотном подходе раскрывает потенциал для ребёнка с дислексией, так как позволяет использовать персонализированные инструменты и учиться в комфортном темпе. Однако оно требует осознанного участия родителей в организации процесса и выборе технологий.

Профилактика дислексии

Важно понимать: полностью предотвратить врождённую дислексию нельзя, так как её основа — нейробиологическая особенность мозга. Однако грамотная профилактика может значительно смягчить её проявления и предотвратить вторичные проблемы: ненависть к учёбе, низкую самооценку.

Дошкольный возраст (до 7 лет) — самое важное время

  • Развивайте фонематический слух — умение различать звуки речи: играйте в рифмы, преобразования слов, подбор слов на заданный звук.

  • Обогащайте словарный запас: разговаривайте с ребёнком, читайте вслух книги, обсуждайте сюжет и персонажей.

  •  Развивайте пространственное мышление: изучайте понятия «право»-«лево», «верх»-«низ».

  • Тренируйте зрительное восприятие: находите отличия на картинках, играйте в игры на запоминание последовательности предметов.

  • Развивайте мелкую моторику: лепка, рисование, аппликация, шнуровки — это напрямую связано с речевыми центрами мозга.

  • Собирайте пазлы, конструкторы, играйте в лабиринты.

Школьный возраст (после 7 лет)

  • Раннее выявление: при первых же трудностях с чтением и письмом обратитесь к логопеду или нейропсихологу. Не ждите, что «само пройдёт».

  • Создание поддерживающей среды: избегайте критики и сравнений. Хвалите за усилия, а не за результат.

  • Использование мультисенсорных методик: подключайте к обучению не только зрение и слух, но и тактильные ощущения, движение.

Поделитесь статьёй
Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной