Что такое дислексия
Дислексия — это врождённое расстройство, при котором человеку трудно читать. Он переставляет слова, путает окончания, не сопоставляет буквы со звуками.
Дислексики обрабатывают информацию при чтении в других областях головного мозга, используют альтернативные механизмы и развивают нестандартное мышление. Последние исследования показывают, что они считывают визуально-пространственную информацию не локально, часть за частью, а целиком и сразу — холистически. Это позволяет людям с дислексией понимать сложнейшие математические принципы, но при этом они могут ошибаться в элементарных действиях — сложении и вычитании. Именно поэтому методы обучения детей с дислексией имеют свои нюансы.
Среди дислексиков много творческих людей и учёных. Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Мерлин Монро, Владимир Маяковский испытывали трудности с чтением. Но превратить расстройство в особенность получается не у всех, ведь школьная система построена на учебниках и текстовых задачах. В таких условиях детям трудно раскрыть потенциал, они отстают от программы и хуже усваивают материал.
Как понять, что у ребёнка дислексия
Необходимо обратиться к специалисту, для начала — к педиатру. Вот несколько симптомов, из-за которых стоит пройти обследование:
- Ребёнок не может соотнести буквы со звуками.
- Он читает с дополнениями, исключениями, заменами и повторами. Кажется, что он не обращает внимания на последовательность букв и слов.
- Ребёнок может выполнять арифметические операции, но не текстовые задачи. А также может путать арифметические знаки.
- Скорость чтения сильно ниже, чем у сверстников или чтение механическое, ребёнок не понимает смысла прочитанного.
- Он неправильно использует падежи, согласовывает род, число слов.
- Не может отличить буквы, похожие по написанию, или читает зеркально.
- Ему трудно освоить базовые навыки письма.
- Он категорически отказывается читать книги.
<<Лидген для статьи>>
Как обучать ребёнка с дислексией
Ребёнок с дислексией — не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные возможности, как и у других детей. Ему просто тяжело даётся чтение. Это необходимо учитывать при обучении ребёнка в школе, иначе плохие оценки и насмешки одноклассников могут спровоцировать депрессию и агрессию.
Дислексику нужно внимание родителей и особый подход в обучении в школе.
Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами. Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование.
Организовать процесс обучения ребёнка с дислексией дома поможет онлайн-школа. Домашняя школа Фоксфорда даёт широкие возможности для персонализации обучения:
- Можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Предметы, по которым приходится много читать, можно изучать минимально, лишь для аттестации, а дисциплины, которые нравятся ребёнку, — углублённо.
- Можно регулировать нагрузку при обучении ребёнка с дислексией. Расписание Домашней школыочень гибкое, а занятость в несколько раз ниже, чем в обычной школе. Высвобождается время на коррекцию дислексии.
- Образовательная платформа Фоксфорда позволяет ускорять и замедлять уроки, перематывать и ставить на паузу.
- У ребёнка может быть личный наставник, который будет следить за мотивацией и процессом обучения.
- Успеваемость измеряется реальными знаниями. В «Фоксфорде» не ставят «двойки». Ученикам начисляются «очки опыта», которые складываются из количества просмотренных лекций и выполненных заданий.
Вывод
Своевременная коррекция, грамотно выстроенное обучение детей с дислексией и развитие сильных сторон позволяют трансформировать расстройство чтения в личностную особенность. А нестандартное мышление помогает дислексикам смотреть на привычные вещи под другим углом. Так создают шедевры и делают открытия. Главное — помочь ребёнку раскрыть его потенциал.