<<Лид>>
Больше практики
Чтобы научиться решать математические задачи, писать сочинения или освоить иностранный язык, нужно постоянно этим заниматься. Результат не заставит себя ждать.
Мозг обладает удивительной пластичностью, и если его определённым образом тренировать, он «отращивает» именно те нейронные связи, которые необходимы для усвоения конкретного предмета. Нейробиолог Сандрин Тюре на основе своих исследований утверждает, что человек может формировать в своём мозге нейроны нужного свойства и качества при регулярной практике.
Получается, разделение на гуманитариев и технарей не работает. Гуманитарию для изучения иностранных языков необходимо умение логично мыслить и анализировать информацию. Если вам легко даётся грамматика, значит, вы вполне способны понять и математику, поскольку она построена на логике и имеет стройную систему.
Такая же ситуация и с технарями. Если вам легко даётся понимание физических и химических формул или теории программирования, значит не должно быть проблем с грамотностью или написанием сочинений, ведь и то, и другое всего лишь умение использовать определённый язык для описания мира. Всё, что вам требуется — овладеть этим другим языком. Для этого нужно не отказываться от изучения сложного предмета из-за отсутствия склонностей, а напротив, постоянно заниматься именно им.
<<Лидген для статьи>>
Поиск пользы и взаимосвязей
Как только мы решаем, что информация, умения или навыки нам не нужны, мозг перестаёт обрабатывать и усваивать эту лишнюю информацию, чтобы не тратить энергию впустую. Для того, чтобы усвоить предмет, сложный для понимания, нужно действовать наоборот — найти как можно больше причин, по которым он вам необходим. Это не так сложно, как кажется.
Например, математика, которая кажется бесполезной на практике, потому что вы будете поступать на юриста, тренирует логику и системное мышление, необходимые в любой профессии. Если вы хотите стать историком, умение понимать математические модели, анализировать статистику и строить графики пригодится вам и в этом случае.
Литература помогает расширить кругозор, понять себя и окружающих, сформировать морально-этические принципы. Грамотная русская речь необходима в любой профессии, чтобы формулировать свои идеи и взаимодействовать с людьми.
Биология, физика и химия учат понимать взаимосвязи и знакомят с устройством мира, формируют критическое мышление, необходимое современному человеку.
Несколько советов, которые помогут вам заинтересоваться той или иной дисциплиной:
- читайте книги об известных людях, которые были успешны в этой области;
- смотрите художественные фильмы на нужную тему;
- смотрите документальные и научно-популярные фильмы;
- слушайте занимательные лекции специалистов по разным наукам.
Разобраться в причинах
Поняв причины, вы быстрее найдёте способ решить проблему, подходящий именно вашей ситуации.
Пропущены какие-то важные для понимания темы
В этом случае необходимо восполнить пробелы. Чтобы определить «проблемную зону», можно пройти тесты или обратиться за помощью к репетитору.
Нет уверенности в себе
Если вам кажется, что это не для вас, вы никогда это не поймёте, необходимо преодолеть сомнения в своих способностях и повысить самооценку.
Что поможет:
- Постоянная практика: заниматься сложным предметом нужно понемногу, но каждый день, двигаясь от простого к сложному.
- Общение с людьми, у которых была подобная проблема, и они успешно её преодолели. Вдохновляющие истории можно найти в сети и написать их авторам.
- Поддержка родителей и друзей: очень важно, чтобы кто-то говорил вам, что всё получится.
- Занятия с репетитором. Педагог поможет разобраться с предметом шаг за шагом и ощутить первые успехи.
- Консультация психолога. Специалист порекомендует техники укрепления самооценки, поможет разобраться в себе и стать более уверенным.
Плохое объяснение
Иногда понять тему или предмет сложно из-за плохого объяснения. Причины могут быть разными: от плохо написанного учебника до слишком сложного объяснения учителем.
Бывает так, что объяснение не подходит вам из-за индивидуальных особенностей восприятия. Например, люди, у которых лучше развит визуальный канал восприятия, быстрее усваивают информацию в виде схем или графиков. При слабом аудиальном канале лучше читать материал, а не слушать лекцию.
Что делать:
- Искать альтернативные варианты объяснений: другие учебники, лекции с другой подачей материала или с понятными примерами.
- Найти репетитора, которого вам интересно слушать.
- Пробовать изучать информацию разными способами: с помощью лекций, занимательных роликов в интернете, приложений для смартфона, тестов, инфографики — и смотреть, что именно вам подходит, как вы лучше понимаете и запоминаете материал.
- Писать конспекты и шпаргалки, самостоятельно рисовать схемы, составлять интеллект-карты.
- Учить тему вместе с друзьями и одноклассниками; просить их объяснить вам непонятные моменты.
- Пересказывать тему: когда пытаешься объяснить другому человеку, начинаешь лучше понимать материал.
Что запомнить
- Сложности бывают с усвоением любого предмета: нет дисциплин, которые всем даются легко или наоборот.
- Разделение на гуманитариев и технарей научно не обосновано. Тренируя свой мозг и занимаясь определённым видом деятельности, мы можем сформировать новые типы нейронных связей. Для понимания предмета необходимо уделять ему больше времени и чаще тренироваться.
- Если мы решаем, что информация нам не нужна, мозг перестаёт её усваивать. Если в понимании предмета есть сложности, создайте и поддерживайте мотивацию для его изучения.
- Найдите причины, по которым предмет трудно вам даётся. Если дело в пропущенных темах, которые важны для понимания, приложите усилия для устранения пробелов. Если вам кажется, что у вас нет способностей и склонностей к этой дисциплине, поработайте с уверенностью в себе и самооценкой — с помощью родителей, психолога или самостоятельно.
- Если проблема именно в плохом объяснении, разберитесь, что именно вас не устраивает в подаче материала, используйте альтернативные способы обучения и новые источники информации.
Кроссенс, канбан и пиктограммы
Это не заклинания, а эффективные техники обучения. Скачайте памятку, расскажем все подробности их применения

Сложности могут возникнуть c пониманием любого школьного предмета, будь то физика, математика, литература или обществознание. Бывает трудно уловить логику построения дисциплины или причинно-следственные связи внутри неё. Из-за этого не получается запомнить теорию и выполнить практические задания. Объяснения учителя на уроке или чтение учебника не помогают, оценки становятся всё хуже, самооценка снижается. Рассказываем, как выйти из этого замкнутого круга.
Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?