С 1 сентября 2025 года в федеральных образовательных программах начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования вступят в силу изменения, утверждённые приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 года №704.
Единое расписание уроков и синхронизация школьных программ
С 1 сентября 2025 года в российских школах появится единое расписание занятий. Пока точные детали не раскрываются, но важно уточнить: это не означает, что все ученики одного класса по всей стране будут одновременно изучать один и тот же предмет. Главная идея нововведения — обеспечить одинаковый темп изучения программы во всех школах. При этом учебные заведения смогут адаптировать эти стандарты под свои особенности.
В Минпросвещения считают, что единое расписание поможет снизить нагрузку на учеников и учителей, уменьшить стресс и предотвратить переутомление. Например, при переезде в другой регион ученик не столкнётся с тем, что пропустил целый раздел программы по какому-либо предмету.
Снижение учебной нагрузки и сокращение числа контрольных
Этот шаг позволит привести учебный процесс к общему стандарту и синхронизировать его с требованиями ОГЭ и ЕГЭ. Также изменения помогут снизить нагрузку на учащихся за счёт некоторых мер:
- Ограничение числа контрольных и ВПР — теперь проверочные работы не должны занимать больше 10% учебного времени по каждому предмету.
- Нормирование домашних заданий — школы обязаны следить за объёмом домашки и давать достаточно времени на сложные работы, например на рефераты, презентации. Для младших классов установлены жёсткие временные рамки: 1-й класс — не более 1 часа в день, 2–3-й классы — до 1,5 часа, 4-й класс — максимум 2 часа.
Реформы призваны сделать обучение более сбалансированным и снизить стресс у школьников.
Нововведения в преподавании истории и обществознания
Согласно первоначальным планам Минпросвещения, в 2025/26 учебном году обществознание собирались полностью убрать из программы 5–8-х классов, оставив его только в старшей школе с переработанным содержанием.
Однако окончательное решение оказалось менее радикальным: в 5–7-х классах предмет действительно исключат из расписания, для 8–9-х классов обществознание сохранят в прежнем формате.
Освободившиеся часы частично направят на усиление исторического образования:
- ученики 5–7-х классов будут дополнительно изучать модуль «История нашего края»;
- для 8–9-х классов аналогичные изменения запланированы только на 2026/27 учебный год.
📖 Узнайте, куда можно поступать, если сдаёте обществознание и историю.
Эти корректировки направлены на перераспределение учебной нагрузки и обновление содержания гуманитарных дисциплин.
Оценки за поведение: возвращение старой традиции или необходимость времени
В Минпросвещения пока не приняли окончательного решения — будет ли отметка за поведение стоять в дневнике и по каким критериям её выставлять. Советник министра считает, что возможны два варианта:
- балльная система с чёткими оценочными критериями — их ещё предстоит разработать;
- письменные характеристики от учителей, где будут отмечаться как нарушения, так и положительные действия учеников.
Для старшеклассников дополнительно предлагают учитывать занятость в социальных проектах, например в волонтёрстве.
С 1 сентября 2025 года в некоторых школах могут запустить пилотный проект по оценке поведения учащихся — как на уроках, так и во время перемен.
Изменения в ЕГЭ и поступлении в колледжи с 2025 года
Раньше выпускники колледжей могли поступать в университеты по внутренним экзаменам, если вуз их проводил. Теперь это право сохранится только для тех, кто выбирает близкую специальность. Например, фельдшер сможет без ЕГЭ поступить в медицинский институт.
Если же абитуриент хочет сменить профиль, придётся обязательно сдавать ЕГЭ и участвовать в общем конкурсе. Например, чтобы после педагогического колледжа подать документы на экономиста.
Это нововведение призвано сделать переход между ступенями образования более логичным, но ограничивает возможности кардинальной смены профессии без ЕГЭ.
Родители на экзаменах — как изменится их роль с сентября 2025 года
Рособрнадзор объявил о нововведении: теперь родители смогут находиться в пунктах сдачи ЕГЭ. Это позволит представителям родительского сообщества контролировать соблюдение комфортных условий для экзаменуемых и защищать права выпускников как в экзаменационных аудиториях, так и на территории пункта проведения испытаний.
Такая мера направлена на повышение прозрачности процедуры ЕГЭ и создание благоприятной психологической атмосферы для участников экзамена. При этом предполагается, что присутствие родителей не будет мешать учебному процессу и проведению экзамена.