Как писать эссе по английскому языку

Рассказываем, как правильно составить план эссе, избежать типичных ошибок и не потерять время на экзамене

Как писать эссе по английскому языку
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Пошаговый план написания эссе

Как соблюсти формальный/нейтральный стиль

Как подсчитать количество слов

Как организовать время на экзамене

Советы по подготовке

Согласно расписанию, письменную часть ЕГЭ по английскому языку школьники будут сдавать 18 июня, устную часть — 21 и 22 июня. Разбираемся с экспертом, как эффективно подготовиться к письменному экзамену по английскому. 



ОЛЬГА ЗУЕВА,

заведующая кафедрой английского языка домашней школы «Фоксфорда», преподаватель Foxford Talks

Эссе по английскому на ЕГЭ 2021

Эссе — задание 40, развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Максимум за эссе можно получить 14 первичных баллов:

  • 3 за решение коммуникативной задачи;
  • 3 за организацию текста;
  • 3 за лексику;
  • 3 за грамматику;
  • 2 за орфографию и пунктуацию.

Ответ на задание оценивается в 0 баллов, если за решение коммуникативной задачи выставлено 0 баллов. Чтобы получить максимальный балл по решению коммуникативной задачи, нужно полностью раскрыть все аспекты задания и допустить не более одной ошибки в стилевом оформлении эссе.

Вам поставят 0 баллов за всё эссе, если:

  • ответ не соответствует требуемому объёму — менее 180 слов;
  • более 30% ответа совпадает с опубликованным источником.

Критерии доступны на сайте ФИПИ.

Структура написания эссе

План есть в самом задании:

  • make an introduction (state the problem),
  • express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion,
  • express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion,
  • explain why you don’t agree with the opposing opinion,
  • make a conclusion restating your position.

Несоответствие плану — одна из самых распространённых ошибок и главная причина потери баллов. Разберёмся, как написать эссе по плану, чтобы получить максимум баллов за решение коммуникативной задачи и организацию текста.

Introduction (вступление)

Как начать эссе по английскому? Нужно озвучить главную проблему, перефразировав выбранную тему эссе, и представить две противоположные точки зрения на неё. Объём — два-три предложения.

1. Внимательно прочитайте выбранное высказывание.

2. Перефразируйте тему. Перефразированием считается изменение утверждения (темы) с помощью синонимов, антонимов, толкования или изменения грамматической структуры предложения, при этом смысл утверждения не должен меняться. Чтобы вам засчитали перифраз, необходимо заменить хотя бы два слова или грамматическую конструкцию.

3. Используйте устойчивые конструкции для представления двух точек зрения.

Пример: on the one hand, on the other hand.

4. Напишите предложения по следующей схеме:

  • одно-два предложения — общая информация + актуальность,
  • одно предложение — первая точка зрения,
  • одно предложение — вторая точка зрения.

Пример:
”Current situation with the coronavirus pandemic forced many schools and universities into distance learning. On the one hand, the majority of people found a lot of advantages in online education in the recent past. On the other hand, there are those who believe that benefits of offline education outweigh benefits of online one”.

Personal opinion (ваше мнение + два-три аргумента в его защиту)

Во втором абзаце вы пишете своё мнение и защищаете его двумя-тремя аргументами. Для аргументов используйте обороты firstly, secondly, finally, to begin with, furthermore, what is more, last but not least.

Лексика и структура

Обязательно используйте обороты, которые показывают, что это именно ваше мнение: in my opinion, from my point of view, as far as I am concerned, I am thoroughly convinced, I strongly believe. Завершите предложение оборотом for a number of reasons.

Пример:
“In my opinion, studying with the help of the internet is more effective for a number of reasons”.

Подбор аргументов

🧐 Используйте темы для эссе с сайта ФИПИ и пробных ЕГЭ. Потренируйтесь придумывать аргументы «за» и «против» для каждой темы.

🤓 Берите разные темы и придумывайте связанные с ними проблемы для эссе. Например, «Культурно-исторические особенности родной страны». Варианты проблем для эссе: «Должна ли история быть обязательным предметом?»; «Важно соблюдать традиции»; «Для изучения истории и культуры нужно посещать места реальных событий или книг достаточно?» Так вы научитесь видеть проблемы и разные точки зрения на них.

🤯 Если трудно придумать аргументы из-за нехватки знаний, читайте онлайн-журналы для подростков на английском языке. Например, Time или сайт procon.org, где собраны по темам аргументы за и против. Там вы найдёте статьи на многие актуальные темы: окружающая среда, онлайн-образование, технологии, отношение к финансам и выбор профессии.

😌 За две недели до экзамена займитесь самостоятельной подготовкой аргументов на разные темы.

An opposing opinion (противоположное мнение + один-два аргумента в его защиту)

В третьем абзаце нужно обосновать противоположное мнение с помощью одного-двух аргументов. Используйте ту же схему, что и в предыдущем: «Однако есть люди, которые придерживаются противоположного мнения, они считают то-то и то-то».

Если во втором абзаце вы использовали firstly, secondly, finally, тут нужно взять другие обороты: to begin with, their first argument is, another argument is. Так вы покажете, что знаете вводные структуры, и заработаете баллы за организацию текста.

Why you don’t agree with the opposing opinion (опровержение противоположного мнения)

В четвёртом абзаце нужно обязательно выразить свое несогласие с точкой зрения из третьего абзаца и объяснить, почему вы не согласны с этим мнением. 

Пример:
“I see what they mean, however, I can not agree with them”“They may be right to some extent but I still disagree”.

Выбор аргумента, чтобы опровергнуть противоположное мнение

Нужен один весомый аргумент, который будет подтверждать вашу точку зрения и одновременно опровергать именно те аргументы «против», которые были в третьем абзаце.

Например, ваша тема — сравнение эффективности онлайн и офлайн обучения.

Аргументы «за» онлайн:

🔷 позволяет освоить навыки, которые пригодятся в дальнейшем;

🔷 есть доступ к большому количеству информации;

🔷 выбор источников информации и уровня сложности.

Аргументы против:

🔶 система офлайн-образования прошла проверку временем;

🔶 при обучении офлайн больше возможностей для общения.

Ошибочный аргумент в поддержку своего мнения:

✖️ учиться онлайн интереснее (нарушение логики, потому как ранее об этом не было ни слова, аргумент не соотносится по важности с предыдущими аргументами).

Весомый аргумент для опровержения:

✔️ все наработки традиционного образования мы можем перенести в онлайн;

✔️ коммуникация в современном обществе переходит в интернет, поэтому полезно уметь общаться онлайн.

А conclusion (заключение)

В заключении необходимо всё обобщить и подвести итог. Оно состоит из 2–3 предложений, это самая короткая часть. Используйте для заключения обороты to conclude, to sum up, in conclusion, all in all.

Два способа написания заключения:

1. Опора на использованные аргументы. Выделите главное, о чём ваши доводы.

Аргументы за онлайн-обучение:

🔷 можно заниматься откуда угодно — удобство;

🔷 доступ к информации — удобство;

🔷 можно использовать гаджеты — актуальность.

Используйте эти общие категории при написании заключения. Например: «Я считаю онлайн-обучение более удобным и соответствующим времени». Вы не повторитесь, но и не уйдёте в сторону.

2. Подбор других слов для тех же аргументов, которые были в первом абзаце. Для этого нужно заранее наработать лексику и научиться подбирать синонимы.

В заключении не нужно:

✖️ излагать новую информацию и придумывать новые аргументы;

✖️ защищать противоположное мнение: «Онлайн-обучение — это хорошо, но использовать традиционные методы тоже полезно».

Готовый план эссе

  1. Краткая формулировка проблемы (перифраз темы) и двух главных точек зрения
  2. Аргументы за свою точку зрения
  3. Аргументы за противоположную точку зрения
  4. Весомый ответный аргумент
  5. Обобщения или синонимы для повторного описания своей точки зрения

Также в план можно вписать конструкции и лексические обороты, которые вы планируете использовать.

Как соблюсти формальный/нейтральный стиль

  • Не используйте сокращения. Пишем только полную форму — do not, I am, will not, he has, I will, I can not.
  • Избегайте риторических вопросов: «Каковы же причины, по которым считается..?»; они относятся к публицистическому стилю.
  • Употребляйте минимум личных местоимений. Лучше использовать обобщения («люди», «граждане», «школьники») или пассивные грамматические конструкции: «была проделана работа», «был проведён эксперимент». Личное местоимение допустимо только для изложения своего мнения: “I believe…”
  • Не используйте оценочных или ярких экспрессивных прилагательных (good, bad, nice, terrible, interesting, amazing). Если нужны прилагательные, лучше употреблять те, что несут больше смысла и менее эмоционально окрашены: motivating, educational, beneficial, convenient. Подчёркивайте, какие возможности даёт то или иное явление или предмет.
  • Применяйте правило 7+ sentences — в предложении должно быть минимум 7 слов. Избегайте простых коротких предложений.
  • Используйте придаточные предложения уступки:

“While some people believe …, others think …”Not only does it create more opportunities for travelling, but it also”

“Even though traditional classroom can be well-equipped, digital experiments are much safer and allow to explore more options”

  • Не начинайте предложение с but или and. Лучше использовать yet или however. Допустимы moreover и furthermore.
  • Отнеситесь внимательно к знакам препинания. В конце предложения необходима точка. Вводные конструкции и слова-связки выделяются запятыми.

“However, there is an opinion that the resources spent on space exploration could be used on solving our planet’s problems, such as …”

Если сложноподчинённое предложение начинается с придаточного, перед главным ставится запятая.

“If students start doing their projects online at school, they will be better prepared for the real work place, where most of the processes are discussed and worked on via the internet”

Как подсчитать количество слов

Минимум, при котором задание считается выполненным, — 180 слов. Если их будет меньше, вы получите 0 баллов по коммуникативному критерию, а это означает 0 баллов за всё задание. Если количество слов превысит 275, всё, что написано дальше, засчитано не будет, и баллы за решение коммуникативной задачи вы также потеряете.

  • Скачайте экзаменационный бланк и пишите тренировочные эссе на нём.
  • Считайте, сколько слов вашим почерком в среднем умещается на каждой строке (обычно — 6–8).
  • На экзамене считайте строки готового эссе — так вы примерно поймёте, сколько у вас слов.
  • Оставляйте по одной строке после каждого абзаца на случай, если понадобится что-то дописать.

Как организовать время на экзамене

1. Составьте план эссе. Для этого разделите лист бумаги на две колонки: за и против. Запишите в одну колонку все аргументы «за», которые придут вам в голову. Во вторую колонку запишите все аргументы «против».

2. Оцените, что получилось, и берите в качестве «своего мнения» точку зрения, которую можете обосновать. Экзамен не проверяет, что вы думаете и насколько вы знакомы с темой. Он проверяет, как вы умеете писать на английском языке текст данного формата. Если вы придумали меньше трёх аргументов «за», не тратьте время экзамена на придумывание остальных, берите то мнение, которое можете обосновать тремя-четырьмя аргументами.

На письменное задание обычно остаётся около 80 минут, из них 10–15 минут уйдёт на дружеское письмо, если вы хорошо подготовились заранее.

Оставшегося времени хватит, чтобы:

  • составить и записать на черновике план,
  • перенести на чистовик.

Советы по подготовке

Как пополнить словарный запас

  • Читайте статьи на сайтах. Обращайте внимание, какие слова используют авторы для описания одной и той же темы или проблемы. Выписывайте синонимы.
  • Играйте с друзьями в игру наподобие Alias на английском. Ведущий другими словами описывает участникам термин или понятие, а они пытаются угадать, что это такое.
  • Используйте пособие Key Words For Fluency уровня Upper-Intermediate. Там много слов, которые пригодятся для рассуждений на разные темы: benefits, advantage, problems, solutions. Также можно брать оттуда речевые шаблоны.

Как улучшить грамотность

  • Выключите спеллчекер. Автоматическое исправление мешает видеть и анализировать свои ошибки.
  • Пишите от руки, это активизирует моторную память. Сложные слова записывайте несколько раз.
  • Читайте на английском языке. Это задействует зрительную память.
  • Выбирайте более привычный вариант написания (британский или американский) и придерживайтесь его.

Как отработать формат эссе

  • Пишите 1–3 эссе в неделю на темы из кодификатора или из пробных ЕГЭ.
  • Читайте примеры сочинений на американский языковой экзамен TOEFL. Их можно найти в Google по запросу TOEFL sample essay.Там много похожих тем и несложная лексика. Общая структура сочинений отличается, но абзацы с аргументами «за» и «против» похожи.
  • Анализируйте чужие эссе, проверяя их по критериям экзамена: количество абзацев, слов, соблюдение стиля. Например, можно обмениваться тренировочными эссе с друзьями.

Изображения: Nastia Shche / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: