«Искусство — это про жизнь». Как привить любовь к искусству без принуждения

«Искусство — это про жизнь». Как привить любовь к искусству без принуждения
Маша Терк
Маша Терк
Исследовательница в Благотворительном фонде «Шалаш», автор Фоксфорд.Медиа

Дети часто сопротивляются походу в музеи. Им скучно, неинтересно и приходится соблюдать правила, которые могут быть не очень понятны. Можно предположить, что любовь к искусству придёт с возрастом, а сейчас лучше не заставлять и позволить заниматься тем, чем ребёнок хочет. Насильно тянуть плачущего ребёнка в музей, действительно, нет смысла, но и привычка ходить в музеи и вникать в искусство сама не появится. Хобби и увлечения всегда появляются под влиянием среды — сверстников, любимых блогеров, родителей. Поговорили об этом с экспертом.



Наташа Гомберг,

руководительница направления Пушкинский.Youth

Что делать, если ребёнок отказывается идти в музей

Для родителей часто походы в музей — семейная традиция, которая передалась им от старшего поколения. Совершенно естественно стремиться передать такую важную часть досуга своим детям. Дети много чего не любят по собственным причинам, и это нормально. У ребёнка ещё нет знаний о великих произведениях искусства, поэтому рассказы про шедевры мировой культуры его вряд ли заинтересуют и могут только вызвать протест. Поэтому главная задача для родителя, если он хочет привить любовь к музею, — создать такие условия, чтобы ребёнку было интересно. Например, ребёнок может не интересоваться искусством, как таковым, но любить рыцарей, и тогда его могут заинтересовать картины эпохи Средневековья.

Самые маленькие посетители музея очень любят играть, проходить уровни, как в видеоиграх, и зарабатывать «плюсики». В таком случае родитель может собрать музейные открытки и вместе с ребёнком искать их в пространстве музея или разработать систему наклеек и жетонов, которые ребёнок получает, если находит картину, где есть животное или любой другой понравившийся объект.

Если собрать все рекомендации родителям в один большой совет, то он может выглядеть так: найдите способ или сферу, интересную ребёнку за пределами искусства, и используйте их для знакомства с музейной жизнью.

Как подростки могут изучать искусство

В воспоминаниях многих взрослых изучение искусства вечно ассоциируется с лекциями по его истории и урокам классической живописи. Для молодых людей, которые в первую очередь ищут площадку для самореализации и общения, такой подход может быстро наскучить. Новый подход к изучению искусства нашли в Пушкинский.Youth. Это сообщество молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, которые изучают историю искусства, вместе создают собственные проекты, которые потом реализуются на базе Пушкинского музея, и изобретают собственные форматы разговора об искусстве. Клуб всегда был не только образовательным пространством, но ещё и социальным, где встречаются, знакомятся и что-то делают вместе вокруг истории изобразительного искусства и музея.


«Вот эту традицию и сохраняет Пушкинский.Youth. Мы всё ещё рассказываем детям, какие профессии сейчас существуют в сфере искусства, а сам музей используем как старшего брата, у которого есть много разных знакомых-профессионалов»


Зачем изучать искусство

Никакое произведение искусства, до ХХ века точно, не было создано специально для музея, оно всегда было для людей и про людей. Поэтому изучение искусства — это один из способов развития социального интеллекта, который человеку в наши дни очень нужен. Он помогает лучше понимать другого по некоторым крупицам информации, которые содержатся в произведениях искусства, если уметь эту информацию считывать. Помимо очевидного расширения кругозора, изучение искусства в проектном, а не лекционном формате развивает много сопутствующих навыков, которые очень ценятся в ХХI веке:

  1. Критическое мышление и осознанная работа с информацией, потому что в работе со своими проектами подросткам нужно понять, что нового они могут сказать своим проектом.
  2. Цифровая грамотность и проверка информации на подлинность, а также совместная редактура документов и быстрое освоение новых программ типа Notion и Slack. Подростки также отвечают за минимальный постпродакшен своих проектов. Один из примеров таких проектов — рассказы об искусстве в формате комиксов.
  3. Медиаграмотность. В создании проектов в сфере искусства важно знать, как вообще распространяется информация. Например, если ребёнок захочет сделать чат-бота по музею и назовёт его «Давид», то это не означает, что все будут представлять себе скульптуру Давида Микеланджело, а не какого-то другого Давида. Например, участники клуба во время обсуждения XVI века создали путеводитель для путешественников во времени от лица разных деятелей той эпохи, в котором рассказали, что обязательно нужно посетить.
  4. Креативность. Про графическое искусство сказано уже довольно много, поэтому важно найти к нему новый подход и подумать «за пределами коробочки», потому что сказать что-то новое про Микеланджело сложнее, чем, например, про Московский концептуализм. Например, во «ВКонтакте» можно найти аккаунты картин, которые ведутся участниками клуба от лица известных картин из Пушкинского. Вот тут можно почитать, как дела у Адриана Стевенса, торговца сукном, которого запечатлел ван Дейк, а в музее можно найти их по QR-кодам возле картин.
  5. И наконец, социальный интеллект. Почти все проекты в клубе создаются командой, в которой распределяются ресурсы, выявляются сильные стороны каждого участника.

Один из участников Пушкинский.Youth, интересующийся биологией, во время презентации своего проекта ответил на вопрос про любовь к искусству так:


«Биология про жизнь, и искусство тоже про жизнь, поэтому, конечно, оно мне интересно»


У изобразительного искусства действительно есть очень тесная связь с человеческим миром, потому что оно всегда предполагает зрителя. На примере изобразительного искусства, его истории и всех его технических параметров, можно изучать логику и комбинаторику, потому что его можно использовать не по прямому назначению, а как определённый набор данных, что сейчас считается одним из самых важных навыков современного человека.

Изображения: Fireart Studio / Dribbble

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: