<<Лид>>
Зачем учить ребёнка красиво писать
- Для развития мозга. Каллиграфия — эффективный способ развить мелкую моторику. Она помогает избежать проблем с развитием речи и мышлением. Появляющиеся в процессе нейронные связи возьмут на себя координацию любых точных и мелких движений. Это пригодится будущим хирургам, скульпторам или биатлонистам.
- Для успешной учёбы. Не только чтобы учителя не снижали оценки за грязь в тетради. Письмо от руки помогает лучше запомнить правописание слов и сосредоточиться на том, что пишешь. Кроме того, занятия каллиграфией развивают концентрацию, усидчивость, силу воли и самообладание. Всё это пригодится не только в школе.
- Для поднятия самооценки. Научиться аккуратно писать довольно трудно. При правильной мотивации усилия ребёнка окупятся. Он сможет по праву гордиться собой, ведь у него получается то, что выходит далеко не у всех.
- Для самовыражения. Если подходить к занятиям творчески, они станут для ребёнка увлекательной игрой. Возможно, эксперименты с инструментами письма, цветами и шрифтами станут его хобби — отличный старт для будущего дизайнера.
<<Лидген для статьи>>
С какого возраста учить ребёнка письму
Оптимальный возраст для начала обучения письму — 5–6 лет. Именно в этот период у детей активно развивается мелкая моторика и формируется зрительно-моторная координация, необходимые для освоения письма.
Однако индивидуальные особенности каждого ребёнка играют важную роль. Если ваш малыш проявляет интерес к письму раньше этого возраста, не стоит препятствовать его любознательности — лучше поддержать естественное стремление к познанию.
Главное правило — ориентироваться на готовность и желание самого ребёнка. Не стоит заставлять его заниматься письмом, если он пока не проявляет интереса к этому процессу. Насильственное обучение может вызвать отторжение и нежелание учиться в будущем.
Фокус внимания в дошкольном возрасте следует сосредоточить на печатных буквах. Обучение прописному письму лучше оставить на период начальной школы, где этому уделяется специальное внимание. Владение печатными буквами вполне достаточно для дошкольника и станет отличной базой для дальнейшего освоения каллиграфии.
С чего начать
Интерес к письму появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать.
Создать базу для обучения помогут:
- пальчиковые игры;
- игры с мячом и кубиками;
- сборка конструктора;
- рисование, лепка, аппликация, пазлы;
- застёгивание пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;
- нанизывание бус;
- нарезка овощей.
Тактильные буквы
Эффективное обучение письму требует комплексного подхода. Важно развивать у ребёнка не только зрительное, но и тактильное восприятие букв.
Мультисенсорный метод включает несколько техник:
- тактильные карточки с рельефными буквами (можно приобрести или создать вместе с ребёнком);
- конструирование букв из подручных материалов;
- объёмное моделирование с помощью пластилина;
- создание узоров из лент или счётных палочек.
Такой подход помогает малышу лучше запомнить форму букв через разные виды деятельности и делает процесс обучения более увлекательным.
Су-джок
Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.
Упражнение «Кулак — ребро — ладонь»

Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по 8–10 раз.
Упражнение «Дом — ёжик — замок»

- «Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы перпендикулярны ладони.
- «Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки проходят между пальцами другой.
- «Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.
Гимнастика «Колечки»

Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном. Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.
Как правильно учить ребёнка писать
Начальный этап:
- используйте нелинованные листы и карандаши;
- предложите ребёнку рисовать буквы;
- разбирайте элементы букв (палочки, полукруги, перекладины);
- поощряйте любые попытки и отмечайте успехи.
Ориентация на листе:
- научите ребёнка ориентироваться в пространстве листа;
- рисуйте в разных частях: сверху, снизу, справа, слева, по центру;
- используйте игровые элементы (например, «муха на строке»).
Работа со строчками:
- нарисуйте широкие строки;
- тренируйте расположение элементов относительно строк;
- переходите к написанию букв.
Написание букв и слов:
- разбирайте составные элементы каждой буквы;
- показывайте, как соединяются элементы;
- отмечайте важные точки яркими маркерами;
- выделяйте удачные элементы письма.
Завершающий этап:
- анализируйте успехи после каждого занятия;
- обсуждайте, что получалось легко, а что сложно;
- планируйте следующие шаги обучения;
- поддерживайте и подбадривайте ребёнка.
<<Блок перелинковки>>
Как часто нужно заниматься
Пары занятий в день по 15 минут хватит, чтобы дошкольник усвоил начертания букв и не уставал. Если вы сумеете организовать занятия весело и интересно — возможно, ему захочется проводить за ними больше времени.
Обязательно покажите ребёнку, как нужно правильно сидеть и держать в руке карандаш. Организуйте место для занятий так, чтобы ребёнку было удобно, на столе было достаточно места, а свет падал с правильной стороны: для правши — слева, для левши — справа.
Тренироваться в письме помогут книги, составленные по японской методике развивающих тетрадей KUMON. Более подробно прочитать о пособиях можно здесь.