Логотип Фоксфорд

Как и зачем учить детей чистописанию

Письмо от руки постепенно уходит в прошлое. Мы отправляем имейлы по работе, переписываемся в чатах с друзьями и даже списки покупок составляем на смартфоне. Школа осталась чуть ли не единственным местом, где каждый день нужно подолгу водить ручкой по бумаге. Может, вместо этого лучше учить детей печатать вслепую? Сейчас некоторые прогрессивные программы отказываются от занятий каллиграфией. Даже в традиционных школах учителя всё чаще смотрят на почерк сквозь пальцы. Но мы уверены: нужно учить детей писать красиво. Зачем и как, рассказываем далее.
В этой статье

    Зачем учить ребёнка красиво писать

    • Для развития мозга. Каллиграфия — эффективный способ развить мелкую моторику. Она помогает избежать проблем с развитием речи и мышлением. Появляющиеся в процессе нейронные связи возьмут на себя координацию любых точных и мелких движений. Это пригодится будущим хирургам, скульпторам или биатлонистам.
    • Для успешной учёбы. Не только чтобы учителя не снижали оценки за грязь в тетради. Письмо от руки помогает лучше запомнить правописание слов и сосредоточиться на том, что пишешь. Кроме того, занятия каллиграфией развивают концентрацию, усидчивость, силу воли и самообладание. Всё это пригодится не только в школе.
    • Для поднятия самооценки. Научиться аккуратно писать довольно трудно. При правильной мотивации усилия ребёнка окупятся. Он сможет по праву гордиться собой, ведь у него получается то, что выходит далеко не у всех.
    • Для самовыражения. Если подходить к занятиям творчески, они станут для ребёнка увлекательной игрой. Возможно, эксперименты с инструментами письма, цветами и шрифтами станут его хобби — отличный старт для будущего дизайнера.

    Хочу мотивировать ребёнка учиться

    Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

    С какого возраста учить ребёнка письму

    Оптимальный возраст для начала обучения письму — 5–6 лет. Именно в этот период у детей активно развивается мелкая моторика и формируется зрительно-моторная координация, необходимые для освоения письма.

    Однако индивидуальные особенности каждого ребёнка играют важную роль. Если ваш малыш проявляет интерес к письму раньше этого возраста, не стоит препятствовать его любознательности — лучше поддержать естественное стремление к познанию.

    Главное правило — ориентироваться на готовность и желание самого ребёнка. Не стоит заставлять его заниматься письмом, если он пока не проявляет интереса к этому процессу. Насильственное обучение может вызвать отторжение и нежелание учиться в будущем.

    Фокус внимания в дошкольном возрасте следует сосредоточить на печатных буквах. Обучение прописному письму лучше оставить на период начальной школы, где этому уделяется специальное внимание. Владение печатными буквами вполне достаточно для дошкольника и станет отличной базой для дальнейшего освоения каллиграфии.

    С чего начать

    Интерес к письму появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать.

    Создать базу для обучения помогут:

    • пальчиковые игры;
    • игры с мячом и кубиками;
    • сборка конструктора;
    • рисование, лепка, аппликация, пазлы;
    • застёгивание пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;
    • нанизывание бус;
    • нарезка овощей.

    Тактильные буквы

    Эффективное обучение письму требует комплексного подхода. Важно развивать у ребёнка не только зрительное, но и тактильное восприятие букв.

    Мультисенсорный метод включает несколько техник:

    • тактильные карточки с рельефными буквами (можно приобрести или создать вместе с ребёнком);
    • конструирование букв из подручных материалов;
    • объёмное моделирование с помощью пластилина;
    • создание узоров из лент или счётных палочек.

    Такой подход помогает малышу лучше запомнить форму букв через разные виды деятельности и делает процесс обучения более увлекательным.

    Су-джок

    Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.

    Упражнение «Кулак — ребро — ладонь»

    Пример упражнения «Кулак — ребро — ладонь»

    Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по 8–10 раз.

    Упражнение «Дом — ёжик — замок»

    Пример упражнения «Дом — ёжик — замок»
    • «Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы перпендикулярны ладони.
    • «Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки проходят между пальцами другой.
    • «Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.

    Гимнастика «Колечки»

    __wf_reserved_inherit
    Гимнастика «Колечки»

    Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном. Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.

    Как правильно учить ребёнка писать

    Начальный этап:

    • используйте нелинованные листы и карандаши;
    • предложите ребёнку рисовать буквы;
    • разбирайте элементы букв (палочки, полукруги, перекладины);
    • поощряйте любые попытки и отмечайте успехи.

    Ориентация на листе:

    • научите ребёнка ориентироваться в пространстве листа;
    • рисуйте в разных частях: сверху, снизу, справа, слева, по центру;
    • используйте игровые элементы (например, «муха на строке»).

    Работа со строчками:

    • нарисуйте широкие строки;
    • тренируйте расположение элементов относительно строк;
    • переходите к написанию букв.

    Написание букв и слов:

    • разбирайте составные элементы каждой буквы;
    • показывайте, как соединяются элементы;
    • отмечайте важные точки яркими маркерами;
    • выделяйте удачные элементы письма.

    Завершающий этап:

    • анализируйте успехи после каждого занятия;
    • обсуждайте, что получалось легко, а что сложно;
    • планируйте следующие шаги обучения;
    • поддерживайте и подбадривайте ребёнка.

    Как часто нужно заниматься

    Пары занятий в день по 15 минут хватит, чтобы дошкольник усвоил начертания букв и не уставал. Если вы сумеете организовать занятия весело и интересно — возможно, ему захочется проводить за ними больше времени.

    Обязательно покажите ребёнку, как нужно правильно сидеть и держать в руке карандаш. Организуйте место для занятий так, чтобы ребёнку было удобно, на столе было достаточно места, а свет падал с правильной стороны: для правши — слева, для левши — справа.

    Тренироваться в письме помогут книги, составленные по японской методике развивающих тетрадей KUMON. Более подробно прочитать о пособиях можно здесь.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной