«Работа над ошыбками»: рассказываем, почему так важен аккуратный почерк

6
минут
чтения

Иллюстрация: Karolina Kalinowska / Dribbble

Родителям

<<Лид>>

Все ли помнят, как нелегко было освоить правописание в начальных классах? В беззаботном детстве мы не понимали смысла этого занятия, навязанного взрослыми. Интересно, что ситуация зачастую повторяется — и теперь правописание объясняем мы своим детям, а они в свою очередь не понимают, зачем это необходимо.

Причины, по которым может страдать почерк

Способность ребёнка работать над почерком и аккуратно писать зависит от множества факторов: развития мелкой моторики, памяти, пространственного мышления и целеустремлённости.

Уже в дошкольном возрасте можно увидеть особенности, которые сигнализируют о будущих проблемах с почерком и чистописанием:

1.    Неразвитость мелкой моторики.

Ребёнок не любит или не умеет вырезать, лепить, работать с мелкими деталями, ему плохо удаётся работа с бумагой.

2.    Недостаточная нейродинамика.

Медленно переключается с одного действия на другое и быстро устаёт. Может начать писать бодро и красиво, потом сразу устать и делать «как получится».

3.    Слабый артикуляционный аппарат, логопедические нарушения.

4.    Гипертонус или гипотонус мышц пишущей руки.

Слишком сильно нажимает на карандаш или слишком слабо, еле-еле нажимает, тремор пишущей руки.

5.    Несформированность зрительно-пространственного представления:

  • размеры фигур на рисунках не соответствуют реальности (дети выше деревьев, собака ростом с дом и т.п.);
  • изображения букв зеркальны (хотя в дошкольном возрасте это допустимо, но тоже следует обратить внимание и наблюдать этот процесс в динамике);
  • затруднение с повторением элемента по образцу (как смог, так и написал);
  • отсутствие понимания границ листа или фигуры, которую ребёнок заштриховывает.

6.       Низкий уровень контроля собственной деятельности, слабая усидчивость.

Над некоторыми из причин можно работать, давая несложные задания (рисовать квадраты и лепить шарики), с помощью которых ребёнок сможет научиться мыслить многофункционально и объёмно.

«У вчерашних дошкольников бывает маленький опыт выполнения графических заданий или простого рисования, несовершенные координация руки и пространственная ориентация. Слабой может быть и работоспособность, а нужно сказать, что письмо — это весьма энергозатратное занятие для ребёнка», — отмечает Елена Белова, ведущий методист по русскому языку в «Фоксфорде».

Однако проблема может быть не только в отдельно взятом ребёнке. В последние годы прослеживается тенденция реального ухудшения письма у многих детей. Специалисты связывают это с цифровизацией во всём мире. Ребёнок с детства привыкает использовать сенсорный экран или же разговаривать с голосовым помощником вроде Алисы. Потребность правильно писать от руки снижается как у взрослых в сознательном возрасте, так и у детей уже с первых лет жизни.

<<Лидген для статьи>>

Профилактика нарушений письма в дошкольном возрасте

У младших школьников проблемы с письмом приводят к ошибкам, низкой успеваемости и недовольству уроками. А у взрослых отсутствие практики письма от руки ведёт к более низкой запоминаемости и сложностям в восприятии материала.

Калифорнийские психологи провели эксперимент: дали один и тот же лекционный материал студентам с условием, что одна группа материал запишет, другая же — напечатает на ноутбуке. Студенты, писавшие от руки, дали результат по усвоению информации в разы выше, чем те, которые работали с гаджетами. Это говорит о том, что записывание текста от руки даёт гораздо более высокую усваиваемость материала в целом.

Исправить почерк у школьников или у людей в более взрослом возрасте гораздо сложнее, чем у детей в первые годы жизни. Поэтому очень важно заниматься профилактикой нарушений письма, а именно:

  1. Укреплять руку и развивать мелкую моторику.

Для этого можно использовать штриховку, раскрашивание, аппликации, лепку, собирание лего, пазлов.      

  1. Формировать зрительно-пространственную сферу.

Объясните ребёнку, где право, лево, середина. Для этого, например, рисуйте фигурки в разных частях листа.

  1. Обращать внимание на правильное положение листа (для леворуких и праворуких детей оно разное).

  2. Развивать понимание связи между чтением и письмом.

Если ребёнок учит буквы (подготовка к школе), то важно устанавливать связь между фонемой (как слышим) и графемой (как пишем). Часто по незнанию родители учат читать, но не учат писать, а этот процесс должен быть параллельным.

  1. Выбирать простой формат занятий.

Уроки должны быть посильными, с учётом возраста ребёнка,  и организованными в игровой форме, продолжительностью не больше 15 минут.

Как организовать занятия чистописанием для ребёнка

Занятия чистописанием полезно начинать в неразлинованной тетради или в альбоме, чтобы внимание ребёнка было сконцентрировано только на процессе письма, а не на расположении букв на строчке, отмечают эксперты. Сначала вспомните элементы, из которых состоит буква (например, палочка, крючок, петля), и пропишите их. Потом элементы можно соединить в красивый узор, нарисовать целую картину, используя полученный навык.

Уточните у ребёнка, хорошо ли он понимает, что такое середина, низ, верх листа. Для этого попробуйте нарисовать вместе фигурку, например звёздочку, в разных углах тетради, чтобы научить его ориентироваться самостоятельно.

Не забывайте задавать ребёнку вопросы не только о результате, но и о процессе. Обязательно интересуйтесь тем, что ему нравится, что нет, над чем нужно поработать, как он справился в прошлый раз.

Покажите ребёнку оптимальную позу и положение рук во время письма, правильное расположение пишущего предмета в руке. Организуйте светлое и свободное пространство на столе. Лучше заниматься чистописанием с карандашом. Так ребёнок не будет бояться ошибок.  Соблюдение этих условий минимизирует ненужную физическую и психологическую нагрузку ребёнка.


Автор статьи: Василиса Ошарина

Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом во время учёбы

Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка.

media-check-list-04

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Есть ли проблема в том, что ребёнку не нравится учиться писать красиво и без ошибок? Как создать благоприятные условия для хорошего результата в правописании? Правда ли, что умение писать в тетради напрямую связано с состоянием нервной системы? Отвечаем на самые главные вопросы о почерке в статье вместе с экспертом.

Рассылка с лучшими
статьями. Раз в неделю
для
самых занятых

Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!

Шаг 1 из 2

Выберите интересную вам тему

Старшая школа
Средняя школа
Младшая школа
Выбрать, куда получать письма →

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Ваши данные получены

Мы скоро с вами свяжемся
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
или

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
*действителен только для новых пользователей
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
СИЛАЛИСА
Промокод успешно скопирован