<<Лид>>
Все ли помнят, как нелегко было освоить правописание в начальных классах? В беззаботном детстве мы не понимали смысла этого занятия, навязанного взрослыми. Интересно, что ситуация зачастую повторяется — и теперь правописание объясняем мы своим детям, а они в свою очередь не понимают, зачем это необходимо.
Причины, по которым может страдать почерк
Способность ребёнка работать над почерком и аккуратно писать зависит от множества факторов: развития мелкой моторики, памяти, пространственного мышления и целеустремлённости.
Уже в дошкольном возрасте можно увидеть особенности, которые сигнализируют о будущих проблемах с почерком и чистописанием:
1. Неразвитость мелкой моторики.
Ребёнок не любит или не умеет вырезать, лепить, работать с мелкими деталями, ему плохо удаётся работа с бумагой.
2. Недостаточная нейродинамика.
Медленно переключается с одного действия на другое и быстро устаёт. Может начать писать бодро и красиво, потом сразу устать и делать «как получится».
3. Слабый артикуляционный аппарат, логопедические нарушения.
4. Гипертонус или гипотонус мышц пишущей руки.
Слишком сильно нажимает на карандаш или слишком слабо, еле-еле нажимает, тремор пишущей руки.
5. Несформированность зрительно-пространственного представления:
- размеры фигур на рисунках не соответствуют реальности (дети выше деревьев, собака ростом с дом и т.п.);
- изображения букв зеркальны (хотя в дошкольном возрасте это допустимо, но тоже следует обратить внимание и наблюдать этот процесс в динамике);
- затруднение с повторением элемента по образцу (как смог, так и написал);
- отсутствие понимания границ листа или фигуры, которую ребёнок заштриховывает.
6. Низкий уровень контроля собственной деятельности, слабая усидчивость.
Над некоторыми из причин можно работать, давая несложные задания (рисовать квадраты и лепить шарики), с помощью которых ребёнок сможет научиться мыслить многофункционально и объёмно.
«У вчерашних дошкольников бывает маленький опыт выполнения графических заданий или простого рисования, несовершенные координация руки и пространственная ориентация. Слабой может быть и работоспособность, а нужно сказать, что письмо — это весьма энергозатратное занятие для ребёнка», — отмечает Елена Белова, ведущий методист по русскому языку в «Фоксфорде».
Однако проблема может быть не только в отдельно взятом ребёнке. В последние годы прослеживается тенденция реального ухудшения письма у многих детей. Специалисты связывают это с цифровизацией во всём мире. Ребёнок с детства привыкает использовать сенсорный экран или же разговаривать с голосовым помощником вроде Алисы. Потребность правильно писать от руки снижается как у взрослых в сознательном возрасте, так и у детей уже с первых лет жизни.
<<Лидген для статьи>>
Профилактика нарушений письма в дошкольном возрасте
У младших школьников проблемы с письмом приводят к ошибкам, низкой успеваемости и недовольству уроками. А у взрослых отсутствие практики письма от руки ведёт к более низкой запоминаемости и сложностям в восприятии материала.
Калифорнийские психологи провели эксперимент: дали один и тот же лекционный материал студентам с условием, что одна группа материал запишет, другая же — напечатает на ноутбуке. Студенты, писавшие от руки, дали результат по усвоению информации в разы выше, чем те, которые работали с гаджетами. Это говорит о том, что записывание текста от руки даёт гораздо более высокую усваиваемость материала в целом.
Исправить почерк у школьников или у людей в более взрослом возрасте гораздо сложнее, чем у детей в первые годы жизни. Поэтому очень важно заниматься профилактикой нарушений письма, а именно:
- Укреплять руку и развивать мелкую моторику.
Для этого можно использовать штриховку, раскрашивание, аппликации, лепку, собирание лего, пазлов.
- Формировать зрительно-пространственную сферу.
Объясните ребёнку, где право, лево, середина. Для этого, например, рисуйте фигурки в разных частях листа.
- Обращать внимание на правильное положение листа (для леворуких и праворуких детей оно разное).
- Развивать понимание связи между чтением и письмом.
Если ребёнок учит буквы (подготовка к школе), то важно устанавливать связь между фонемой (как слышим) и графемой (как пишем). Часто по незнанию родители учат читать, но не учат писать, а этот процесс должен быть параллельным.
- Выбирать простой формат занятий.
Уроки должны быть посильными, с учётом возраста ребёнка, и организованными в игровой форме, продолжительностью не больше 15 минут.
Как организовать занятия чистописанием для ребёнка
Занятия чистописанием полезно начинать в неразлинованной тетради или в альбоме, чтобы внимание ребёнка было сконцентрировано только на процессе письма, а не на расположении букв на строчке, отмечают эксперты. Сначала вспомните элементы, из которых состоит буква (например, палочка, крючок, петля), и пропишите их. Потом элементы можно соединить в красивый узор, нарисовать целую картину, используя полученный навык.
Уточните у ребёнка, хорошо ли он понимает, что такое середина, низ, верх листа. Для этого попробуйте нарисовать вместе фигурку, например звёздочку, в разных углах тетради, чтобы научить его ориентироваться самостоятельно.
Не забывайте задавать ребёнку вопросы не только о результате, но и о процессе. Обязательно интересуйтесь тем, что ему нравится, что нет, над чем нужно поработать, как он справился в прошлый раз.
Покажите ребёнку оптимальную позу и положение рук во время письма, правильное расположение пишущего предмета в руке. Организуйте светлое и свободное пространство на столе. Лучше заниматься чистописанием с карандашом. Так ребёнок не будет бояться ошибок. Соблюдение этих условий минимизирует ненужную физическую и психологическую нагрузку ребёнка.
Автор статьи: Василиса Ошарина