<<Лид>>
Зачем вести дневник
Есть несколько причин начать вести дневник. Основные: развитие эмоционального интеллекта, стабилизация ментального состояния и рост коммуникативных способностей.
Записывая мысли, ребёнок учится находить связь между событиями и ощущениями. Несколько раз пережив и записав похожие друг на друга ситуации, ребёнок сможет избегать негативных эмоций, предсказывая их заранее, или, наоборот, чаще получать радость от определённых событий. Например, если ваш ребёнок заметит связь между голодом и раздражительностью, он может начать брать перекусы в школу или дальние поездки, чтобы его настроение не портилось.
Кроме того, осознание таких паттернов поведения и взаимосвязей позволит ребёнку эмпатичнее относиться к другим. Фиксация личных эмоций и мыслей научит замечать и чужое настроение, а также находить его причину.
Ещё дневники помогают вербально выражать чувства. Смех или слёзы — реакции на множество состояний, которые не всегда на 100% выражают эмоциональное состояние ребёнка. Если наедине с собой он научится писать о своих переживаниях и объяснять их словами, то со временем сможет правильно транслировать их другим.
<<Лидген для статьи>>
В каком возрасте ребёнку пора начать вести личный дневник
Исходя из того, что практика записи мыслей помогает развивать память, речь и повышает самосознание, привычку вести дневник можно формировать с раннего возраста. Конечно, ребёнок, который только научился писать, будет выражать мысли очень просто — «сегодня я устал» или «на выходных было очень весело». Но даже такая форма саморефлексии начнёт развивать эмоциональный интеллект.
Возможно, маленьким детям будет сложно самостоятельно фиксировать свои чувства и описывать происходящее в их жизни. Вы можете помочь, записывая их речь или подбирая более подходящие слова. С возрастом ребёнок научится делать это самостоятельно.
Важно понять, что начать вести дневник никогда не поздно. Главное ограничение — не столько возраст, сколько неумение превращать поток сознания в текст.
Как помочь ребёнку начать вести дневник
- Создайте безопасную атмосферу. Объясните, что прочитаете записи, только если ребёнок сам об этом попросит. Важно, чтобы он понимал: никто не попытается тайком узнать всё о его переживаниях.
- Объясните, для чего нужен дневник. Может быть, для десятилетнего ребёнка тезис «у тебя будет развиваться эмоциональный интеллект» — не самый действенный довод. Попробуйте увлечь его, опираясь на интересы. Например, предложите перечитать дневник через 10 лет, и тогда он станет капсулой времени.
- Сделайте это занятие эстетичным. Конечно, вести записи можно и в классической зеленой тетради на 12 листов. Но чтобы действительно заинтересовать ребёнка, нужно выбрать красивый носитель его мыслей. Купите ему удобный блокнот с любимым персонажем или предложите украсить личный дневник вместе.
- Выделите на это время. Договоритесь, когда ваш ребёнок будет вести дневник. Это могут быть 15 минут после уроков или полчаса перед сном. Главное, убедитесь, что в это время вашего ребёнка никто не будет отвлекать, чтобы он мог полноценно погрузиться в саморефлексию.
Как оформить дневник
Все записи ребёнок ведёт строго для себя. Это не домашнее задание, у которого есть критерии оценки. Поэтому дневник — лучшее пространство для креатива. Выбрать формат для записей может быть сложно. Мы подготовили несколько идей для личного дневника, которые помогут фиксировать мысли.
- Дневник благодарности. Мелкие неприятности часто перекрывают всё хорошее, что произошло с нами за день. Вы можете предложить ребёнку фиксировать минуты, за которые он благодарен прошедшему дню. Необязательно, чтобы это были грандиозные события. Иногда достаточно вкусного обеда или приятного сна.
- Список достижений. На плечах детей лежит многое: оценки, отношения с одноклассниками, дополнительные кружки. Во всём хочется быть лучшим, и это может привести к выгоранию. Список достижений похож на предыдущий пункт, но вместо поиска вещей, за которые ребёнок благодарен, он будет записывать причины, по которым может похвалить себя. Это помогает взглянуть на достижения со стороны и оценить свою работу.
- Наблюдения. Предложите ребёнку просто записывать всё, что он пережил за день. Простая фиксация событий лучше всего позволит найти связь между внешними ситуациями и эмоциями.
- Разговор с самим собой. Когда кажется, что писать совсем нечего, можно задать себе вопрос «Что бы я сказал себе?». Отвечая на него, ребёнок может писать о переживаниях, мечтах, целях. Важно предупредить, что дневник — не место, в котором стоит себя ругать. Предложите ему поддержать себя, как он сделал бы это по отношению к другу.
- Фрирайтинг. В голове каждого человека есть нескончаемый монолог. Этому не нужно учиться — так работает наше сознание. Дневник может стать физическим носителем этого потока мыслей. Просто нужно переносить их на бумагу. Не стоит ничего выдумывать или вспоминать — достаточно начать писать первое, что приходит в голову.
- Арт-терапия. В дневнике не обязательно только писать. Если ваш ребёнок визуал и фиксирует мир в образах, то предложите ему не ограничиваться текстом. В личном дневнике можно рисовать, вклеивать в него фото и даже создавать коллажи — ограничений нет. Ведь важен не столько формат, сколько возможность выразить мысли в удобном для ребёнка ключе.
Не заставляйте ребёнка вести дневник, если ему не хочется. Эта практика будет работать только при условии, что человек сам хочет фиксировать чувства и осмысливать их.
Покажите на своём примере, как это работает, или превратите это занятие в игру: в течение дня отмечайте события, которые записали бы в личный дневник. Ребёнок должен почувствовать интерес и желание закрепить мысли письменно.
Автор: Полина Никитина