<<Лид>>

Анастасия Митрофанова,
методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог

Евгения Панчишняя,
юрист в Фоксфорде, эксперт по защите прав детей
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Ребёнок может стать объектом неприязни сверстников по разным причинам: материальное положение, физические особенности, внешность, успеваемость или частые пропуски занятий. Даже обычный школьник, не выделяющийся из толпы, может оказаться отвергнутым из-за замкнутости, сложностей в общении или семейных проблем.
Снижение желания общаться может быть связано с самооценкой ребёнка. Это происходит, когда родители либо чрезмерно хвалят его, считая одноклассников недостойными, либо, наоборот, занижают его значимость, называя неудачником.
Важно помнить, что дети различаются по потребности в общении: одни не стремятся к большому кругу друзей, другие жаждут популярности. Конфликты в классе неизбежны из-за разных характеров и интересов. Родители не должны вмешиваться в каждый спор — это часть взросления и социализации.
Однако когда конфликты перерастают в систематический буллинг — это серьёзная проблема. Буллинг проявляется в целенаправленной травле: краже вещей, коллективном оскорблении, распространении слухов и других формах психологического и физического давления.
«Буллинг — это социальный феномен, который заключается в том, что самооценка буллера повышается за счёт унижения выбранного человека и потакания последователей. Такие люди могут воспроизводить на окружающих то, что происходит дома с ними. Ещё буллинг может стать результатом воспитания: если родители не устанавливали правила поведения и ничего не запрещали ребёнку, он будет идти на поводу у своего инстинкта агрессии и никак не анализировать ситуацию», — комментирует психолог Анастасия Митрофанова.
<<Лидген для статьи>>
Как родителям понять, что ребёнок стал изгоем
Для начала родителю стоит разобраться, что происходит с ребёнком: имеет ли место социальная дезадаптация, или его травят.
В первом случае ребёнку трудно влиться в класс и завести друзей, он чрезмерно осторожен и недоверчив к окружению. Важно, что ребёнок всегда был таким: в силу своего характера он может быть скрытным, обидчивым, немногословным, агрессивным. Главное, что в любом коллективе он ведёт себя одинаково.
Буллинг серьёзно влияет на поведение и состояние ребёнка. Если раньше он был активным и общительным, то теперь становится замкнутым, подавленным, раздражительным. Появляются проблемы со сном, аппетитом и нежелание ходить в школу. При этом в других коллективах (например, в спортивной секции) ребёнок может оставаться открытым и общительным.
Признаки физического воздействия: испорченные или пропавшие вещи, повреждения имущества. В тяжёлых случаях обидчики преследуют ребёнка до дома и наносят травмы.
Последствия буллинга могут включать развитие депрессии и потерю доверия к людям. Влияние на психику зависит от личностных особенностей ребёнка и поддержки в семье.
«Последствия буллинга зависят от типа нервной системы жертвы. Дети со слабой нервной системой могут получить тревожное расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Холерики, которых травили, могут и сами стать буллерами. Люди с сильной нервной системой имеют больше шансов относительно спокойно пережить этот период», — отмечает Анастасия.
Очень важно, готовы ли родители поддержать ребёнка и включиться в разрешение этой ситуации.
Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
При социальной дезадаптации рекомендуются следующие меры:
- Групповые тренинги на сплочение коллектива без акцента на проблемном ребёнке. Психолог должен учитывать особенности ученика и создавать безопасную атмосферу для его раскрытия.
- Индивидуальные консультации с психологом, которому ребёнок доверяет. Включают беседы, арт-терапию и создание поддерживающей среды для обсуждения проблем.
При буллинге важно:
- не избегать проблем, так как это лишает ребёнка опыта их решения;
- не молчать о ситуации;
- стараться улучшить атмосферу в коллективе.
«В случае травли работать нужно не с ребёнком, а с классом. Буллинг практически невозможно прекратить изнутри. Сделать это должны взрослые. Необходимо привлечь всех причастных и провести воспитательную беседу, чтобы сделать ситуацию видимой. Важно чётко донести до окружающих: Вася с Машей обижают Петю. Вася с Машей неправы, а Петя молодец, его нужно поддержать. Это очень тонкая работа: нужно понимать, насколько велик авторитет Васи с Машей, как они влияют на атмосферу в школе, чтобы буллинг не перешёл в скрытую форму», — рассказывает Анастасия.
В первую очередь родители ребёнка-жертвы должны прийти к руководству школы и сообщить об этом, попросить директора организовать встречу с родителями обидчиков. Важно добиться того, чтобы они увидели проблему и признали её существование, пообещали принять меры.
Учителя в свою очередь обязаны рассказать о происходящем директору и родителям жертвы, а также школьному психологу. Далее необходимо организовать встречу родителей жертвы и агрессоров вместе с психологом или социальным педагогом.
Конечно, родителям нужно поддержать ребёнка в трудную минуту. Тёплые слова покажут ему, что ситуация, с которой он столкнулся, ненормальна, а с ним, наоборот, всё в порядке, что мама и папа любят его и готовы активно защищать. Важно помнить, что проблему буллинга должны решить взрослые, а не школьник.
<<Блок перелинковки>>
Вот фразы, которые помогут ребёнку пережить неприятный эпизод:
- Я знаю, что ты говоришь правду.
- Ты всегда можешь рассказать мне, что тебя тревожит.
- Ты не обязан справляться с этим один. Я помогу тебе разобраться, если ты не против.
- Давай подумаем вместе, кто ещё сейчас на твоей стороне.
- Эти ребята не имеют права так вести себя с тобой. Им нет оправдания.
- Ты имеешь право бороться за себя. Ты классный, особенный, талантливый.
Категорически нельзя говорить следующие фразы — они не помогут, а только навредят:
- Ты сам виноват.
- Не обращай внимания.
- Не выделяйся и не провоцируй, тогда тебя не тронут.
- Ты выше этого, лучше сосредоточься на учёбе.
- Значит, ты действительно неправ, раз ребята объединились против тебя.
- Ты уже большой и должен разобраться с этим сам.
Кроме того, не стоит отчитывать предполагаемых обидчиков ребёнка в присутствии всего класса — это может вызвать ещё большую агрессию буллера. Родителям следует направить свою энергию на комплексное решение проблемы и разобраться с ней конструктивно, а не эмоционально. Больше советов о том, как предотвратить буллинг, вы можете почитать здесь.
К сожалению, далеко не редки ситуации, когда беседы с учителями и родителями агрессора не приводят к желаемому результату — ребёнка продолжают унижать. Здесь возможны варианты действий: перевести школьника на онлайн-обучение или попробовать привлечь к ответственности стороны, которые проигнорировали проблему. Какие существуют методы юридической защиты, спросили у юриста Евгении Панчишней.
«Понятия „буллинг“ нет в законодательстве, и, соответственно, этот вопрос никак специально не регулируется. В зависимости от того, какие действия применяются по отношению к ребёнку, родитель может принимать различные меры», — рассказывает Евгения.
При буллинге важно действовать последовательно.
Изучить школьные нормативные акты: в них прописаны меры дисциплинарного воздействия на агрессора, включая внесение записей в личное дело и характеристики. Для учеников старше 15 лет возможно отчисление.
Обратиться к школе для применения дисциплинарных мер. Если они неэффективны:
- связаться с семьёй агрессора через администрацию школы;
- при отсутствии результата — обратиться в полицию или суд.
Важно помнить:
- несовершеннолетнего можно привлечь к ответственности только за серьёзные нарушения;
- за менее серьёзные проступки ответственность несут родители или школа.
Так, если несовершеннолетний младше 14 лет испортит имущество ребёнка, возместить вред обязуются родители или школа, если это происходило там. Такая позиция закреплена в статье 1073 Гражданского кодекса РФ.
Несовершеннолетнего старше 16 лет можно привлечь к административной ответственности за физическое насилие без тяжёлых последствий для здоровья. Это будет штраф в размере 5–30 тысяч рублей, арест на 10–15 суток или обязательные работы.
Несовершеннолетнего старше 14 лет можно привлечь и к уголовной ответственности — за причинение тяжкого вреда здоровью, например нарушение функциональности какого-либо органа или конечности. В таком случае в зависимости от тяжести ребёнку грозят обязательные работы, ограничение или лишение свободы. Это закреплено в статьях 111–116 Уголовного кодекса РФ.
Заключение
Буллинг — это серьёзная проблема, требующая внимания и понимания. Несмотря на распространённое мнение, что травля — «нормальное явление», через которое «все проходили», это недопустимая форма насилия.
Наша задача — повышать осведомлённость о проблеме: разъяснять природу буллинга, информировать о методах психологической помощи, объяснять механизмы юридической защиты, менять отношение общества к этой проблеме.
Родителям и детям важно знать: как распознать буллинг, куда обращаться за помощью, какие существуют способы защиты. Только совместными усилиями мы сможем сделать проблему видимой и помочь тем, кто столкнулся с травлей.
Важно помнить, что конфликты в школе могут возникать не только между сверстниками, но и между учеником и учителем, между родителем и учителем — в статье разобрали, чем отличается обычный конфликт от буллинга и как решать подобные споры. Ещё собрали советы для детей, как не стать аутсайдером в новом коллективе и что можно попробовать сделать самостоятельно, если всё же оказался в этом статусе. Разумеется, родителям буллера тоже необходимо понять мотивы трудного поведения ребёнка и постараться помочь ему — как это сделать, описали в отдельном материале.