Логотип Фоксфорд

Ребёнка обижают в школе: что делать родителям

Это совсем не простая ситуация не только для ребёнка, но и для его окружения — родителей, сверстников и учителей. По самым разным причинам школьнику может быть сложно влиться в общество. В статье вместе с психологом Анастасией Митрофановой разбираемся, в каких случаях дети оказываются изгоями в классе и какие существуют пути решения проблемы. А ещё спросили юриста Евгению Панчишнюю, куда обращаться, если разговоры с обидчиками ребёнка не помогли улучшить атмосферу в коллективе.
Дарья Юсова Дарья Юсова
Автор «Силы Лиса»
29 августа 2025
В этой статье

    Анастасия Митрофанова,

    методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог

    Евгения Панчишняя,

    юрист в Фоксфорде, эксперт по защите прав детей

    Почему ребёнок становится в школе изгоем

    Ребёнок может стать объектом неприязни сверстников по разным причинам: материальное положение, физические особенности, внешность, успеваемость или частые пропуски занятий. Даже обычный школьник, не выделяющийся из толпы, может оказаться отвергнутым из-за замкнутости, сложностей в общении или семейных проблем.

    Снижение желания общаться может быть связано с самооценкой ребёнка. Это происходит, когда родители либо чрезмерно хвалят его, считая одноклассников недостойными, либо, наоборот, занижают его значимость, называя неудачником.

    Важно помнить, что дети различаются по потребности в общении: одни не стремятся к большому кругу друзей, другие жаждут популярности. Конфликты в классе неизбежны из-за разных характеров и интересов. Родители не должны вмешиваться в каждый спор — это часть взросления и социализации.

    Однако когда конфликты перерастают в систематический буллинг — это серьёзная проблема. Буллинг проявляется в целенаправленной травле: краже вещей, коллективном оскорблении, распространении слухов и других формах психологического и физического давления.

    «Буллинг — это социальный феномен, который заключается в том, что самооценка буллера повышается за счёт унижения выбранного человека и потакания последователей. Такие люди могут воспроизводить на окружающих то, что происходит дома с ними. Ещё буллинг может стать результатом воспитания: если родители не устанавливали правила поведения и ничего не запрещали ребёнку, он будет идти на поводу у своего инстинкта агрессии и никак не анализировать ситуацию», — комментирует психолог Анастасия Митрофанова.

    Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

    Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

    Как родителям понять, что ребёнок стал изгоем

    Для начала родителю стоит разобраться, что происходит с ребёнком: имеет ли место социальная дезадаптация, или его травят. 

    В первом случае ребёнку трудно влиться в класс и завести друзей, он чрезмерно осторожен и недоверчив к окружению. Важно, что ребёнок всегда был таким: в силу своего характера он может быть скрытным, обидчивым, немногословным, агрессивным. Главное, что в любом коллективе он ведёт себя одинаково.

    Буллинг серьёзно влияет на поведение и состояние ребёнка. Если раньше он был активным и общительным, то теперь становится замкнутым, подавленным, раздражительным. Появляются проблемы со сном, аппетитом и нежелание ходить в школу. При этом в других коллективах (например, в спортивной секции) ребёнок может оставаться открытым и общительным.

    Признаки физического воздействия: испорченные или пропавшие вещи, повреждения имущества. В тяжёлых случаях обидчики преследуют ребёнка до дома и наносят травмы.

    Последствия буллинга могут включать развитие депрессии и потерю доверия к людям. Влияние на психику зависит от личностных особенностей ребёнка и поддержки в семье.

    «Последствия буллинга зависят от типа нервной системы жертвы. Дети со слабой нервной системой могут получить тревожное расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Холерики, которых травили, могут и сами стать буллерами. Люди с сильной нервной системой имеют больше шансов относительно спокойно пережить этот период», — отмечает Анастасия.

    Очень важно, готовы ли родители поддержать ребёнка и включиться в разрешение этой ситуации.

    Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе

    При социальной дезадаптации рекомендуются следующие меры:

    • Групповые тренинги на сплочение коллектива без акцента на проблемном ребёнке. Психолог должен учитывать особенности ученика и создавать безопасную атмосферу для его раскрытия.
    • Индивидуальные консультации с психологом, которому ребёнок доверяет. Включают беседы, арт-терапию и создание поддерживающей среды для обсуждения проблем.

    При буллинге важно:

    • не избегать проблем, так как это лишает ребёнка опыта их решения;
    • не молчать о ситуации;
    • стараться улучшить атмосферу в коллективе.
    «В случае травли работать нужно не с ребёнком, а с классом. Буллинг практически невозможно прекратить изнутри. Сделать это должны взрослые. Необходимо привлечь всех причастных и провести воспитательную беседу, чтобы сделать ситуацию видимой. Важно чётко донести до окружающих: Вася с Машей обижают Петю. Вася с Машей неправы, а Петя молодец, его нужно поддержать. Это очень тонкая работа: нужно понимать, насколько велик авторитет Васи с Машей, как они влияют на атмосферу в школе, чтобы буллинг не перешёл в скрытую форму», — рассказывает Анастасия. 

    В первую очередь родители ребёнка-жертвы должны прийти к руководству школы и сообщить об этом, попросить директора организовать встречу с родителями обидчиков. Важно добиться того, чтобы они увидели проблему и признали её существование, пообещали принять меры.

    Учителя в свою очередь обязаны рассказать о происходящем директору и родителям жертвы, а также школьному психологу. Далее необходимо организовать встречу родителей жертвы и агрессоров вместе с психологом или социальным педагогом.

    Конечно, родителям нужно поддержать ребёнка в трудную минуту. Тёплые слова покажут ему, что ситуация, с которой он столкнулся, ненормальна, а с ним, наоборот, всё в порядке, что мама и папа любят его и готовы активно защищать. Важно помнить, что проблему буллинга должны решить взрослые, а не школьник.

    Вот фразы, которые помогут ребёнку пережить неприятный эпизод:

    • Я знаю, что ты говоришь правду.
    • Ты всегда можешь рассказать мне, что тебя тревожит.
    • Ты не обязан справляться с этим один. Я помогу тебе разобраться, если ты не против.
    • Давай подумаем вместе, кто ещё сейчас на твоей стороне.
    • Эти ребята не имеют права так вести себя с тобой. Им нет оправдания.
    • Ты имеешь право бороться за себя. Ты классный, особенный, талантливый.

    Категорически нельзя говорить следующие фразы — они не помогут, а только навредят: 

    • Ты сам виноват.
    • Не обращай внимания.
    • Не выделяйся и не провоцируй, тогда тебя не тронут.
    • Ты выше этого, лучше сосредоточься на учёбе.
    • Значит, ты действительно неправ, раз ребята объединились против тебя.
    • Ты уже большой и должен разобраться с этим сам. 

    Кроме того, не стоит отчитывать предполагаемых обидчиков ребёнка в присутствии всего класса — это может вызвать ещё большую агрессию буллера. Родителям следует направить свою энергию на комплексное решение проблемы и разобраться с ней конструктивно, а не эмоционально. Больше советов о том, как предотвратить буллинг, вы можете почитать здесь.

    К сожалению, далеко не редки ситуации, когда беседы с учителями и родителями агрессора не приводят к желаемому результату — ребёнка продолжают унижать. Здесь возможны варианты действий: перевести школьника на онлайн-обучение или попробовать привлечь к ответственности стороны, которые проигнорировали проблему. Какие существуют методы юридической защиты, спросили у юриста Евгении Панчишней.

    «Понятия „буллинг“ нет в законодательстве, и, соответственно, этот вопрос никак специально не регулируется. В зависимости от того, какие действия применяются по отношению к ребёнку, родитель может принимать различные меры», — рассказывает Евгения. 

    При буллинге важно действовать последовательно.

    Изучить школьные нормативные акты: в них прописаны меры дисциплинарного воздействия на агрессора, включая внесение записей в личное дело и характеристики. Для учеников старше 15 лет возможно отчисление.

    Обратиться к школе для применения дисциплинарных мер. Если они неэффективны:

    • связаться с семьёй агрессора через администрацию школы;
    • при отсутствии результата — обратиться в полицию или суд.

    Важно помнить:

    • несовершеннолетнего можно привлечь к ответственности только за серьёзные нарушения;
    • за менее серьёзные проступки ответственность несут родители или школа.

    Так, если несовершеннолетний младше 14 лет испортит имущество ребёнка, возместить вред обязуются родители или школа, если это происходило там. Такая позиция закреплена в статье 1073 Гражданского кодекса РФ.

    Несовершеннолетнего старше 16 лет можно привлечь к административной ответственности за физическое насилие без тяжёлых последствий для здоровья. Это будет штраф в размере 5–30 тысяч рублей, арест на 10–15 суток или обязательные работы.

    Несовершеннолетнего старше 14 лет можно привлечь и к уголовной ответственности — за причинение тяжкого вреда здоровью, например нарушение функциональности какого-либо органа или конечности. В таком случае в зависимости от тяжести ребёнку грозят обязательные работы, ограничение или лишение свободы. Это закреплено в статьях 111–116 Уголовного кодекса РФ.

    Заключение

    Буллинг — это серьёзная проблема, требующая внимания и понимания. Несмотря на распространённое мнение, что травля — «нормальное явление», через которое «все проходили», это недопустимая форма насилия.

    Наша задача — повышать осведомлённость о проблеме: разъяснять природу буллинга, информировать о методах психологической помощи, объяснять механизмы юридической защиты, менять отношение общества к этой проблеме.

    Родителям и детям важно знать: как распознать буллинг, куда обращаться за помощью, какие существуют способы защиты. Только совместными усилиями мы сможем сделать проблему видимой и помочь тем, кто столкнулся с травлей.

    Важно помнить, что конфликты в школе могут возникать не только между сверстниками, но и между учеником и учителем, между родителем и учителем — в статье разобрали, чем отличается обычный конфликт от буллинга и как решать подобные споры. Ещё собрали советы для детей, как не стать аутсайдером в новом коллективе и что можно попробовать сделать самостоятельно, если всё же оказался в этом статусе. Разумеется, родителям буллера тоже необходимо понять мотивы трудного поведения ребёнка и постараться помочь ему — как это сделать, описали в отдельном материале.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной