Призовое место на Всеросе по химии: любовь к предмету и широкий кругозор

6
минут
чтения

Экзамены

<<Лид>>

Доверие преподавателей

Я учился в обычной школе Новокузнецка, но в старших классах заинтересовался биологией. Тогда я перевёлся в лицей с профильным химико-биологическим классом. К сожалению, мой новый преподаватель биологии оказался не очень требовательным, и мой интерес к предмету стал пропадать. А учительница по химии сразу дала понять, что на её занятиях расслабиться не получится. Я стал усердно заниматься и неожиданно для себя заинтересовался этой дисциплиной.

Участвовать в олимпиадах я тоже стал благодаря новому учителю. Услышал, как в 9 классе она называет некоторых ребят из класса «олимпиадниками» и как-то по-особенному к ним относится. Стало обидно, что меня нет среди них. Я решил участвовать и приступил к подготовке.

Тогда преподаватели меня не знали, и я не был так уверен в химии, как сегодня. Но сразу решил стать для них заметным: первое время много занимался и по школьной программе, и по олимпиадным заданиям.

<<Параграф c цитатой>>

Например, в начале учебного года выделил несколько месяцев, чтобы тщательно заниматься теми школьными предметами, по которым отставал. В течение этого времени выполнял домашние задания, не пропускал уроки и выстроил хорошие отношения с преподавателями. В результате доверие, которое я заслужил среди учителей, начало работать на меня: через несколько месяцев прилежной учёбы я смог договориться о свободном посещении. Так, большую часть года я готовился к олимпиадам, а домашние задания делал по возможности.

От самоутверждения до любви к химии

К 11 классу я понял, что хочу заниматься только химией. Меня восхищало, что человек при помощи этой науки сделал жизнь более комфортной: научился синтезировать лекарства, создавать стекло и другие материалы, получать красители и прочие полезные вещества. Особенно привлекла органическая химия — эта часть кажется мне наиболее важной, потому что достижения в это области химии мы чаще всего применяем на практике.

Также я считаю химию очень красивой наукой, потому что она объединяет логическое мышление и творческий подход. Ученый-химик свободно может решать задачу так, как сам придумает, потому что в этой области не может быть единого решения: важен не конечный результат, а логика, которой руководствуешься в процессе.

К 11 классу олимпиады стали для меня уже не способом самоутвердиться, а инструментом для изучения любимого предмета. Изучать химию на школьном уровне было уже не интересно.

Как устроена Всероссийская олимпиада по химии

Я участвовал во всех возможных олимпиадах по химии — стал победителем Всесибирской олимпиады школьников и призёром в олимпиадах «Будущее Сибири», СПБГУ, Турнире Ломоносова и Всеросе.

Диплом призёра на Всеросе по химии

Нужно отметить, что для решения любых олимпиадных задач по химии нужны знания и в других областях: математике, физике, географии и биологии. Для Всероса это особенно актуально — там задачи требуют широкого кругозора и более тщательной подготовки.

Всероссийская олимпиада проходит в четыре этапа:

1. Школьный этап — для учеников 8–11 классов. В прошлом году проходил в один тур в сентябре. Задания показались мне лёгкими.

Пример задания на школьном этапе ВсОШ по химии

2. Муниципальный этап — для учеников 8–11 классов, проходил так же в один тур в октябре. Здесь мне попалось уравнение Аррениуса. Я его хорошо отработал, поэтому лёгко вывел все нужные формулы.

3. Региональный этап — только для учеников 9–11 классов, проходит в январе. Здесь добавляется ещё один тур — практический. В теоретической части 6 задач, там можно набрать максимум 100 баллов. На практическом этапе мне попалось задание на количественный анализ — здесь можно набрать максимум 40 баллов.

Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии

4. Заключительный этап — проводится для учеников 9–11 класса с марта по апрель. Проходит в три тура: два теоретических и один практический. Задачи были действительно интересными и сложными, для меня заключительный этап стал испытанием на прочность.

Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии

Апелляция на Всеросе по химии

Об апелляции мне бы хотелось сказать отдельно, потому что на олимпиадах по химии она особенно важна и часто даёт участникам дополнительные баллы. За все 3 года участия в олимпиаде мои работы ни разу не оценивали полностью, что-нибудь всегда упускали.

Члены комиссии хорошо понимают, что можно придумать разные решения для одной и той же задачи по химии. Главное — объяснить им свой ответ. Не врываться в аудиторию и не кричать, а спокойно рассказать, что в вашей работе недооценили. Я на апелляции смог добавить 12,25 балла к своей изначальной оценке.

Но я ещё раз подчеркну, что главная ценность олимпиад — не баллы и призовые места, которые помогут при поступлении. Самое важное — это расширение кругозора и тренировка академического мышления, которые очень помогут во время учёбы в университете. Сейчас я на первом курсе МГУ, и мне намного легче учиться, чем однокурсникам, которые не привыкли к олимпиадным заданиям.

Советы для тех, кто готовится к олимпиаде по химии

Самостоятельно освойте школьный уровень химии летом или в начале года.

Так у вас будут хорошие отношения со школьным учителем и теоретическая база, чтобы решать олимпиадные задания.

Прорешивайте побольше задач прошлых олимпиад.

Задачи по химии требуют особой тренировки — нужно выделить много времени, чтобы начать в них разбираться.

Занимайтесь в школьной лаборатории.

Практические опыты также помогут лучше понимать логику задач в практической части олимпиады.

Пройдите курс по биохимии.

Я прошёл курс Никиты Сергеевича Шлапакова от Фоксфорда, и он мне очень помог продвинуться. Вопросы по биохимии встречаются именно на Всероссийской олимпиаде, а как их решать, в школе никто не объясняет.

Занимайтесь самостоятельно.

Лекции и учителя — это хорошо, но именно при самостоятельной подготовке материал усваивается и запоминается лучше.

Тренируйте логическое мышление и изучайте другие предметы.

Всероссийская олимпиада более сложная, чем остальные олимпиады по химии. Она требует логического мышления и знания по другим предметам: физике, математике и химии. Их не нужно изучать углублённо, но основные понятия важно знать.

Я придерживался принципа «выполняй маленькие правила, нарушай большие».

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Как добиться поддержки преподавателей, зачем пользоваться школьной лабораторией и как знание других предметов поможет в изучении химии — рассказывает Егор Ильин, призёр Всероса по химии.

Рассылка с лучшими
статьями. Раз в неделю
для
самых занятых

Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!

Шаг 1 из 2

Выберите интересную вам тему

Старшая школа
Средняя школа
Младшая школа
Выбрать, куда получать письма →

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Ваши данные получены

Мы скоро с вами свяжемся
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
или

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
*действителен только для новых пользователей
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
СИЛАЛИСА
Промокод успешно скопирован