Логотип Фоксфорд

«Ваш ребёнок всё знает»: что делать, если в школе слишком простая программа

Некоторые дети быстрее одноклассников разбираются в новых темах, задают уточняющие вопросы и кажутся всезнайками. Это радует родителей, раздражает учителей и лишает мотивации самого ребёнка. Рассказываем, как построить учебный план школьника, чтобы ему было нескучно.
Настя Щукина Настя Щукина
Автор «Силы Лиса»
29 октября 2025

Ваш ребёнок легко справляется со школьными заданиями, скучает на уроках и жалуется, что программа слишком простая — это может быть признаком того, что ему не хватает интеллектуальной нагрузки. Как помочь юному эрудиту не потерять интерес к учёбе, найти подходящие образовательные возможности и избежать разочарования — разобрали ниже.

Почему учителям сложно с эрудированными детьми

Когда школьная программа не успевает за познавательными потребностями ребёнка, это может создавать сложности в учебном процессе. Одни дети, не получая новой информации, начинают скучать и теряют концентрацию, другие — ищут дополнительные занятия, чтобы удовлетворить свой интерес.

Традиционная система образования ориентирована на усвоение базовых знаний и навыков, что иногда ограничивает возможности для творческого и индивидуального подхода. При этом не каждый педагог в рамках стандартной программы может уделить достаточно внимания ребёнку, который мыслит нестандартно или стремится к более глубокому изучению темы.

Эрудированные дети часто отличаются любознательностью, склонностью к анализу и желанием докопаться до сути. Эти качества, безусловно, ценны, но не всегда легко вписываются в формат урока, где важно соблюдать общий темп работы. Однако при правильном подходе такие ученики могут не только успешно учиться, но и стать помощниками учителя, вдохновляя одноклассников на более активное познание мира.

Что делать родителю, если ребёнок опережает в развитии сверстников

Признаки опережения в развитии сверстников:

  • Беспрерывно задают вопросы о той сфере, которая волнует.
  • Проводят жёсткую грань между тем, что нравится, и тем, что не нравится. К занятиям второго типа не проявляют никакого интереса. Зачастую это очень расстраивает и даже может злить родителей, которые пытаются заставить ребёнка «идти по программе» и всесторонне развиваться.
  • Гиперактивны и получают информацию разными способами — ошибочно думать, что одарённые и стремящиеся к знаниям дети весь день читают книжки.
Если ребёнок гиперактивен, это не значит, что у него есть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — это диагноз, который ставит врач.
  • Предпочитают общаться с детьми старшего возраста или со взрослыми, поскольку такое общение приносит новые знания.
  • Часто перебивают собеседника, бывают нетерпеливы, порывисты и очень эмоциональны.
  • Мало рассказывают о школе, не делятся новыми знаниями, приходят домой в плохом настроении.

Осознав повышенную интеллектуальную потребность своего ребёнка, родители часто начинают всячески её поощрять, покупая книги, предназначенные для старшего возраста. Детей с ранних лет отдают в различные кружки и секции, тем самым делая отрыв в развитии ребёнка от сверстников ещё больше. Между тем эмоциональное развитие так же важно, как и интеллектуальное. Выпадая из общения с ровесниками, ребёнок начинает проигрывать им в способности распознавать эмоции, испытывать разнообразные гаммы чувств и управлять своими эмоциями, понимать мотивацию и поступки других людей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок расширял круг своих интересов и проводил свободное время не только за чтением книг или решением математических задач. Он должен развлекаться, играть, общаться с друзьями. Социальная адаптация — это необходимая основа для успешной и счастливой жизни.

Ещё одна ошибка — родители часто в присутствии ребёнка нахваливают его, рассказывают родственникам о том, какой он у них одарённый. Ребёнок начинает стремиться всеми силами соответствовать этой характеристике. Для него становится важно быть первым, лучшим, совершенствовать свои навыки и увеличивать знания. Если в какой-то момент он перестаёт оправдывать ожидания родителей либо его просто начинают реже хвалить, у него могут развиться комплексы и уменьшиться вера в себя.

Не акцентируйте внимание на высоком интеллекте вашего ребёнка. Напоминайте, что вы его любите не за то, что он такой умный и так много знает, а просто за то, что он у вас есть. Поддерживайте любые его начинания, не отмахиваясь от его вопросов, даже если их слишком много и они не вполне соответствуют его возрасту, проявляйте понимание и любовь в любых ситуациях.

Хочу мотивировать ребёнка учиться

Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

Как учить умного ребёнка

📖 Про все виды и уровни образования рассказали в статье.

Семейное образование (хоумскулинг)

Преимущества:

  • Индивидуальный темп — ускорять программу по сильным предметам и уделять больше времени сложным темам.
  • Гибкость — углублённо изучать интересующие области. Например, робототехнику, программирование или искусство.
  • Отсутствие «уравниловки» — нет необходимости ждать одноклассников или подстраиваться под стандартный учебный план.
  • Комфортная домашняя обстановка.

Как организовать:

  • Решите, сами вы будете обучать ребёнка, с помощью репетиторов или отдадите в онлайн-школу.
  • Составьте персональный учебный план с учётом интересов и способностей ребёнка.
  • Научите ребёнка самоорганизации, иначе эффективность обучения снизится.
  • Обеспечьте социализацию — кружки, спортивные секции, клубы по интересам, встречи с другими хоумскулерами.
  • Не забудьте про аттестации.

Два класса за год

Ученик Фоксфорда Василий Полторацкий рассказал, как готовился с сдавал аттестации по программе «два за год».

Как это работает:

  • Официальное оформление.
  • Интенсивное обучение — самостоятельное изучение программы и консультации с учителями.
  • Сдача аттестаций досрочно — например, за 5-й и 6-й класс за один год.

Плюсы:

  • Экономия времени.
  • Возможность углублённо заниматься любимыми предметами.

Минусы:

  • Высокая нагрузка — нужна хорошая самодисциплина.
  • Меньше времени на внеклассные занятия и общение.
  • Нет «халявы». Списать или ответить по подсказке одноклассника не получится. Чтобы пройти аттестацию, каждую тему придётся учить добросовестно.
  • Нет контроля. Чтобы осваивать школьную программу самостоятельно, нужны самодисциплина и мотивация.
Программу «два класса за год» лучше комбинировать с дополнительным образованием — олимпиадами, проектами. Иначе рискуете превратить учёбу в гонку.

Более сильная школа

Как выбрать школу:

  • Углублённые программы — математические, естественно-научные, языковые школы.
  • Школы при вузах — например, СУНЦ при МГУ, лицей ВШЭ.
  • Олимпиадные классы — где упор делается на подготовку к интеллектуальным соревнованиям.

Что даёт смена школы:

  • Более сложная и интересная программа.
  • Мотивированное окружение — дети с похожими интересами.
  • Доступ к сильным преподавателям и исследовательским проектам.
  • Подходящий уровень нагрузки будет держать ребёнка тонусе.

Риски:

  • Ребёнок, который раньше был самым умным в классе, оказавшись среди таких же развитых детей, может столкнуться с внутренним кризисом. Потребуется поддержка родителей.
  • Высокая конкуренция — может быть стресс.
  • Большая нагрузка — важно следить, чтобы у ребёнка оставалось время на отдых.
  • Стресс от перехода в новую школу и привыкание к новому коллективу может вызывать дискомфорт.

Как подготовиться к переходу:

  • Пройти тестирование в новой школе — иногда требуется сдача вступительных экзаменов.
  • Подтянуть слабые места заранее — например, на летних курсах.

Дополнительные стратегии для углублённого обучения

  • Онлайн-курсы и дополнительные программы.
  • Олимпиады и конкурсы
  • Научная и проектная деятельность — конференции, исследовательские работы, собственные проекты.
  • Ранняя профориентация — стажировки, встречи с экспертами.
Поделитесь статьёй
Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной