Логотип Фоксфорд

«Ваш ребёнок всё знает»: что делать, если в школе слишком простая программа

Некоторые дети быстрее одноклассников разбираются в новых темах, задают уточняющие вопросы и кажутся всезнайками. Это радует родителей, раздражает учителей и лишает мотивации самого ребёнка. Рассказываем, как построить учебный план школьника, чтобы ему было нескучно.
Настя Щукина Настя Щукина
Автор «Силы Лиса»
6 ноября 2025

Ваш ребёнок легко справляется со школьными заданиями, скучает на уроках и жалуется, что программа слишком простая — это может быть признаком того, что ему не хватает интеллектуальной нагрузки. Как помочь юному эрудиту не потерять интерес к учёбе, найти подходящие образовательные возможности и избежать разочарования — разобрали ниже.

Почему учителям сложно с эрудированными детьми

Когда школьная программа не успевает за познавательными потребностями ребёнка, это может создавать сложности в учебном процессе. Одни дети, не получая новой информации, начинают скучать и теряют концентрацию, другие — ищут дополнительные занятия, чтобы удовлетворить свой интерес.

Традиционная система образования ориентирована на усвоение базовых знаний и навыков, что иногда ограничивает возможности для творческого и индивидуального подхода. При этом не каждый педагог в рамках стандартной программы может уделить достаточно внимания ребёнку, который мыслит нестандартно или стремится к более глубокому изучению темы.

Эрудированные дети часто отличаются любознательностью, склонностью к анализу и желанием докопаться до сути. Эти качества, безусловно, ценны, но не всегда легко вписываются в формат урока, где важно соблюдать общий темп работы. Однако при правильном подходе такие ученики могут не только успешно учиться, но и стать помощниками учителя, вдохновляя одноклассников на более активное познание мира.

Что делать родителю, если ребёнок опережает в развитии сверстников

Признаки опережения в развитии сверстников:

  • Беспрерывно задают вопросы о той сфере, которая волнует.
  • Проводят жёсткую грань между тем, что нравится, и тем, что не нравится. К занятиям второго типа не проявляют никакого интереса. Зачастую это очень расстраивает и даже может злить родителей, которые пытаются заставить ребёнка «идти по программе» и всесторонне развиваться.
  • Гиперактивны и получают информацию разными способами — ошибочно думать, что одарённые и стремящиеся к знаниям дети весь день читают книжки.
Если ребёнок гиперактивен, это не значит, что у него есть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — это диагноз, который ставит врач.
  • Предпочитают общаться с детьми старшего возраста или со взрослыми, поскольку такое общение приносит новые знания.
  • Часто перебивают собеседника, бывают нетерпеливы, порывисты и очень эмоциональны.
  • Мало рассказывают о школе, не делятся новыми знаниями, приходят домой в плохом настроении.

Осознав повышенную интеллектуальную потребность своего ребёнка, родители часто начинают всячески её поощрять, покупая книги, предназначенные для старшего возраста. Детей с ранних лет отдают в различные кружки и секции, тем самым делая отрыв в развитии ребёнка от сверстников ещё больше. Между тем эмоциональное развитие так же важно, как и интеллектуальное. Выпадая из общения с ровесниками, ребёнок начинает проигрывать им в способности распознавать эмоции, испытывать разнообразные гаммы чувств и управлять своими эмоциями, понимать мотивацию и поступки других людей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок расширял круг своих интересов и проводил свободное время не только за чтением книг или решением математических задач. Он должен развлекаться, играть, общаться с друзьями. Социальная адаптация — это необходимая основа для успешной и счастливой жизни.

Ещё одна ошибка — родители часто в присутствии ребёнка нахваливают его, рассказывают родственникам о том, какой он у них одарённый. Ребёнок начинает стремиться всеми силами соответствовать этой характеристике. Для него становится важно быть первым, лучшим, совершенствовать свои навыки и увеличивать знания. Если в какой-то момент он перестаёт оправдывать ожидания родителей либо его просто начинают реже хвалить, у него могут развиться комплексы и уменьшиться вера в себя.

Не акцентируйте внимание на высоком интеллекте вашего ребёнка. Напоминайте, что вы его любите не за то, что он такой умный и так много знает, а просто за то, что он у вас есть. Поддерживайте любые его начинания, не отмахиваясь от его вопросов, даже если их слишком много и они не вполне соответствуют его возрасту, проявляйте понимание и любовь в любых ситуациях.

Хочу мотивировать ребёнка учиться

Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

Как учить умного ребёнка

📖 Про все виды и уровни образования рассказали в статье.

Семейное образование (хоумскулинг)

Преимущества:

  • Индивидуальный темп — ускорять программу по сильным предметам и уделять больше времени сложным темам.
  • Гибкость — углублённо изучать интересующие области. Например, робототехнику, программирование или искусство.
  • Отсутствие «уравниловки» — нет необходимости ждать одноклассников или подстраиваться под стандартный учебный план.
  • Комфортная домашняя обстановка.

Как организовать:

  • Решите, сами вы будете обучать ребёнка, с помощью репетиторов или отдадите в онлайн-школу.
  • Составьте персональный учебный план с учётом интересов и способностей ребёнка.
  • Научите ребёнка самоорганизации, иначе эффективность обучения снизится.
  • Обеспечьте социализацию — кружки, спортивные секции, клубы по интересам, встречи с другими хоумскулерами.
  • Не забудьте про аттестации.

Два класса за год

Ученик Фоксфорда Василий Полторацкий рассказал, как готовился с сдавал аттестации по программе «два за год».

Как это работает:

  • Официальное оформление.
  • Интенсивное обучение — самостоятельное изучение программы и консультации с учителями.
  • Сдача аттестаций досрочно — например, за 5-й и 6-й класс за один год.

Плюсы:

  • Экономия времени.
  • Возможность углублённо заниматься любимыми предметами.

Минусы:

  • Высокая нагрузка — нужна хорошая самодисциплина.
  • Меньше времени на внеклассные занятия и общение.
  • Нет «халявы». Списать или ответить по подсказке одноклассника не получится. Чтобы пройти аттестацию, каждую тему придётся учить добросовестно.
  • Нет контроля. Чтобы осваивать школьную программу самостоятельно, нужны самодисциплина и мотивация.
Программу «два класса за год» лучше комбинировать с дополнительным образованием — олимпиадами, проектами. Иначе рискуете превратить учёбу в гонку.

Более сильная школа

Как выбрать школу:

  • Углублённые программы — математические, естественно-научные, языковые школы.
  • Школы при вузах — например, СУНЦ при МГУ, лицей ВШЭ.
  • Олимпиадные классы — где упор делается на подготовку к интеллектуальным соревнованиям.

Что даёт смена школы:

  • Более сложная и интересная программа.
  • Мотивированное окружение — дети с похожими интересами.
  • Доступ к сильным преподавателям и исследовательским проектам.
  • Подходящий уровень нагрузки будет держать ребёнка тонусе.

Риски:

  • Ребёнок, который раньше был самым умным в классе, оказавшись среди таких же развитых детей, может столкнуться с внутренним кризисом. Потребуется поддержка родителей.
  • Высокая конкуренция — может быть стресс.
  • Большая нагрузка — важно следить, чтобы у ребёнка оставалось время на отдых.
  • Стресс от перехода в новую школу и привыкание к новому коллективу может вызывать дискомфорт.

Как подготовиться к переходу:

  • Пройти тестирование в новой школе — иногда требуется сдача вступительных экзаменов.
  • Подтянуть слабые места заранее — например, на летних курсах.

Дополнительные стратегии для углублённого обучения

  • Онлайн-курсы и дополнительные программы.
  • Олимпиады и конкурсы
  • Научная и проектная деятельность — конференции, исследовательские работы, собственные проекты.
  • Ранняя профориентация — стажировки, встречи с экспертами.
Поделитесь статьёй
Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной