Родителям
Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Давай поговорим
12.10.2023

Ребёнок не хочет жить с родителями: что делать 

Как реагировать взрослым, если подросток планирует побег из дома или заявляет, что хочет жить отдельно от родителей? Отвечает психолог «Фоксфорда» Юлия Старовойт. 
Никита Погодин
Автор «Силы Лиса»
Редакция «Силы Лиса»
6
минут
чтения

<<Лид>>

Юлия Старовойт,

коррекционный психолог. Работает с детьми и подростками. Трижды сбегала из дома в юности.

Ситуации, когда подросток сбегает из дома, планирует побег или сообщает, что не хочет жить с родителями, совсем не редкие, просто об этом не принято говорить. Такое поведение ребёнка свидетельствует о том, что семья переживает кризис. Именно вся семья: желание сына или дочери уйти из дома — это проблема всей системы, а не ребёнка. Семья, друзья, школа — все так или иначе являются участниками этого процесса.

Поведение детей — это «лакмусовая бумажка» проблем семейной системы, а не их причина.

Если вы преподаватель, сосед или другой взрослый, которому ребёнок доверился и заявил, что намерен сбежать из дома, — не спешите вызывать органы опеки. Постарайтесь больше узнать о ситуации, поговорить с членами семьи и разобраться, почему он хочет жить отдельно от родителей.

«Мне небезопасно»

С точки зрения закона и здравого смысла родитель — представитель интересов ребёнка, а значит, во главе угла стоят именно его — ребёнка — потребности и желания. Например, при разводе родителей всегда учитывают мнение маленького члена семьи — с кем и где он хочет жить. Но есть одно условие: в этом месте ничто не должно угрожать его физическому, духовному и моральному здоровью.

Если ребёнку объективно плохо дома — вы знаете, что его бьют, недостаточно кормят, кто-то из семьи страдает зависимостями или психическими заболеваниями, — ребёнок нуждается в немедленной помощи. Скорее всего, ему действительно будет лучше переехать к другому родственнику или доверенному лицу. Можно также запросить социальную поддержку для контроля ситуации. Помните, что по закону несовершеннолетний не имеет права жить без взрослых. Важно дать ему понимание: есть другие взрослые, которые позаботятся о нём.

Другой вариант: если сам дом, по мнению, ребёнка небезопасен. Угроза войны, стихийных бедствий, информация о преступности в районе, плохие отношения с соседями — всё это подпитывает у ребёнка чувство тревоги — обоснованной или нет, не так важно. Например, он столкнулся с пожаром у друзей и теперь боится, что это случится и у него дома, или в детстве его пугали монстром из шкафа, или он слышал о маньяке в соседнем парке — что угодно, заставляющее потерять ощущение безопасности дома. Если родители не разделяют этих переживаний и ничего не предпринимают, чтобы устранить их причину, чувство самосохранения будет сигналить ребёнку: здесь жить нельзя!

Решение: говорите с ребёнком о его страхах и тревогах. Позвольте ему высказать мнение о вас: что его пугает в вашем поведении, где он не чувствует вашей защиты. Возможно, он боится ваших конкретных действий — крика, давления, споров с другими родственниками. Объясните себе и ребёнку, почему и зачем вы это делаете.

Сделайте совместные шаги в сторону безопасности: проверьте замки, изучите правила пожарной безопасности, проговаривайте, как вам важно, чтобы ребёнок чувствовал себя дома спокойно. Оградите и защитите ребёнка от пугающих его соседей или неприятных ему действий родственников, даже если это ваша любимая бабушка: объясните им, почему с вашим ребенком нельзя так поступать.

Создайте уголок, где ребёнок может побыть один, куда даже вы входите только с его разрешения: каждому нужно такое место.

Ощущение доверия к дому и безопасности в семье у ребёнка — это ответственность взрослого.

«Я хочу поступать по-своему»

Вторая возможная причина, по которой ребёнок хочет жить отдельно от родителей, — это потребность отделиться от семейной системы, почувствовать независимость и самостоятельность.

На каждом кризисном этапе развития у ребёнка есть запрос на формирование новых качеств, умений и необходимость узнать себя с новой стороны. Сепарация — это биологический процесс. И если обстановка в семье «душит» развитие автономности, если родители слишком увлечены опекой и не готовы к тому, что их ребёнок взрослеет, то он, следуя зову природы, будет искать способы отделиться. В первую очередь физически. Всё, что окружает ребёнка дома, начнёт казаться ему маленьким и тесным — не по возрасту и амбициям.

Решение: изучите особенности возрастного кризиса, который сейчас проживает ребёнок, — в Сети много психологической литературы о каждом этапе взросления. Подумайте, есть ли у ребёнка возможность быть самостоятельным соответственно его биологическому запросу. Осознаёте ли вы, признаёте ли его изменения? Отмечаете ли, как он приближается к состоянию взрослого? Есть ли у него своя зона ответственности, которую вы не контролируете? Подумайте, в каких вещах вы испытываете уважение к своему подрастающему ребёнку. Как вы это ощущаете и проявляете? Хорошо, если вы сможете поговорить с ним об этом.

<<Лидген для статьи>>

Обсудите с подростком, как он изменился за последнее время, дайте ему возможность рассказать о своих перспективах и планах. Помните, что он постепенно готовится к самостоятельной жизни, но пробовать хочет уже сейчас, медленно меняя созданную вами обстановку в комнате на ту, какую он желает видеть в собственном доме. Обсудите это. Выберите сферы, в которых вы готовы полностью уступить ему дела, и те, где вы сохраняете важный для вас порядок вещей. Навык уважения своего и чужого личного пространства, как и навык быта на общих территориях, ему пригодятся.

<<Блок перелинковки>>

Можно реализовывать потребность ребёнка в автономии, отправляя его в лагеря по интересам, дружины, походы и групповые туры в другие города.

«Я хочу экспериментировать»

В начале жизни ребёнок к вам очень привязан и хочет быть похожим на вас. С возрастом у него появляются новые привязанности и ориентиры. И если сын или дочь заявляет, что не хочет жить с родителями, — возможно, у подростка появились собственные идеалы и образцы, по которым он хочет попробовать жить. Опрокинуть ваши ценности и поиграть с новыми. Изучать всё, что касается прогресса — в технике, моде, обстановке. Влиять на мир. Менять его. Совершать ошибки и учиться их исправлять. Набираться новых впечатлений. Творить. Пачкать всё вокруг. Проявлять свою личность в атрибутах, которые говорят, кто он такой и что для него сейчас важно.

И если всё это недопустимо дома, ребёнок не понимает, какой же тогда это дом. Он начинает мечтать о новых местах, где будет свободен и счастлив, и стремиться к ним.

Решение: позвольте ребёнку быть непохожим на вас. Дайте простор для творчества, в том числе в рамках квартиры. Разрешите ему оставаться на ночь и даже провести несколько дней у родственников или друзей: пусть посмотрит, как живут другие люди. Путешествуйте вместе на любые возможные расстояния и учитесь новому, меняйте обстановку — попробуйте освежить свой быт. Узнавайте больше об интересах подростка, пусть он расскажет, как живут его знакомые и что он хочет привнести в свою жизнь. Возможно, вам будет неприятно это слышать, ведь подросток ещё не научился чувству такта в таких вопросах. Но оставайтесь взрослым — помните, как вы чувствовали себя на его месте в юности.

Резюме

Обычно у детей, которые убегают из дома, нет конкретного плана, куда они пойдут и как будут жить дальше. Ими движут эмоции, за которыми стоят естественные потребности — в безопасности, самостоятельности и самореализации. Пусть ваш дом станет местом, где всё это есть как для вашего ребёнка, так и для вас самих. Учитесь вместе строить отношения на общей территории.

Задумайтесь: возможно, у вас тоже бывает желание сбежать отсюда? Можете поделиться с ребёнком тем, что вы делаете в такие моменты, это будет самое искреннее решение проблемы.

И помните, что нервная система подростка созрела не до конца: он всё ещё нуждается в вашей заботе, только более ненавязчивой и тактичной. И даже если ребёнку кажется, что весь мир несправедлив к нему, ваша задача — при полном сочувствии и уважении показать, что он может сделать, чтобы окружающие заметили и признали его. В первую очередь — в вашем лице.

Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой — и убедитесь, что учёба может быть увлекательной. Демодоступ активен 7 дней

ошибка номера, введите правильный номер
Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

media-check-list-parents

Хочу мотивировать ребёнка учиться

Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз