<<Лид>>

Наталья Куликова,
семейный и клинический психолог
Когда в классе не принимают, обзывают, игнорируют, когда становится не просто некомфортно, а страшно, стоит задуматься о переводе в другую школу. В ситуациях прежде всего нужно заручиться поддержкой родителей или других значимых взрослых и говорить с ними о переводе.
Когда лучше переходить в другую школу
Гораздо легче менять школу, когда это «принято». Например, в 5-й класс больших школ поступают выпускники разных начальных. В специализированные школы с физмат или языковым уклоном принимают после 6-го или 7-го класса. Ну и, конечно, в старшие классы — после окончания основной школы. Ребята оказываются в одинаковом положении: почти никто никого не знает, и им легче влиться в коллектив. Учителя обычно проводят классные мероприятия, чтобы школьники поскорее познакомились и подружились. Когда же в класс приходит один или два новых ученика, всё внимание приковано к ним.
Почему к новеньким в классе придираются
Враждебность по отношению к новичку — естественная реакция группы. Часто ребята сами не понимают, что заставляет их подкалывать нового человека. Причины могут быть разными. Например, с помощью колкостей и нападок «старички» защищают свой статус и показывают превосходство. Также коллектив или отдельные ученики с помощью придирок и насмешек проверяют, чего ждать от новенького. Ещё одной неосознаваемой причиной бывает ревность и злость, если одновременно с приходом ученика из класса ушёл кто-то другой. По выбывшему школьнику ребята могут скучать и рассматривать новенького — совершенно безосновательно — как причину ухода своего друга.
Отношения в группе и реакция на новичка зависят от сложившегося уклада в школе и классе. В атмосфере небольшой домашней или авторской школы наладить контакт и привыкнуть к новому окружению легче. В крупной школе многое зависит от учителя, его умения разрешать конфликты и выстраивать коммуникацию.
Как пойти в новую школу
📖 Как перевести ребёнка в другую школу — рассказали в статье.
Перевод в случае конфликта с одноклассниками — это экстренная мера. Иногда бывает, что отношения не складываются в своём классе, но есть друзья в параллельном. Тогда можно попробовать мягкий вариант — перевод в другой класс: к этому легче адаптироваться, там уже есть контакт и поддержка. Это может быть спасением, если в конфликт не вовлечены учителя — иначе стоит рассматривать перевод в другую школу.
Ещё один вариант — договориться со школой о временном переводе на дистанционное обучение и посмотреть, что будет в течение этого периода. Вы сможете восстановиться, пожить спокойно без ежедневных раздражающих контактов. Возможно, через какое-то время вас будет тянуть в окружение — да, там было плохо, но общения не хватает. В таком случае есть смысл разбираться с психологом, как выстраивать отношения с одноклассниками и почему возникают проблемы.
Если ситуация с одноклассниками была настолько жёсткой, что даже через месяц дистанционного обучения разговоров о школе нет, это однозначный повод перевестись. Для этого будет отчислиться из нынешней школы и подать заявление в новую.
Поменять школу можно в любой момент по желанию родителей или ребёнка вне зависимости от причин (статья 61 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Как адаптироваться в новой школе
Прежде всего, стоит сходить в школу вместе с родителями, посмотреть маршрут, познакомиться с учителями.
В начальной школе многое будет зависеть от того, как учитель введёт ребёнка в новый класс. В средней школе решающим фактором будет личность ребёнка — насколько интровертивный или экстравертивный у него характер:
- Интроверт будет наблюдать за происходящим, пропускать это через себя и постепенно выстраивать контакты. Такой ребёнок будет больше нацелен на учебный процесс, и важно, чтобы учителя его поддержали. Родителям лучше быть рядом, разбирать школьные ситуации, задавать как можно больше открытых вопросов. Не «Как у тебя дела в школе?», а «Кто из ребят тебе больше понравился?» или «Чем вы сегодня занимались?»
- Экстраверт сначала будет выстраивать социальные контакты, и родители могут это поддержать. Можно познакомиться с родителями одноклассников, найти точки соприкосновения, организовать выезд всего класса или неофициальную экскурсию.
Если ситуация в прошлой школе была острая, поначалу в новой школе ребёнок может вести себя агрессивно, огрызаться. Ему очень страшно, он насторожен и боится повторений. Агрессией он, с одной стороны, защищает себя, но с другой — не подпускает. Из-за таких защитных реакций детям, пережившим травлю в прошлой школе, может быть сложнее влиться в новый коллектив.
Эмоционально поддержать может какая-то вещь, которая будет ассоциироваться с домом и защитой. В младшей школе можно взять с собой игрушку, в средней — слайм, мячик или другую антистресс-игрушку. Все эти вещи можно помять и через физиологию снять напряжение. Стоит ориентироваться на то, что важно для ребёнка в плане устройства быта в школе. Если это булочка на обед, неважно, какая еда будет в столовой, — надо положить любимую булочку с собой.
📖 Как вести себя в новом коллективе — рассказали в статье.
<<Лидген для статьи>>
Как завести друзей в новой школе
Когда за спиной уже есть ситуация провала в школе, справиться с адаптацией одному будет очень сложно: важно уметь обращаться к родителям, учителям или школьным психологам. Взрослые помогут не проваливаться в агрессию и отрицание, выбираться и двигаться дальше.
Вне зависимости от вашего возраста классный руководитель должен ввести вас в класс, не акцентируя внимание на проблеме, из-за которой вы перешли в новую школу. Представьтесь, расскажите о своих интересах, о том, что вам важно. Скорее всего, также сложно будет проявлять инициативу, и в таком случае классный руководитель может помочь: например, доверять какие-то просьбы, давая шанс проявить себя перед классом. Учитель может способствовать знакомству с новыми ребятами, ставя ребёнка в разные пары или группы во время совместной деятельности на уроках.
Если ситуация в прошлой школе была не самая плохая, то стоит поддерживать общение со старыми приятелями. Хотя бы за стенами школы ребёнку будет хорошо. Стабильные отношения — опора, чтобы двигаться дальше и пережить травмирующий опыт.
Как преодолеть негатив
- Не принимайте всё на свой счёт. Важно понимать, что ребята, которые пытаются вас задеть, поначалу ничего не имеют против вас лично. Они вас даже не знают, и все нападки обращены к статусу новичка. Поэтому нужно отделять себя от этого временного статуса. Старайтесь воспринимать негативные высказывания с позиции наблюдателя, не принимать близко к сердцу. Если вам удастся отказаться от роли жертвы, вы сможете реагировать на издёвки более спокойно и разумно.
Отвечать на нелестные комментарии в свой адрес следует осторожно, чтобы не перегнуть палку. Через несколько недель придирки прекратятся, и вам нужно будет налаживать отношения с новым коллективом.
- Помните, что всё проходит. Довольно трудно оставаться новеньким на протяжении года и даже полугодия. Скорее всего, к концу первой четверти или раньше вас уже будут считать своим. Возможно именно те, кто провоцирует вас на конфронтацию, станут вашими лучшими друзьями. Если в прежней школе у вас были хорошие отношения — вы сможете найти контакт и в новом классе. Если раньше не удавалось подружиться с одноклассниками, это не значит, что вы обречены. Участвуйте во внеурочных мероприятиях, проектах — так вы найдёте ребят со схожими интересами.
- Настраивайтесь на лучшее. Если вы ожидаете агрессии от окружающих, то сами невольно проявляете враждебность во взгляде, словах, мимике. Люди, которые в коллективе ведут себя открыто и дружелюбно, порой обезоруживают недоброжелателей своим отношением. Не бойтесь внезапных грубых выпадов в свой адрес, но и не мечтайте, что вас сразу встретят как родного. Чтобы проверить, насколько ваши ожидания реалистичны, поделитесь опасениями и надеждами с кем-то из близких взрослых. Родители или старшие друзья
📖 Как помочь ребёнку, если с ним не дружат — рассказали в статье.
Необходимо вовремя обратиться за помощью, если:
- ваши вещи специально и неоднократно портят,
- вам причиняют физический дискомфорт или боль,
- вас оскорбляют,
- вам докучает группа школьников и вас никто не поддерживает открыто.
Речь не идёт о случайностях, которые происходят в весёлых потасовках одноклассников. Постороннему может показаться, что школьники дерутся, а сами они воспринимают это как дружескую толкотню. Если же всем смешно и весело, а вам горько и обидно — нужно рассказать родителям.
📖 Как предотвратить буллинг — рассказали в статье.
Как справиться с тоской по старой школе
- Позвольте себе грустить. Когда мы с чем-то расстаёмся, это всегда печально, даже если новое лучше прежнего. Ощущение грусти неизбежно, и нужно это принять, позволить себе грустить. Возможно, раньше вы ходили мимо красивого клёна, а теперь приходится ехать в метро, где все толкаются. Может, раньше до школы было пять минут пешком, и если забыли сменку, легко было сбегать домой. Даже если новая школа вам тоже нравится, лишаться чего-то всегда печально.
- Общайтесь со старыми друзьями. Возможно, вам будет не очень приятно слушать рассказы о жизни класса, частью которого вы больше не являетесь, но у вас останутся темы для общения. Поддерживайте связь онлайн, приходите навестить учителей и ребят, устраивайте встречи. Не держите эмоции в себе, рассказывайте близким, чего вам не хватает, о чём вы тоскуете.
- Помните, что психике нужно время. Новый класс и школа часто кажутся плохими и несимпатичными, потому что не похожи на старые — это механизм восприятия, так устроен мозг. Если прежняя школа вам нравилась, то каждое отличие от неё будет восприниматься как минус.
<<Блок перелинковки>>
Как быть, если новая школа совсем не подходит
Ощущение, что школа не подходит, возникает, когда человек увлекается поэзией XII века, а его отдают в физмат лицей. Если по прошествии четверти или семестра вы понимаете, что вам трудно, неинтересно учиться или у вас проблемы в классе — поговорите с родителями.
Перед разговором постарайтесь для себя отметить плюсы и минусы учёбы в новой школе — так вы будете оценивать ситуацию более объективно. Если мама или папа не желают слышать о переводе, сформулируйте подробно, чем конкретно не нравится эта школа, в какую вы бы хотели, что для вас значимо.
Чего ждать от родителей
Неважно, сколько ребёнку лет, родительская поддержка — это та основа, на которой строится его мировосприятие. Многое зависит от того, какую позицию займёт родитель: «Ты сам виноват в ситуации, что тебя доводят» или «Ничего, мы справимся, я не дам тебя в обиду». Если родители будут рядом и на стороне ребёнка, решение обязательно найдётся.
Бывает сложно рассказать родителям о том, что в школе — плохо и некомфортно, что вас обижают, на обычные вопросы отвечают ненавистью, агрессией, обесценивают, ни во что не ставят. Если родитель очень эмоционально реагирует, хочет разобраться с обидчиками и объяснить, что своего ребёнка в обиду не даст, стоит предупредить родителя, что это может отпугнуть одноклассников ещё больше. На следующий день у них появится новый повод для издевательств, ведь за ребёнка выясняют отношения мама или папа, сам он ничего не может.
Родителям нужно помочь разобраться ребёнку, с кем у него конфликт: это один человек или весь класс, например, не принимает его образ жизни. Бывает так, что все в классе активные, а ребёнку лучше посидеть в сторонке, почитать или поиграть.
Если есть вопросы, которые решаются на нейтральном уровне, — например, просьба подсесть за одну парту или отсесть, передать ручку, подсказать домашку, — то, скорее всего, ситуация не такая критическая. С конфликтными ситуациями могут помочь разобраться родители.
Например, вас игнорируют одноклассники. Повод для игнорирования не всегда бывает очевиден. Ко мне обращалась многодетная мама — её старшую дочь в школе избегали из-за того, что она была чуть более ответственная, чем её одноклассники. Дома она всегда помогала маме с младшими, и в школе учительница поручала ей такие задания, как отследить дежурства в классе, проверить наличие домашнего задания. Одноклассники боялись, что в случае чего она может отметить что-то не так, подставить их или настучать. Это, конечно, были домыслы, и ничего критического не происходило. Только общаться с ней не хотели и тесного контакта у девочки ни с кем не было.
В таких ситуациях надо вместе с родителями думать, как найти точки соприкосновения с одноклассниками. Можно позвать ребят к себе в гости, организовать внешкольное мероприятие, принести настольные игры в школу, чтобы у ребят был шанс пообщаться в нейтральной ситуации.
Если с родителями не сложилось доверительного общения, нужно искать значимого взрослого, который имеет наибольшее влияние на ребёнка, и действовать через него. Это может быть бабушка, дедушка, учитель математики, школьный психолог, папин или мамин друг.
Если контакта нет ни с кем из взрослых и преследует ощущение безысходности, надо обратиться в службу доверия для детей и подростков — там точно выслушают, дадут максимальную поддержку и помогут найти выход.
Что запомнить
- Любая ситуация индивидуальна, и нужно рассматривать всю совокупность факторов: тип личности ребёнка, сложность конфликта в классе, вовлечённость классного руководителя или учителя, наличие контактов вне класса.
- Если не получается мягко разрешить конфликт временным переводом на дистанционное обучение или переходом в новый класс, если ситуация жёсткая и ребёнок подавлен, это однозначный повод для перевода в новую школу.
- Действовать в таком случае лучше через взрослых — если заручиться поддержкой родителей не удаётся, можно обратиться к друзьям родителей, учителям или другим взрослым, с которыми сложились хорошие отношения.